Давеча тут возник разговор о том,
кто как воспринимает чудо: что такое, собственно, чудо, кто что в это понятие вкладывает и что для него из этого следует. По ходу сформулировалось нечто важное в том числе и в плане альтерристики, так что вот выложим-ка для порядку отдельным постом.
************************
Чудеса, несомненно, бывают разные - однако нам представляется более важным различать не чудеса как таковые, а отношение к ним.
Можно разделить отношение к чудесам на две принципиальные категории:
первая - это когда чудом называется необъяснённое (иной раз считающееся необъяснимым),
а вторая - когда чудом называется то, в чём ощущается нечто бОльшее, чем видно на первый взгляд. Такое чудо с виду может быть любым, и экстравагантным, и совершенно обычным - но оно ложится таким точным движением в чью-то судьбу, что невольно заставляет думать о том, что это совпадение - не случайно, что это - чей-то подарок. Мы не видим, чей - но видим, что подарок. Хотя сам по себе он может быть обыденным:) Это не обязательно исцеление или что-то такое особенное: это может быть встреча, случившаяся как раз вовремя; выхваченный взглядом узор природы, говорящий тебе лично чём-то важном; книга... Очень много что.
И вот эти два отношения к чуду очень разнятся.
В рамках первого отношения, когда человек отказывается постигать мир - непостижимым окажется _фсё_, что чуть дальше собственного носа. Помнится, Ломоносов ругался на современников (академиков, так на одну минуточку!), что у них на всё один ответ - "Так Боженька устроил!" Эти люди против объяснений мира ещё и потому, что боятся, что мир лишится чудес - ведь они не понимают, в чём на самом деле состоит чудо.
А в рамках второго отношения, когда человек стремится постигнуть всё что можно постигнуть, но при этом критерием чуда является не необъяснимость его, а осмысленность, своевременность, дар - можно совершенно не бояться, что чудес станет меньше. Их не может стать меньше - ведь всегда есть те, кто смотрит друг на друга, оставляют друг другу знаки и преподносят друг другу дары:)
Поэтому на Земле Алестры, где все отношения по большому счёту строятся на том, чтобы смотреть друг на друга, оставлять друг другу знаки и дарить подарки - потребность в истинных чудесах обычно удовлетворяется с лихвой. То есть, так оно было - бывало - и должно было бы быть всегда - но беда
(о чём и рассуждаем мы с Шеолом) в том-то и состояла, что существа типа люди перестали воспринимать сигналы своих эисских родичей и предков как знаки внимания и подарки. И в этом смысле мир на время сильно обеднел - обеднел чудесами, которые, собственно, и являются другим именем дружбы и любви.
(Последний абзац является ответом на вопрос, как удовлетворяют свою потребность в чудесах обитатели Земли Алестры, традиционно исповедующие любовь к знанию / стремление к познанию:))
************************
А вот теперь зададимся вопросом: имеет ли сия тема какое-либо отношение к альтерризму?
Имеет, и ещё какое.
Отношение альтерриста к своей альтерре может рассматриваться как вера в чудо, благоговение перед чудом - и здесь мы во весь рост можем наблюдать оба варианта отношения к чуду: "чудо как непознаваемое" и "чудо как дар".
Причём если в рамках парадигмы "чудо как непознаваемое" вопрос об отношении к кому-либо, кроме себя, может реально вообще не возникать - то в рамках парадигмы "чудо как дар" неизбежно подразумевается даритель: некое "ты", собеседник, друг.
Развернём эту мысль чуть подробнее.
Вариант первый - "чудо как непознаваемое":
Когда критерием чуда объявляется непознаваемость - акцент делается прежде всего на субъекте познавания/ непознавания, а не на объекте:
Ведь коли объект непознаваем - значит, работать с ним мы можем лишь на основании своих о нём мыслей/ чувств/ представлений - значит, они-то, наши представления, и являются главным, на что следует обращать внимание.
Естественный вывод из этой парадигмы - "не пытайтесь анализировать и познавать, следуйте своим чувствам - иначе лишитесь чуда!"
Отношение к конкретным живым существам-альтерритам - собеседникам, друзьям и просто наблюдаемым - запросто отходит при этом, по сравнению с собственными переживаниями, на второй план.
Вариант второй - "чудо как дар":
Когда критерием чуда является неслучайность, осмысленность, знаковость - акцент делается не на себе, а на "втором лице": на том, кто, собственно, подал тот или иной знак, преподнёс тот или иной дар.
Ведь коли тебе нечто подарили / написали некое письмо - первое же побуждение позвать, как героиня "Аленького Цветочка": мол, где ты, невидимый друг? спасибо тебе за подарок, скажи как сделать что-то хорошее для тебя!
Естественный вывод из этой парадигмы - "спрашивайте других о том чего они хотят, учитесь дружить, делайте дела любви - иначе лишитесь чуда!"
Отношение к конкретным альтерритам - близким и просто встречаемым на пути - строится при этом на уважении к свободе другого, к его личности, к его чувствам и планам на жизнь.
Ну а уж что вырастает из первого или второго отношения к альтерре - об этом мы уже не раз говорили: концентрирующийся на себе остаётся рано или поздно в обществе самого себя, а умеющий дружить - всегда будет окружён друзьями.
Напомним, что на сходную тему мы писали вот здесь:
Контакт с реальностью - функция от самоотдачи Кстати, постараемся вскоре продолжить выкладывать трактат "Альтерра и мы". Про Толкина вскоре будет и всё такое прочее:)
К оглавлению трактата"Альтерра и мы"