Для "выездной" тематической кинорулетки "Канадское кино".
Ксавье Долан - главный выскочка современного кинематографа, ему еще нет 30 лет, а он уже снимает про психологию отношений между близкими людьми почти, как Ингмар Бергман. Долан - гордость канадского-франкофонского кино, в "Мамочке" герои говорят на французском языке, показан кусочек провинциальной жизни франкоговорящих канадцев.
Режиссер-выскочка удивил мировую кинообщественность (премьера состоялась на Каннском кинофестивале в 2014 году) необычным - квадратным - форматом изображения. В формате 1:1 кино не снимали, кажется, со времен немого кино, за исключением каких-нибудь малоизвестных экспериментов. Эксперты сразу упрекнули Долана в претенциозности, в желании угодить хипстерам - пользователям Инстаграма. Нестандартный визуальный прием поначалу кажется противоречивым, но вскоре вы уже не будете обращать внимания на черные поля слева и справа. В определенные моменты изображение расширяется до привычного формата, чтобы подчеркнуть особое эмоциональное состояние героев. Не могу сказать, что квадратная картинка насыщает действие какими-то дополнительными смыслами, но восприятие немного освежает.
Рассказывая историю сложных взаимоотношений мамы с трудным ребенком-подростком, Ксавье Долан идет бергмановским путем, жертвуя сюжетом в пользу психологии, что имеет смысл только при условии запредельного актерского мастерства. 24-летний на момент съемок режиссер смог, видимо, очаровать своими жалобными глазками зрелых женщин - актрис Энн Дорваль и Сюзанн Клеман, а также найти правильный подход к реальному подростку Антуану-Оливье Пилону, исполнившему главную роль. Смотришь на его героя и почему-то уверен - в жизни он такой же гиперактивный разрушитель. Актерское трио у Долана справляется впечатляюще.
Сюжетная интрига перечеркивается уже в начальных титрах, когда зрителю сообщают о том, что в Канаде принят вымышленный закон С-14, дающий родителям право передать своего ребенка с тяжелыми расстройствами поведения в больницу на попечение государства. Другими словами, отказаться от трудного ребенка, который крушит всё вокруг, тратит последние родительские деньги, набрасывается на соседей и пр. Сразу понятно, чем всё закончится.
Режиссер - молодец, держится отстраненно, не принимая ничью сторону. Зритель сам принимает решение: кто прав морально - ребенок, которого никто не научил контролировать свои эмоции (отца нет), или мать, которую Стивен буквально разорил, подвел под суд, испортил личную жизнь и вообще довел до крайнего состояния, когда крыша вот-вот уедет. Вопрос упирается в возможность перевоспитания Стивена. Если ребенок поддается воспитанию, то получается виновата мамаша - недотерпела, недолюбила, недожала. С другой стороны, есть основания считать Стивена неисправимым, более того - психически больным. В этом случае изоляция - единственный вариант. Блогер и врач
f-famar считает, что у главного героя шизофрения: "Есть одна грань в поведении человека, не знаю, чувствуют ли её простецы, люди без медицинского образования. Врачи должны её улавливать. Когда асоциальное поведение становится психической болезнью. Вдруг видишь поступок человека - и понимаешь: пора лечить. Так и со Стивом. Однажды мальчик придушил маму за подозрение его в воровстве. Я не говорю, что умственно здоровый человек не мог придушить маму - но Ксавье Долан обставил эпизод так, что сомнений не было: Стив психически болен".
Почитайте также комментарии к ее отзыву.
Мне кажется, сам режиссер суженным форматом изображения дал нам намек, что Стивен - все-таки действительно психически болен. И фильм тогда не про него, а про того, кто указан в названии. Mommy - в какой-то степени притча о том, как мамы по всему миру живут с такими детьми и как они наконец приходят к неизбежному разрешению ситуации.
Моя оценка: 7,5