Для тематической кинорулетки "Классические нуары" (второй заход).
Фильм оставляет ощущение недоумения. То ли мои киноманские лыжи не едут, то ли... В каком месте это нуар? Почему авторитетные эксперты включают фильм в списки лучших классических нуаров? От нуаров здесь только образ роковой красотки, которая при внимательном изучении оказывается вовсе не роковой женщиной, а глупой истеричкой.
В старых нуаровских шедеврах загадочные femmes fatale одним своим появлением в кадре запускают роковую цепь событий, перемалывающих парней и хороших, и плохих. В "Leave Her to Heaven" соблюден этот нуаровский принцип: красотка Элен мгновенно влюбляет в себя писателя Ричарда, не подозревающего о том, что эта встреча через полгода разрушит его жизнь. Роль эффектной роковой красотки сыграла Джин Тирни. Мартин Скорсезе назвал "Бог ей судья" одним из своих любимых фильмов, а Джин Тирни - одной из самых недооцененных актрис классических (псевдо)нуаров.
Тёмная романтика вокруг образа femme fatale быстро испаряется по мере развития сюжета. Сразу видно, что Элен прогуляла почти весь курс обучения роковых красоток. Героиня хорошо научилась делать хищную моську, но всё остальное (загадочный томный взгляд, мягкое манипулирование "жертвой", высокий интеллект, стратегическое мышление на несколько ходов вперед) - полный провал. Повезло ей в том, что мужчина попался еще более непутевый. Образ писателя Ричарда (как и всех остальных персонажей) нарисован очень поверхностно и схематично. Этому фильму очень не хватает психологизма, эмоциональной достоверности.
Мотивация Элен поражает нелепостью: неужели она серьезно думает, что если убьет младшего брата мужа, мешающего супругам уединиться, муж наконец-то с радостью нырнёт вместе с ней в океан любви? И горевать по братику он не будет? Конечно, и в реальной жизни немало таких глупых ревнивых женщин, инфантильно пытающихся присвоить себе партнера, словно игрушку для любовно-романтических утех, но в "нуаровском" образе роковой красотки такие выносы мозга выглядят крайне нелепо. Проблема в том, что режиссер, сценарист и, видимо, автор романа тоже подают историю как пафосную мелодраму об опасной любви. Однако замысел не соответствует содержанию, в котором я вижу какую-то невероятную историю глупости.
Когда-нибудь кинокритики будущего разоблачат "нуарность" этого фильма, в котором нет ни капли нуарной атмосферы, ни детективной или криминальной линии, ни ночной жизни американского мегаполиса. "Бог ей судья" - технически качественная, но бездушная экранизация, рискну предположить, невыдающегося романа.
Моя оценка: 6/10