В мае этого когда я завершил публикацию заметок из
цикла "Мастера короткометражной анимации", который растянулся на более чем 2 года. Позже я решил собрать весь материал и выпустить в виде электронной книги на платформе Ridero. Все заметки отредактированы, к каждой добавлен список литературы и интернет-источников. И вот книга готова, купить ее можно
здесь (в формате для электронных читалок) или
скачать бесплатно в формате PDF здесь. Материала оказалось настолько много, что pdf-файл получился достаточно "тяжелым" (более 500 мб) - к сожалению, исправить уже невозможно. Забегая вперед, предупрежу, что скоро в этом блоге снова будут публиковаться увлекательные (надеюсь) материалы про короткометражную анимацию.
Если вдруг кто-то захочет что-нибудь задонатить, вот специальная форма:
Предисловие:
«Мастера короткометражной анимации» - сборник заметок, опубликованных ранее в моем блоге altereos.livejournal.com, теперь они отредактированы и собраны здесь под одной обложкой. Концепция сборника очень проста: 100 заметок - 100 режиссеров-аниматоров (точнее, 102 - одна заметка посвящена супружеской паре аниматоров и еще одна - братьям). Все высказывания относительно режиссеров и их фильмов являются личным мнением автора. Материал книги основан на информации из общедоступных интернет-источников, книга не претендует на статус культурологического или киноведческого исследования
Сборник «Мастера короткометражной анимации» - это своеобразный путеводитель по авторской анимации, которая существует уже более сотни лет. Авторская анимация в ее самом широком многообразии - основной интерес автора этого сборника. Авторская анимация может быть популярной (например, мультфильмы Уолта Диснея или нашего Федора Хитрука) и может быть «артхаусной», фестивальной, предназначенной для относительно узкого круга ценителей. Плюс еще множество вариантов между этими крайностями. Что же такое авторская анимация? На эту тему, как и об авторском кино, можно рассуждать долго. Если вкратце, главным критерием, который позволяет нам отнести творчество того или иного режиссера к авторской анимации, является наличие индивидуального стиля режиссера, который может проявляться в узнаваемом визуальном стиле, в наборе любимых средств выразительности («фирменных фишек»), в определенных проблемах и мотивах, которые почему-то особенно волнуют режиссера. Между тем, понятие «авторская анимация» не имеет жестких рамок, часто это вопрос субъективного восприятия зрителя-критика. Некоторые режиссеры в разное время создавали как авторские шедевры, так и заказную или низкопробную мультипликацию (например, для того, чтобы заработать средства, чтобы снимать свою анимацию).
Пролистывая эту книгу, вы, возможно, будете задавать вопрос: почему здесь нет того или иного режиссера? Список из 100 аниматоров, которым посвящены заметки - это вовсе не список «100 лучших аниматоров всех времен», хоть и близок к нему. Я попытался охватить творчество самых выдающихся режиссеров короткометражной анимации, самые великие имена все-таки представлены в книге, за исключением, пожалуй, Уолта Диснея - это фигура стоит особняком в истории мультипликации. Кроме того, ряд советских режиссеров анимации, не попавших в сборник, заслуживают места в разного рода почетных списках, но в советской школе анимации, которую я считаю лучшей в истории, выдающихся мастеров настолько много, что поневоле пришлось кем-то пожертвовать. Наконец, в наше время развивается фестивальная анимация, каждый год появляется множество новых имен, уследить за всеми очень трудно, поэтому я основное внимание уделял классике.
Заметки о режиссерах опубликованы в алфавитном порядке имен. К каждой заметке прилагается список источников (книги, журнальные публикации, воспоминания, заметки блогеров-экспертов в области анимации, телевизионные передачи, документальные фильмы, интернет-сайты аниматоров - всё находится в свободном доступе). В конце книги опубликован список основной литературы на русском языке. В оформлении обложки использованы образы из мультфильмов Нормана Макларена.