Для тематической кинорулетки "Советское кино 1920-1930-х годов".
Славные традиции советского детского приключенческого кино были заложены во многом именно этим фильмом - экранизацией романа Жюля Верна. Сложно представить, чтобы "Дети капитана Гранта" смогли увлечь современного подростка-кинозрителя, когда вокруг такое разнообразие сверхзрелищных видеоаттракционов. Фильм 1936 года визуально устарел - это объективный факт, тут ничего не поделать. Но если вычеркнуть визуал (между прочим, продвинутый для своего времени - за этот компонент отвечал великий мастер визуальных спецэффектов Александр Птушко), останется еще много чего: музыка и песни, запоминающиеся актерские образы, авантюрно-романтический дух. Наконец, некая наивная душевность, свойственная раннему советскому кино.
Мне кажется мы уже не имеем морального права критиковать этот фильм, каким бы примитивным в наше время он ни казался. Роман Жюля Верна и его экранизация 1936 года оказали огромное влияние на мировоззрение нескольких поколений советских детей. Для своей эпохи "Дети капитана Гранта" были прорывом в жанре авантюрного экшена и во многом предопределили появление последующих замечательных фильмов-приключений советского производства. Если и есть смысл что-то анализировать в этом фильме, то его историческую и социокультурную значимость, а не художественные особенности.
Разбор достоинств и недостатков "Детей капитана Гранта" в данном случае сводится к предупреждению потенциального зрителя, предпочитающего современное кино, о том, какие моменты вызовут у него отторжение или недоумение. Прежде всего это недооценка опасностей в различных уголках планеты, которые посещают герои фильма. Во "вселенной" фильма (и вероятно романа) мир оказывается чуть более опасным, чем детская песочница. По степени наивности и нереальности происходящее в истории подобно детским фантазиям о том, что можно однажды выйти из дома, идти по дорожке прямо и через несколько дней вернуться домой с другой стороны, обогнув земной шар.
Понятно, что "Дети капитана Гранта" - это чистая романтика, которую нельзя примеривать к реальности. У нее своя функция - скорее, психологическая: заразить юных зрителей желанием исследовать мир, а адаптироваться к жестоким законам реальности когда-нибудь потом уже помогут другие фильмы и другие люди.
Есть еще несколько вещей, благодаря которым "Дети капитана Гранта" навсегда останутся в истории советского кино. Во-первых, это две песни Исаака Дунаевского на слова Василия Лебедева-Кумача, которые до сих пор все знают: "Капитан, капитан, улыбнитесь", "А ну-ка песню нам пропой, весёлый ветер". Во-вторых, ученый, горе-географ, фанат мореходных странствий Жак Паганель в исполнении Николая Черкасова. Один из самых ярких персонажей советского довоенного кино.