Человек, который слишком много знал (1934, реж. Альфред Хичкок)

Jul 16, 2019 18:28

Для "выездной" тематической кинорулетки "Фильмы Альфреда Хичкока".

Супруги Боб и Джилли с дочкой, англичане, отдыхают в Швейцарии, где становятся невольными участниками опасных шпионских игр. С самого начала история выглядит странно и неправдоподобно, что, впрочем, для Хичкока совершенно не проблема - достаточно вспомнить его будущий хит "На север через северо-запад", в котором шпионские страсти захватывают не столько за счет высокой динамики действия, сколько за счет нарочитой тотальной абсурдности происходящего.




"Человек, который слишком много знал" - предвестник "North by Northwest" в жанре абсурдно-шпионского триллера, кроме того эти два фильма объединяют интригующие названия, которые имеют мало общего собственно с сюжетом. Человек, который слишком много знал - какой человек? что он знал? Если это главный герой Боб, то содержимое секретной записки, которую он единственный успел прочитать, никак не тянет на столь пафосную формулировку "слишком много знал". Если это главный злодей Эббот в исполнении Питера Лорре (одного из самых ярких актеров первой половины 20 века, специализирующихся на отрицательных персонажах), которого чаще всего изображали на афишах (все-таки единственный харизматичный герой во всем фильме), то опять не сходится. Скорее всего Хичкок просто поиронизировал над дешевыми детективными романами с броскими названиями, с вероятной отсылкой на сборник рассказов Честертона "Человек, который знал слишком много".



Питер Лорре

"Человек, который слишком много знал" - один из первых чисто хичкоковских фильмов, снятый еще до переезда режиссера из Великобритании в США. По зрелищности этот триллер уступает голливудским шедеврам Хичкока 50-60-х годов, в том числе и авторимейку 1956 года. Понятное дело, бюджеты несопоставимы. С точки зрения киноведения, "Человек" занимает скромное место в фильмографии Хичкока как одна из удачных работ британского периода, в которых где-то местами вырисовывается будущий фирменный стиль режиссера. Когда мы говорим о хичкоковском стиле, в первую очередь вспоминается такая штука, как саспенс - тревожное ожидание развязки опасной для положительных героев ситуации.



В "Человеке" я бы выделил лишь один эпизод с ярко выраженным саспенсом - сцена в Альберт-холле во время концерта симфонической музыки. В тот момент, когда музыкант ударит в тарелки, убийца выстрелит в английского дипломата, что приведет к политическому кризису и развязыванию новой мировой войны. Звук выстрела будет заглушен ударом тарелок, и злодей сможет уйти незамеченным. В этот момент действительно переживаешь - каким образом героине удастся помешать убийце? Но спойлерить не буду.





"Человек, который слишком много знал" - не из тех фильмов Хичкока, которые следует смотреть в первую очередь. И даже во вторую. Из британского звукового периода более удачными и интересными мне кажутся "Леди исчезает" и "Молодой и невинный". Если вас заинтересовал сюжет, то лучше посмотреть цветной римейк 1956 года.



Моя оценка: 6/10

Материал также опубликован на Яндекс.Дзен.
Previous post Next post
Up