22 июня 1941 года. Согласно уставам и приказам. Воздушное сражение.

Jul 11, 2010 20:26

Предыдущий пост




На исходе самой короткой летней ночи 1941 г. немецкая авиация обрушилась на советские аэродромы. Основной удар пришелся на Западный Особый военный округ. Здесь, на стратегическом направлении Минск-Москва начала боевые действия германская группа армий «Центр», поддерживаемая 2-м Воздушным флотом с 1680 боевыми самолетами. 2-м воздушным флотом командовал фельдмаршал Альберт фон Кессельринг, имевший высокий уровень подготовки и опыт ведения боевых действий.

 


Авиация Западного фронта была одной из сильнейших в пяти фронтах, которые вступили в бой в первый день войны. В её состав входили 9, 10, 11-я смешанные авиационные дивизии (армейская авиация); 12, 13-я бомбардировочные и 43-я истребительная дивизии и 313, 314-й отдельные разведывательные полки (фронтовая авиация); 8 корпусных авиационных эскадрилий (войсковая авиация). Смешанные дивизии входили в состав 10, 4, 3-й армий и подчинялись их командующим, фронтовая авиация подчинялась командующему ВВС фронта, которым был Герой Советского Союза генерал-майор авиации Иван Иванович Копец. Всего в составе авиации фронта имелось 29 полков, из них 12 истребительных, 13 бомбардировочных, 2 штурмовых, 2 разведывательных, и насчитывалось 1789 самолётов.

Истребительная авиация Западного особого  военного  округа : 237 МиГ-3, 241 И-1 53 в составе 122;123; 127; 129 иап, 361  И-16.

9-я сад: Белосток (управление ад) -МиГ-3, И-16  - 2

41 иап (Белосток, Себурчин)            МиГ-3, МиГ-1 - 42 (27 пилотов)

И-16, И-15 -18         (18 пилот ов)

124 иап  (Белосток)                                МиГ-3 - 62 (16 пилотов)

(М.Мезовецк)                          И-16   -      27(24 пилота)

126 иап(Бельск, Долубово)                МиГ-3       -38(21 пилот)

И-16  -         13(13 пилотов)

129 иап(Заблудово, д.Тарново)         МиГ-3   - 56( 0 пилотов)

И-153  -49 (40пилотов)

10-я сад:(Кобрин (управление ад)

33 иап(Пружаны)                                   И-16             - 37(37  пилотов)

74 шап(Пружаны)                                 И-153, И-15бис - 60(60 пилотов)

123 иап(Стригово, Именин)              И-153 -       53(53 пилота)

Як-1              20(0 пилотов)

11-я сад(Лида (управление ад)    И-16, И-153 -4( пилота)

122 иап(Лида)                                       И-16, И-15бис -60(50  пилотов)

127 иап(Скидель, Лесище)                 И-153, И-15 -65( 53 пилота)

43-я иад(Балбасово (управление ад): И-16              2( 2 пилота)

160 иап(Балбасово, Пронгеевка)     И-153, И-15 -61(39 пилотов)

161 иап(Балбасово, Зубово)              И-16  -        59(17 пилотов)

162 иап(Могилев, Едлино)                И-16 -50(13 пилотов)

163 иап(Могилев, Лубнице)               И-16 -56(10 пилотов)

161-й резервн. ап(Лепель):                   И-16, И-153, И-15 -36(34 пилота)

162-й резервн. ап(Зябровка, Бронное, Холмич): И-16, И-153, СБ -  56(56 экипажей)

Учтены только боеготовые экипажи, способные одновременно подняться в воздух для выполнения боевого задания в зависимости от наличия в авиационных полках исправных боевых самолетов. Источник: "Советская авиация в ВОВ в цифрах",1962

Архив МО, ф.35, оп.107559сс, д.5 (т.1), лл.116-153, 170-207. http://bdsa.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=27&Itemid=28

Итого 572, готовых к немедленному вылету в бой, истребителя. При буквальном исполнении директивы « О ЗАДАЧАХ БОЕВОЙ ПОДГОТОВКИ ВВС КРАСНОЙ АРМИИ НА ЛЕТНИЙ ПЕРИОД 1941 ГОДА» № 34677 от 17 мая 1941 г. К 18  июня 1941 года количество боеготовых экипажей было бы значительно большеи могло быть доведено до 700-800. Но даже в этом случаи, имея запас материальной части, хорошо подготовленный пилот, выйдя из боя на поврежденной машине и совершив посадку на свой аэродром, мог  через незначительное время вылететь на задание на другом истребителе.

ПРИКАЗ О МАСКИРОВКЕ АЭРОДРОМОВ И МАТЕРИАЛЬНОЙ ЧАСТИ ВОЕННО-ВОЗДУШНЫХ СИЛ

№ 0367 от 27 декабря 1940 г.

Приказом HKО 1939 г. № 0145* требовалась обязательная маскировка всех вновь строящихся оперативных аэродромов. Главное управление ВВС Красной Армии эти мероприятия должно было провести не только на оперативных аэродромах, но и на всей аэродромной сети ВВС. Однако ни один из округов должного внимания этому приказу не уделил и его не выполнил.

Необходимо осознать, что без тщательной маскировки всех аэродромов, создания ложных аэродромов и маскировки всей материальной части в современной войне немыслима боевая работа авиации*.

Приказываю:

1. Представить мне на утверждение к 1 января 1941 г. инструкцию по маскировке аэродромов.

2. К 10 января 1941 г. представить соображения о применении камуфлирующей окраски самолетов как выпускаемых авиапромышленностью, так и находящихся в строевых частях ВВС.

3. Все аэродромы, намеченные к засеву в 1941 году, засеять обязательно с учетом маскировки и применительно к окружающей местности путем подбора соответствующих трав. На аэродромах имитировать: поля, луга, огороды, ямы, рвы, канавы, дороги, с тем чтобы полностью слить фон аэродрома с фоном окружающей местности.

То же самое путем подсева провести на всех ранее построенных аэродромах.

К 1 июля 1941 г. закончить маскировку всех аэродромов, расположенных в 500-км полосе от границы.

Командирам авиационных дивизий:

4. До 1 апреля 1941 г. составить схему-план на каждый аэродром по маскировке как в части засева, так и на расстановку переносных маскировочных средств.

5. Силами частей до 1 апреля 1941 г. заготовить необходимый легкий переносной маскировочный материал применительно к каждому аэродрому.

6. По оперативным аэродромам, сдаваемым в аренду советским и хозяйственным организациям, оговорить в договорах требование сохранности и целости средств маскировки.

7. Маскировочный засев аэродромов и оборудование переносных средств маскировки произвести за счет денежных средств, отпускаемых на строительство аэродромов и их содержание.

8. В дальнейшем не принимать от строительных организаций вновь построенных летных полей, засеянных без учета маскировки.

9. Генерал-инспектору ВВС установить контроль и о ходе работ докладывать ежемесячно.

Народный комиссар обороны СССР Маршал Советского Союза С. Тимошенко

В соответствии с Боевым уставом ВВС РККА  1940г. каждый авиаполк должен был иметь не менее одного запасного аэродрома для рассредоточения и приказ о маскировке относился к ним в полной мере. Кроме того в виду проведения строительных работ маскировка основных аэродромов базирования  и использование их по прямому назначению были либо сильно затруднены или вообще невозможны. Таким образом, запасные аэродромы в случаи угрозы начала боевых действий  становились основой базирования ВВС округа.

К июню 1941 года в соответствии с приказом  в каждом районе авиационного базирования 500-км пограничной полосы были организованы по  8 - 10 ложных аэродромов, оборудованных   40- 50 макетами самолетов каждый. В полках  авиации ЗОВО завершена подготовка запасных оперативных аэродромов.  Проведены мероприятия по маскировке складов, мастерских, парков и   обеспечена  их полная  ненаблюдаемость с воздуха.  Проведенную маскировку аэродромов  и складов была  проверена  с воздуха наблюдением ответственными  командирами  штабов округов и фотосъемками. Все вскрытые ими недочеты были немедленно устранены.

До 19 июня 1941 года на основных аэродромах базирования шла интенсивная боевая учеба, что не оставило сомнений у командования «люфтваффе» о дислокации ВВС округа. После получения директивы о выведении командования округа на полевой КП, авиация начала скрытое рассредоточение по запасным аэродромам, расположенным в 15-20 км от мест постоянного базирования и вне досягаемости возможного артиллерийского огня с сопредельной стороны.  На основных остались  группы прикрытия в составе одного - двух звеньев и начато демонстративное проведение маскировочных мероприятий.

К  6 часам утра  21 июня основные силы авиации завершили передислокацию и маскировку матчасти.  Начато  дежурство в состоянии боевой готовности. « При дежурстве на аэродромах для истребителей было установлено три степени боевой готовности: № 1, 2, и 3. Они обеспечивали взлет истребителей: из готовности № 1 - немедленно; из готовности № 2 - летом через 2-3 мин, зимой через 4-6 мин; из готовности № 3 - летом и зимой через 15-20 мин.  При перехвате самолетов противника из положения дежурства на аэродромах дивизии, как правило, имели три группы истребителей соответственно в готовности № 1, 2 и 3, имея в каждой группе 1/3 своих сил или одну авиаэскадрилью  на каждом аэродроме, что на дивизию составляло один авиаполк, который мог взлететь немедленно. Такое же примерно количество истребителей можно было поднять в воздух через 2-3 мин из готовности № 2 для наращивания усилий первой группы или в качестве второго эшелона для смены первой группы, если встреча и бой с самолетами противника состоялись на дальних подступах. Третья группа использовалась в качестве резерва или третьего эшелона.

Итак, в первом эшелоне основные силы ИА - восемь иап. Бомбардировочная авиация сзади в глубине 400-450км. 43иад - резерв, а также прикрытие промышленных и транспортных объектов восточной Белоруссии. В 2 часа ночи 22 июня 1941 года генерал-майор авиации И. И. Копец  отдал приказ о приведении авиации фронта в состояние боевой готовности №1. В 2.45  с основных аэродромов  для патрулирования в районах их нахождения были   подняты ранее оставленные там группы прикрытия.

Второй воздушный флот Люфтваффе                :36 истребительных эскадрилий (430 экипажей)  и   50 штурмовых и бомбардировочных  эскадрилий (580 экипажей).

Фон Кессельринг, имея меньше самолётов, чем противостоящая авиация, решил уничтожить её в два этапа: на первом - армейскую авиацию, а на втором - фронтовую. Смешанные авиадивизии армейской авиации он решил уничтожить преимущественно на аэродромах, а самолёты фронтовой авиации - в воздухе, так как с ликвидацией истребительных полков бомбардировщики будут летать на задания без сопровождения и станут лёгкой добычей для немецких лётчиков.

Пользуясь преимуществом внезапного нападения, немецкая авиация ещё до объявления Германией войны Советскому Союзу на рассвете 22 июня 1941 года нанесла удары в полосе Западного фронта по 26 аэродромам, которые заранее были разведаны. При этом ударам с воздуха были подвергнуты все аэродромы армейской авиации  и дополнительно три аэродрома, на которых базировались два разведывательных полка и один бомбардировочный фронтовой авиации.

Группы прикрытия,  патрулировавшие над  давно разведанными и изученными аэродромами, были буквально сметены с неба. Но свою задачу они выполнили - окончательно убедили командование люфтваффе в правильности выбора и успели доложить на свои КП.  И когда последние сомнения были рассеяны, и стало ясно, что это война - прозвучала команда «Взлёт!».

Как правило, взлет осуществлялся звеньями, что обеспечивало взлет дивизии в полном составе за 5-6 мин. Сбор каждой эскадрильи после взлета производился на прямой при полете к цели. Достаточное количество самолетов  обеспечило эшелонирование  по высоте от 500-600 до 4000-5000 м.   Каждая ступенька этой  «этажерки» выполняла свою, строго определенную роль. В том случае, когда неприятельским самолетам и удавалось уйти из-под удара одной ступеньки «этажерки», они тут же попадали под огонь другой.  Ввод в бой каждой эскадрильи осуществлялся с ходу, и, конечно, в первую очередь истребители атаковали бомбардировщиков противника.  Истребительная дивизия, вводимая в бой в полном составе, при выделении 1/3 сил в прикрывающую группу для борьбы с истребителями сопровождения могла уничтожить до 20-30 бомбардировщиков противника.

С момента встречи патрулей с истребителями Люфтваффе прошло около  10  минут. За это время успели подтянуться бомбардировщики и приступить к методичному стиранию в пыль спящих аэродромов. Делавшая  очередной разворот пара Bf-109 F-2  на высоте 3500м над населенным пунктом Пружаны  лоб в лоб столкнулась с  вывалившимися в пикировании из облаков  эскадрильей  И-16 33 иап.  Пятнадцать машин  уже выстроившихся для атаки пронеслись  мимо «худых», подбив одного и незначительно повредив второго, и отработала по отходящим от цели и ещё не успевшим набрать скорость Ю-88. После чего используя набранную скорость  «ишачки» полезли вверх и были атакованы истребителями эскорта. Но те были встречены огнем другой группы  И-16 подошедшей к месту схватки со значительным превышением по высоте. Новая группа, прикрыв огнем своих товарищей, также отработала по быстроходным «юнкерсам». На более тихоходные Не-111 и Ю-87 навалились И-153 74 шап. « Мессеры»  конечно вырвутся из  боя, займут выгодную высоту и даже удачно атакуют. Один, в лучшем случаи два раза. Они к этому моменту уже минут 40-45 как воздух пилят, а домой надо еще долететь. Русские же налетали только минут 15 и запас времени у них есть и численное превосходство тоже, и мастерство.  Кто с мечом к нам придет - так ему  и надо. Сам виноват. В общем кто-то да убежит , не все . Тихоходные Ю-87 со слабым оборонительным вооружением  точно не убегут. «Им даже не надо крестов на могилы - сойдут и на крыльях кресты».

123 иап  на истребителях  И-153  с первых минут агрессии  вступил в   бой над Кобриным , перехватив группу из 20 Не-111 в сопровождении 12 Bf-109.  К 5.00 утра Б.Н. Сурин уже имел личную победу - сбил В1-109. В четвертом боевом вылете, будучи тяжело ранен, он привел свою "чайку" на аэродром, но посадить уже не смог. Очевидно, умер в кабине при выравнивании...  Борис Николаевич Сурин провел 4 боя, лично сбил 3 германских самолета. Но это не стало рекордом. Лучшим снайпером дня оказался молодой летчик Иван Калабушкин: на рассвете он уничтожил два Ju-88, ближе к полудню - Не-111. а на закате жертвами его юркой "чайки" стали два Bf-109.  В том же вылете, засмотревшись на горящий 109-й, он пропустил атаку противника и надолго выбыл из строя. Около восьми утра четыре истребителя, пилотируемые к-ном М.П.Можаевым, л-тами Г.Н.Жидовым, П.С.Рябцевым и Назаровым, вылетели против восьмерки "Мессершмиттов-109". Взяв в "клещи" машину Жмдова, немцы подбили ее. Выручая товарища, Можаев сбил одного фашиста. Жидов поджег второго. Израсходовав боекомплект, Рябцев таранил третьего противника.  
В РИ размен шел 6 к 1 не в нашу пользу, при подавляющем численном превосходстве «люфтваффе» после внезапного удара по аэродромам, всеобщей панике, потере связи и управления.

Паники нет, связь функционирует, управление присутствует, инфраструктура не разрушена, к исходу дня немецкие  танки так и не появились на аэродромах. Работать можно. И не все немецкие пилоты асы. А повышать мастерство на «мальчиках для битья» у них возможности не будет. Кроме того в ВВС ЗОВО также немало пилотов имеющих боевой опыт. И в данном случаи они будут не бессильно проклинать фрицев сидя на земле у своих разбитых самолетов, но активно помогать им расстаться с жизнью. А размен даже два к одному станет для «люфтваффе» катастрофой.  Уцелев в первый день войны и сохранив организационную структуру  ВВС Западного фронта, сможет оказать существенную поддержку сухопутным силам в приграничном сражении и решить другие, ещё до войны поставленные перед  ними, задачи. В частности, по плану прикрытия Западного ОВО:

«а) нанести одновременный удар по установленным аэродромам и базам противника, расположенным в первой зоне, до рубежа Инстербург (Черняховск), Алленштайн, Млава, Варшава, Демблин, прикрыв действия бомбардировочной авиации истребительной авиацией.

Для выполнения этой задачи потребуется 138 звеньев, мы имеем 142 звена, т. е. используя всю наличную бомбардировочную авиацию, можем решить эту задачу одновременно;

б) вторым вылетом бомбардировочной авиации нанести удар по аэродромам и базам противника, расположенным во второй зоне до рубежа Кёнигсберг, Мариенбург, Торунь, Лодзь. Для этой цели могут быть использованы самолеты типа «СБ», «Пе», АР-2, которых мы имеем 122 звена, для решения этой задачи требуется 132 звена, недостает 10 звеньев….

в) …для удара по жел/дорожным мостам могут быть использованы только самолеты типа «Пе-2» и АР-2, которые могут производить бомбометание с пикирования…Ввиду того, что у нас мало пикирующих бомбардировщиков, необходимо взять для разрушения только главнейшие мосты, как то: в Торуне, Варшаве и Демблине…».

Ночью на  штурмующие   границу  подразделения вермахта упадут бомбы большого калибра. Тихоходные гиганты ТБ-3  при тактически правильном (т. е. ночном) применении оказались одновременно и эффективными, и весьма живучими: экипажи ТБ-3 выполняли на них в среднем по 100 вылетов на одну боевую потерю! Для 1941 года это рекордные показатели.  В ВВС ЗапОВО около 300 экипажей были полностью подготовлены к полетам в ночное время в простых и 17 экипажей в сложных метеоусловиях.

А дальше возможны варианты.

Эта ссылка будет полезна тем кто испытывает проблемы со своей сантехникой. Что бы они прекратились раз и навсегда вам нужен просто провести качественные сантехнические работы, которая сможет для вас сделать самая профессиональная компания в этой области - «Супер Марио».

Среди молодёжи большую популярность приобрели рюкзаки. Если ваш ребёнок просит вас купить рюкзак то перед тем как сделать окончательный выбор обязательно посетите эту страницу. На ней продаются самые разные рюкзаки по очень приемлемым ценам.

Всех хозяев компаний, так сказать, малого бизнеса приглашаю ознакомиться с уникальным решением для подобных фирм от компании Microsoft - Windows Server 2008 R2 Foundation . Я думаю, что это то что вам нужно.



альтернативная оборона Белостокского выс, Великая Отечественная Война, альтернативная история, СССР, Третий Рейх

Previous post Next post
Up