Для "выездной" тематической кинорулетки "Фильмы про маньяков".
"Фильмы С маньяками" и "Фильмы ПРО маньяков" - всего один предлог, но какая огромная разница. Если первая категория ассоциируется с экшн-слэшерами типа "Хэллоуин" или "Техасская резня бензопилой", то ко второй категории я бы отнес более размеренные фильмы, раскрывающие психологию маньяка. "Генри: Портрет серийного убийцы" - как раз из таких. Слово "портрет" в названии, собственно, намекает на то, что действие будет развиваться не экстенсивно (погони за жертвами по различным локациям), а интенсивно (погружение вглубь маньячной души).
Эта малобюджетная психопатологическая драма снята в документальной манере в естественных условиях - в обшарпанных апартаментах и замусоренных переулках Чикаго. Сюжет частично основан на реальных событиях, главного героя, как и его прототипа, зовут Генри. В детстве он пережил ряд травмирующих событий, разбудивших в нем ненависть к человечеству.
Майкл Рукер в роли маньяка Генри.
Генри убивает легко и быстро, не ради наживы, а ради удовольствия - это для него своего рода наркотическая зависимость. Сцены насилия показаны реалистично, правда, режиссер не смакует чернушные подробности - крови и хрустящих костей здесь на порядок меньше, чем в любом попсовом боевике. Первое время фильм даже воспринимается как неумелая пародия на слэшеры, но в какой-то момент до зрителя доходит весь ужас происходящего - от того, насколько обыденно, рутинно совершаются убийства в ночном американском городе. Полиция? В Чикаго ее, видимо, не завезли.
Вот живет обыкновенный маньяк, вечером после работы дома смотрит ТВ, тут у него где-то зачесалось, он пошел на улицу, убил первого встречного, пошел обратно, купив по пути пивка. Обычное дело. Примерно так жил реальный маньяк Генри Ли Лукас, убивший сотни жертв. Ключевая, единственная по-настоящему душераздирающая сцена в фильме - убийство целой семьи, которое Генри со своим напарником снимают на камеру. Иногда режиссер немного играет в джалло, эстетизируя последствия маньячной деятельности.
В те же годы Джим Джармуш снимает свои первые малобюджетные фильмы про бездельников, бродяг, маргиналов, изображая "неголливудскую" сторону американской жизни. Кино МакНотона в чем-то родственно джармушевскому кино, оно словно относится к той же киновселенной, обращая внимания на ее более мрачные стороны.
Моя оценка: 7/10