Рассказывает Тата:
В комментах к моему посту
Близость и открытость Шеол удивляется, осмысляя взаимоотношения лиц, знакомых по Инету :
"У тебя вполне однозначные тексты про это - если он читал то, что ты пишешь -
почему он не спросил про это прямо? А если не читал твои тексты - как вообще можно говорить о внимании к тебе как к личности - ведь это важная часть тебя?
… Это ему следовало быть внимательней к партнёру. Тут даже не об открытости речь, а об элементарном изучении партнёра по общему делу."
Я там же, в комментах, высказала мысль, что Шеол несколько наивно, на мой взгляд, исходит из того, что любой грамотный человек, желая близкого знакомства и тесных отношений, начнёт с того, чтобы прочитать блог другого грамотного человека и извлечь оттуда инфу о дефолтах, ценностях и стратегиях своего визави.
Нет, я согласна, что теоретически это - лучшее начало для сближения, продуктивного и доверительного диалога и так далее. Но на практике даже я сама, умея строить таким образом знакомство с новыми людьми (прежде всего прочитать, что интересующее тебя лицо пишет об интересующем вас обоих сабже), сплошь и рядом пренебрегала этим простым правилом в наших с Кирой внутренних отношениях - насчёт наших дел в альтерре.
Работа с текстами - это вообще моя больная тема. Меня до сих пор, что называется, в холодный пот бросает при воспоминании о разборках, которые случались у нас с Кирой, когда я обваливала нам канал связи с альтеррой по причине своей вопиющей несостоятельности в матчасти.
Дело в том, что я всю дорогу манкировала перечитыванием хроник (нашей жизни на ЗА) вообще - и прицельным изучением темы, с которой предстоит работать, конкретно. Я то безмятежно, то с пеной у рта утверждала, что всё важное о нашей жизни я и так помню, а необходимые детали сами вспомнятся, главное меня не спугнуть (как лунатика на крыше).
У меня и правда хорошая оперативная память, в которую при погружении как правило автоматически подгружается довольно много контекстуально необходимого из долговременной памяти - и я вспоминаю реалии по месту. Но "как правило" - не значит "всегда", "довольно много" не значит "всё необходимое", и тем более "автоматически" не значит - "с гарантией".
То есть Герману постоянно приходилось послеживать за трансляцией, поправляя, если я по рассеянности начинала путать или перевирать имена собеседников, а также подстраховывая, когда что-то меня сбивало с панталыку. Это всё были, так сказать, штатные аберрации. Но периодически случались ситуации, когда я вдруг оказывалась не в теме там, где ожидаемо должна была всё помнить, при этом резко переставала адекватно воспринимать всю валящуюся на меня с двух сторон (Германа и его собеседника) инфу, начинала транслировать ахинею, выкручиваться как двоечник у доски, давить на контактёра, чтобы он свернул разговор или перевёл в безопасное для меня русло.
Всё это вместо того, чтобы сказать "стоп!" и "за кадром" сообщить Кире, что я ни хрена не понимаю, потому что ни черта не помню, и немедленно засесть за изучение сабжа. А мне было страшно остановиться - я надеялась, что кривая вывезет, память включится и всё само собой исправится, и мне не придётся отвечать за базар. В итоге всё летело нафиг.
Канал падал, Герман на ЗА вырубался, контактёр на том конце чувствовал себя так, как будто его не то облили помоями, не то выпотрошили, не то ментально изнасиловали. Мы, впрочем, не лучше себя чувствовали здесь, дома на Зз. Начинался разговор, в ходе которого Герман резонно интересовался - мне что, вообще ничего не надо? похоже, мне нафиг сдалась вся наша жизнь, я работаю как по найму, обманываю Германа, при этом ломаю ему отношения с людьми на ЗА, травмирую их и медленно убиваю его самого. При такой моей политике он вообще не может вести ни один серьёзный разговор, ни с одним старым знакомым - потому что в любой момент рука может провалиться и реальность поплыть. Без всякого предупреждения с моей стороны. Теперь придётся пропускать время и на ЗА, валяясь в обмороке (пока не разгладятся аберрации реальности), и здесь на Зз - пока не пройдут последствия шока, подключаться нельзя. Но вообще, чем такая жизнь, не лучше ли нафиг распрощаться со всем.
Как правило, я для начала увиливала и оправдывалась, но дальше следовал рёв и признание, что да, всё так, я действительно ничего не помню и не имею мужества в этом сознаться (даже себе) в решающий момент, поэтому раз за разом загоняю всех в психушку. Что прощения за это мне нет и не надо, мне остаётся только умереть. Слёзы, спазмы, биение всеми частями тела обо все острые углы.
Дальше уже приходилось приводить в чувство меня. Договаривались, что больше так не будет, что я могу справиться с ситуацией, я буду делать всё что для этого надо, на меня можно будет полагаться и мы будем жить счастливо. На этой мажорной ноте мы, наконец, ложились спать. Далее у меня следовало последействие с западанием в чёрное отчаяние, с соответствующей соматикой на всю ночь. Про себя я при этом думала, что я не справлюсь и на самом деле всё кончено, что это несправедливо, потому что я ничего плохого не хотела никому, просто у меня врождённо дырявая память, точнее, память художника, устроенная совсем по другому принципу. Поэтому я себя факт искалечу теми методиками, по которым работает с инфой сам Герман - впрочем, ну и пусть, зато совесть моя будет чиста. А может и не искалечу, может, и правда так будет лучше, и мы справимся с этим безобразием и будем прекрасно жить с нашими альтерритами (это наступало после-последействие)…
Наутро начиналась мирная жизнь, несмотря на разбитость и последствия шока. Мы бережно обращались друг с другом, стараясь помочь залечить раны. Возобновлялись все ежедневные занятия, постепенно восстанавливался коннект между нами и канал с ЗА. Я переходила от мрачных мыслей и стонов сквозь сжатые зубы к расслаблению и оптимизму. Ведь обошлось на этот раз, правильно? - жизнь продолжается, Герман тоже уже улыбается время от времени, значит, всё не так уж и безнадёжно, я не такой уж плохой партнёр, у нас есть будущее.
Строго говоря, думала я, не совсем понятно, стоило ли Герману устраивать такую разборку, она ведь нам недёшево обошлась, был ли он прав, так жёстко наехав на меня с этой темой?... ну да ничего, уже почти всё залечили! Кстати, я ведь пообещала работать с текстами, с хроникой, и это надо будет делать. Обязательно, да-да! Но когда, вот вопрос? Ну ничего, постепенно, прямвотщас как-то не с руки, всё время набегают более неотложные дела, а отдыхать тоже когда-то надо. Ну ничего, Герман скажет, когда надо будет этим заняться, организует, наверняка подскажет, с чего начинать - это же в его интересах, он же про это сто раз сказал во время разборки и вообще это его тема, я-то художник-медиум-модем, у меня вообще другое устройство, так что даже не совсем понятно, как я со своим механизмом осилю весь этот вал инфы. Жутко, если честно. Может, я вообще с ума сойду, если буду стараться в себя это всё запихать. Нужен ли Герману сумасшедший соальтеррист? Ведь так-то живём - и всё неплохо, меня лично боль-мень всё устраивает…
Трах-тарарах! - новый срыв. Что, опять из-за меня? Ох, блин… Герман, спрашивала я в тоске, почему же ты не сказал мне, чтобы я бралась за изучение вот этой темы, я же опять нихрена не понимаю… Я же так и не разобралась - с того раза, ага, ведь почти уже хотела всё перечитать, но когда? Некогда же!
Герман так же печально пожимал плечами: я говорил, вообще-то. Ты обещала, вообще-то. Мы договорились ещё тогда. Я ждал, что ты это сделаешь. Я жалобно изумлялась: как это - ты ждал _от меня_? ты же мне не сказал - "так, садись, возьми вот это и прочитай вот тут, осознай, и мы обсудим, уточним чего не ясно, составим план опроса задействованных в теме и так далее." Да говорил я, хмуро отзывался Герман (и мне припоминалось - точно, начинался такой разговор, но мне было в тот момент как раз никак! и всё вылетело из головы.) Зачем ты не настаивал, упрекала я Германа - надо было ещё раз мне всё напомнить и показать! Ага, кивал Герман, а ты на это отвечаешь, что тебе больно от напоминаний и ты сама лучше знаешь, как тебе обращаться со своими тонкими механизмами травматика и художника.
И вообще, добавлял Герман, основательно нагретый: когда я тебе всё разжёвываю и в рот кладу, когда я тебе подробно рассказываю, про что и как ты мне сейчас расскажешь - нафиг это мне-то? Я не любитель ***ться со стенкой! Если тебе самой ничего этого не надо, неинтересно и не хочется - да скатертью дорога!
Тата: Аааа! Нееееет! больше так не будет, я могу справиться с ситуацией, я буду делать всё что для этого надо, на меня можно будет полагаться и мы будем жить счастливо!...
(мочало начинай сначала - см пятком абзацев выше…)
Короче, коллеги по альтерризму и личным проблемам, извлечённый мной урок таков: если мы хотим реально составить представление о своём предмете (о реалиях альтерры или о личности близкого) - таки давайте изучать матчасть, а не медитировать на свои представления и не жаловаться на обстоятельства. Иначе, несмотря на всю уважительность наших причин, нас выкинет из реальности как пробку из воды.
Когда и как изучать - это, конечно, важные слова, да;
но если они с восклицательным знаком - Когда и как изучать‼! - то остаётся только руками развести: "кто хочет действовать - ищет способов, кто не хочет действовать - ищет оправданий";
а если с вопросительным знаком - Когда и как изучать? - то ниже некоторые практические советы из нашей жизни.
Когда изучать:
0. Назначить себе срок начала работы.
А иначе так и будет тянуться - ну, сегодня есть более срочные дела / а сегодня нет сил / а сегодня вообще форс-мажор / а сегодня отходняк после форс-мажора / а сегодня надо сбросить накопившуюся текучку, чтобы завтра начать / а сегодня опять срочное дело, в конце концов, от одного дня ничего не изменится / а сегодня вообще свет не мил, в такой день ничем лучше не напрягать, и вообще от двух дней… / и от трёх дней ничего не изменится, а вот завтра… / а сегодня вообще потолок упал на голову / а сегодня должен же быть мне покой от этого обязательства!!! Ваще надоело, ничего не буду изучать! / буду, конечно, буду, только не сегодня / ох, наверное, никогда не буду, не получается почему-то!….
У меня так и происходило, во всяком случае( Поэтому важно назначить конкретный день для этой работы или для её начала, если в один хлоп не сделаешь. Как?
1. Определиться с границами сроков: не раньше чем позавчера и не позже чем к светопреставлению. Если серьёзно, то можно собраться с мыслями и осознать, к какому сроку эта инфа нужна для дела. С точностью до недели.
2. Трезво оценить, сколько для освоения потребуется времени. Я бы посоветовала ещё умножить на два.
3. Вычислить таким образом неделю, в которую надо начинать работу, иначе реально не успеть.
4. Сообразить заранее, какие ещё дела на этой неделе, которые надо будет делать (сделать) в обязательном порядке, поэтому в тот день начать не получится. В понедельник стрижка, в среду стирка, поэтому начинаем во вторник (внезапно, а не в четверг). Значит, с того вторника загодя убрать всё остальное.
5. Во вторник начать работу во что бы то ни стало. Если вдруг случилось нечто, что начисто отняло возможность вообще сесть за чтение - значит, в четверг.
Как изучать:
0. Определиться, делаю это для себя или на отъебись, то есть чтобы можно было сказать "я сделала всё что ты велела, совесть моя чиста, мозги тоже - всё равно НИЧЕГО не понимаю и не помню". Если на отъебись, то лучше ничего не делать, пойти и честно сказать - не буду я этого делать, не могу и не хочу, или принимай меня так или до свидания.
Я для себя определилась с некоторого времени: таки да, я хочу помнить всё, что с нами происходило (в виде фактов, а не сухого экстракта или туманного ощущения) , в чём мы принимали участие, что нам рассказывали (и кто рассказывал, и как), сопрягать это с новыми событиями и новой инфой, понимать мотивы (Германа и альтерритов), которые вытекают из предыдущих этапов, а корни их лежат в пред-предыдущих. Словом, я хочу участвовать в своей жизни, а не влечься её потоком.
Коли так, то как построить поиск и освоение нужной мне инфы.
1. Сформулировать задачу: на какие вопросы мне необходимо получить ответы. Составить их список, держать под рукой. Это можно сделать даже без текстов, но если в каких-то наших текстах эти вопросы уже поднимались - конечно, нужно сравнить свой список с имеющимся и дополнить по необходимости.
"Мне нужно понять, как произошло вот это. И отчего, и конкретно - как.
Явно с этим связан вопрос - какие у него были цели в жизни и при этом возможности.
Мы про это уже говорили. Где?
Его спрашивали о мечтах и планах, и почему у него не вышло. Что он ответил?
И т.д."
2. Подумать, где может быть инфа по ним. Нередко бывает, что уже так или иначе есть указания, где, в каких более общих темах, искать конкретную инфу. Собрать эти указания в перечень и подумать (по ассоциации), что ещё может пригодиться из неназванного.
"Про детство-отрочество. Ага, и про учёбу поискать.
Про главврага. Ага, и про заведение, где они встретились впервые.
Исповедь по пьянке - обязательно проштудировать. Ага, и про вещий сон что-то было, это может быть показательно.
И т.д."
3. Прикинуть, в каком порядке изучать материал. В порядке поступления (так понятней, благодаря сопутствующим комментариям) или в хронологическом, например (так удобней составить картину). Учесть, как что за что цепляется в смысле раскрытия сабжа.
Может, поделить на блоки: сегодня читаю и дальше осмысляю вот этот раздел. А вот тот - через два дня, как раз будет время на переваривание первого.
4. Приступать к чтению, имея под рукой и список вопросов, и список тем. После каждого прочтения оглядывать список вопросов и соображать: на какие из них позволяет ответить данный текст. Именно: по возможности буквально содержит прямые или косвенные ответы на вопросы, так чтобы можно было процитировать или хотя бы логически объяснить ход умозаключения - а не "навевает на меня догадки, что…"! Фиксировать найденную инфу - благо, с современной техникой это легко: вопрос - ответ (цитата или резюме).
Отслеживать со всей строгостью, где чёрным по белому написан ответ, а где - ответ может быть получен только через умозаключение. Может ли это умозаключение быть оспорено тем же текстом или другими.
"Он говорит: ненавижу всё, что связывает меня с родным домом. Ага, значит, есть родной дом. Есть ли родители? - вот это уже не факт, проверить.
Он сказал - приснилась мать, повеяло нежностью. Ага, мать была, по крайней мере. Может, жила не в родном доме со всеми? Или это более раннее воспоминание, а ненависть к дому - более позднее? Или у него нежность провоцирует ненависть, вяжет бессилием? Или он вообще под настроение говорит взаимоисключающие вещи? Проверить…"
5. Как только начал заходить ум за разум, изучение прекратить, место где остановилась пометить. Пересмотреть свои заметки - всё ли понятно, а то завтра буду смотреть как баран на новые ворота - "и что я этой фразой хотела сказать?"
Перерыв между погружением в нативную инфу - на осознание, прокручивание, работу интуиции.
И ещё такое наблюдение, из свежего. Важно всё время по жизни спрашивать себя - делаю ли я то, что собиралась? С упором и на "делаю", и на "то". Причём вопрос должен быть бесстрастным, а ответ безоценочным. Он задаётся не в осуждение себе, не надо бояться ответа "нет". Просто важно это понимать, чтобы более точно направлять свою деятельность.
Я делаю именно ТО, что собиралась?
Я обнаружила что временами страшно результативна (например: пришла половить рыбку на пруд и каждую минуту вытаскиваю удочку с добычей), но при этом дико не продуктивна в плане поставленной задачи (например: вытаскиваю не рыбу, а старые ботинки, мины, кошельки, водолазов). И уговариваю себя, что это же прекрасно и пригодится! - ну, для чего-нибудь… При этом цель (например: рыба на ужин кошкам) не приближается и даже удаляется, и мне приходится судорожно придумывать какие-нибудь дополнительные цели, чтобы мой труд не был зряшным и чтобы мне не отчаяться. А в итоге я очень много на этом теряю времени и главное - отвыкаю от честности перед собой.
Я реально ДЕЛАЮ то, что собиралась?
Почему так важна безоценочность?
Безоценочность не вызывает паники: "я не делаю, что должна, о ужас!" - а ведь эта затратная эмоция требует "отдохни от стресса, а уж потом берись за дело" или заставляет с головой спрятаться в то, что делаешь - вместо того, что намечала, что мне надо делать.
Безоценочность не провоцирует самооправдания: "не делаю, но у меня есть уважительная причина, щас соображу какая, вот она!" - между тем эта выдуманная причина, чтобы не оказаться ложью в моих собственных глазах, всегда требует ещё какое-то время действовать в соответствии с ней и съедает время.
Безоценочность не побуждает к самоубаюкиванию: "раз я про это сейчас думаю, значит, я уже как бы и делаю, чур считается!"
Безоценочность просто констатирует: нет, я не делаю того, что мне надо сделать, факт.
Это значит, что я!..
Это значит, что я…
Это значит, что я должна сейчас же начать это делать. Только и всего)