Дарио Ардженто, обзор творчества

Jan 28, 2015 13:36

С удовольствием освоил фильмографию итальянского "мастера ужасов". Не могу сказать, что Дарио Ардженто вошел в число моих любимых режиссеров, но его стилистика оказалась для меня интересной и эстетически привлекательной. Творческий путь у него достаточно ровный (в моем восприятии), из 19 просмотренных фильмов только один меня разочаровал по-настоящему ("Джалло"). А 20-ю и на данный момент последнюю работу - "Дракула 3D" - я смортеть не стал: шансов, что она как-то мне понравится, судя по всему, нет. Таким образом, 18 из 20 фильмов, которые как минимум не разочаровали. При этом позднее творчество (с 90-х годов) Дарио считается неудачным, чуть ли не его деградацией. Если б я был его фанатом, согласился бы. Но объективно не все так плохо: неизбежно ушла атмосфера 80-х, но "вселенная" Ардженто по-прежнему функционирует. Если вы принимаете ее правила - свою порцию удовольствия вы получите.




Часть 1. Основные жанры

1. Психопатологический детектив с элементами эротики, оно же Джалло.
Ардженто - это ярчайший преставитель "золотой эры" джалло. На что в дальнейшем повлиял этот жанр, можно перечислять долго. Сюжеты в арджентовских детективах имеют общие черты. Убийца - кто-то из известных нам персонажей. Внешне он выглядит обычно, нормально, но незаметные окружающим людям психические отклонения толкают его на бессмысленные убийства. При этом такой персонаж обладает удивительной способностью проникать в любое помещение днем и ночью и прятаться там в ожидании очередной жерты настолько искусно, будто он в свое время служил в спецназе. Сюжетные ходы порой абсурдны и нелогичны. Хорошо выразился philip-marlow: "Некоторые ходы за гранью вероятного, но если это красиво и оригинально, то к черту логику".
Примеры из разных десятилетий: "Птица с хрустальным оперением" (70-е), "Дрожь" (80-е), "Травма" (90-е), "Игрок" (2000-е)

2. Мистический детектив-триллер
Это, прежде всего, трилогия "Три Матери", которую кто-то назвал "готикой 20-го века". Здесь Ардженто вдоволь поразвлекался на почве оккультизма, эзотерики, черной магии, психоанализа. Ключевые роли в этих фильмах отдаются женщинам, которые раскрывают нам прекрасный и в то же время извращенный мир женского подсознания. Обратите внимание на символизм одной из начальных сцен "Инферно" (затопленный водой подвал).
Примеры: образующие трилогию "Суспирия", "Преисподняя", "Мать Слез" + "Два злобных глаза", отчасти "Феномен"

Часть 2. "Фирменные фишки"

1. Красивые убийства
Собственно, ради чего многие и смотрят Ардженто и других режиссеров джалло, ужасов, слэшеров и т.д. "Убивает" Дарио Ардженто много, красочно, с удовольствием. Порой чересчур много - когда сюжет того совсем не требует. Но вот что сказал режиссер в документальном фильме "Мир Ужасов Дарио Ардженто": "Снимая убийства, я нахожусь на пике творческой активности". Несмотря на жестокость и натуралистичность сцен, смерти выглядит действительно эстетично: много яркой "вкусной" крови, блестящие лезвия, ну и как же без эротизма...








2. Холодное оружие
Оно у Ардженто на любой вкус: всевозможные ножики, ножницы, тесаки и т.д. Это основное оружие для убийств. Пистолеты, как говорится, нервно курят в сторонке.






3. Глаза
Как передать эмоцию ужаса, безумной одержимости или демонической злости в триллере? Конечно, через глаза. Ардженто дает несколько ценных экземпляров в коллекцию кино-глаз.






4. Вымышленные книги
В некоторых фильмах важную роль в сюжете играют специально придуманные для этого книги. Самый яркий пример - "Три Матери", мемуары итальянского архитектора Эмилио Варелли. Фильм "Дрожь" - о писателе, чья книга "Tenebrae" порождает череду жестоких убийств.






5. Хичкок
Тот, кто видел у Хичкока, например, только "Психо", быстро заметит влияние англо-американского мастера саспенса на стиль Ардженто. Саспенса у его итальянского коллеги и ученика тоже хватает. Фирменные хичкоковские приемы используются в некоторых фильмах Дарио, например, в "Кошке о девяти хвостах" героине предлагают выпить стакан с молоком, которое у Ардженто отравлено, а у Хичкока в "Подозрении" - якобы отравлено. В 2005 году появлятся детектив "Вам нравится Хичкок?" - своего рода знак уважения Альфреду, признание его влияния. Сюжет словно слеплен из двух классических шедевров Хичкока - "Незнакомцы в поезде" и "Окно во двор".






6. Азия Ардженто
Дочь режиссера, культовая актриса - для кого-то единственный повод ознакомиться с подзними работами Дарио Ардженто. Сложно назвать ее выдающейся артисткой, но в стилистику отца она вписывается отлично. Ее персонажи - странные девушки, притягивающие неприятности для себя и для всех, кто неудачно оказался поблизости. Сочетание красоты (хотя ее красота для кого-то спорна) и фатализма. Лучшая, на мой взгляд, совместная работы отца и дочки - "Синдром Стендаля".




Мой ТОП-10

1. "Суспирия" (1977). Понимаю, что неоригинален, но все самые удачные кинематографические эксперименты Ардженто - именно здесь. Красиво, интересно, страшновато.
2. "Кроваво-красное" (1975). Лучший из джалло без мистической основы.
3. "Птица с хрустальным оперением" (1970). Гениальные сюжетные ходы, которые немного смущают своей нелогичностью.
4. "Феномен" (1984). Дженнифер Коннели - повелительница насекомых.
5. "Преисподняя" (1979). Отличное начало, особенно сцена в подвале, затем история становится скучноватой.
6. "Кошка о девяти хвостах" (1970). Просто хороший детектив.
7. "Без сна" (2000). Если бы сняли этот джалло в 70-е, получилась бы классика на все времена.
8. "Ужас в опере" (1987). Интересная и стильная интерпретация известного сюжета.
9. "Пять дней в Милане" (1973). Нетипичный для Ардженто жанр - политическая трагикомедия. Фильм считается проходным, но сам по себе очень неплох, со смыслом, который чрезвычайно актуален в текущие дни.
10. "Синдром Стендаля" (1996). Отличная история, но реализована очень неровно.
Previous post Next post
Up