Тата размышляет:
Это было, и минуло,
Не вернуть назад тех дней.
И не ходят омнибўсы
Мимо банка в Мандалей.
В.Матвеева / Р. Киплинг ,"Мандалей"
Который день разбираемся с инфой по детству Киры и Таты: сличаем и сопоставляем собственные воспоминания, рассказы старших, архивные фотки, карты и гугл-панорамы мест, где проходило наше детство.
Постоянно возникают ассоциации с работой альтерриста, буквальные до смешного! А ведь люди рассуждают: "земная реальность - это одно дело, тут уж что есть, то и есть, а альтерра - другое, что покажется, то и считается". Так вот что я вам скажу: на уровне воспоминаний (если они добросовестные, конечно) - практически никакой разницы.
История привычная и пересобранная заново
Во-первых, нарратив рулит: грубо говоря "как расскажешь, так и есть". Строго говоря - каким ты сегодня видишь прошлое, таким оно и оказывает заметное влияние на твоё настоящее. Так и в первой реальности, и во второй.
Это значит, что при желании вглядеться глубже (или при необходимости что-то сделать с нынешним положением дел) можно выйти на скрытый пласт фактов, которые по тем или иным причинам оказались вне "освещённого поля", однако были и свой след в континууме оставили! - и их можно "высветлить", как затемнённые подробности на старых фото.
И рассказ о прошлом, заново составленный с учётом таких "теневых факторов", может представить твоё настоящее в совершенно ином ключе. Можно сказать, в свете этих новостей ты будешь другим человеком - точнее, человеком с другими возможностями!
(Примерно так работает
психотерапевтический метод нарратива)
Так может работать альтеррист. Подобный процесс запускаешь, когда необходимо выйти из ситуационного тупика, из психологического коллапса, обнаружить "скрытые двери в каменной стене", открыть доселе неосознаваемые степени свободы для себя и альтерритов. Или, например, когда устаёшь от несоответствия между привычными представлениями о своей альтерре (об устройстве, о действующих лицах, о легендарных историях и пр.) - и очевидными при свежем обзоре фактами, противоречащими этим представлениям. Рано или поздно спрашиваешь себя: ну и как то, что мне теперь известно о природе вещей вообще и о наших конкретных деталях, стыкуется с тем, что мы привыкли думать про эту историю? Лезешь в изнанку легенды, перепроверяешь всё заново с новыми данными - и получаешь совсем другую картину прошлого! Видишь, что в твоей альтерре работали - и продолжают работать! - такие механизмы, о которых ты раньше и понятия не имел. А с их учётом, между тем, ты намного лучше можешь ориентироваться и действовать в нынешней ситуации.
Вот так происходит и при работе с архивами в первой реальности. То есть мы с давних пор знаем кое-какие, легендарные уже, можно сказать, факты из истории семьи - и отлично видим, как они в дальнейшем сказались на нашем росте и развитии. Любуемся на эту, можно сказать, очевидную панораму, а затем - точь-в-точь как в работе с данными по альтерре - желая окончательно прояснить кое-какие нынешние неясности в себе и своих воспоминаниях о близких, разобраться с частными противоречиями и разночтениями - начинаем уточнять детали и нюансы прошлого. Сканируем и обрабатываем документы, чтобы иметь возможность разглядывать детали, сличать обстановку на фотках, одежду, возраст, выражения лиц, надписи на обороте карточек, датировку писем…
И тут! Ка-ак начнут выплывать несообразности и неожиданности! Которые не сочетаются с привычным пейзажем, зато прекрасно стыкуются между собой - и картина в целом так интересно изменя-я-яется! И на её фоне мы и самих себя и своих близких понимаем уже по-новому.
Смело доверяй себе, альтеррист! Но и смело проверяй.
Во-вторых, выяснилось: как и в альтерризме, прекрасно работает "челночный метод наведения на резкость". От погружения к моделированию и обратно в несколько приёмов. В очередной раз мы получили подтверждение, что есть, есть смысл доверять своей памяти, несмотря на её несовершенство! Не раз мы убеждались, что память легко может сюжеты или имена слегка перепутать, события и предметы переставить в другом порядке - но ничего не выдумывает! - ни насчёт фактов первой реальности, ни второй…
Поэтому прямой смысл для начала дать себе волю повоображать на тему "а как бы это примерно выглядело, если бы было" и "а вот что-то мне рисуется / помнится / мнится / снится / блазнится этакое…" Возникает эфемерный образ, ни на что не претендующий, кроме как занять предложенное ему место в реконструкции былого.
Вот, например, всплыли в ретроспективе дошкольных лет зыбко, как мимолётное виденье, мерцающие силуэты двух впечатлявших детское сознание объектов друг напротив друга в континууме "своей территории" окружавшей дом. Во-первых, помойка - гейзер жизни живности, полюс тепла, где раньше всего начинала ощущаться весна. Во-вторых - так примерно! - подобный неприступному замку каменный туалет через дорогу от неё.
Далее, чтобы расставить вещи по местам, включаем моделирование и начинаем прикидывать варианты, сверяя их со своими воспоминаниями, а также со всеми доступными источниками по волнующей нас теме: а такое вообще бывает? а как именно это выглядит в разных вариантах (здесь / там, раньше / теперь), когда бывает? а мы не наталкивались на что-то похожее, не зафиксировано ли оно заодно среди прочего?
Перебирая детские фотографии, по двум разновременным вычислили, что обе они фиксируют именно этот локус. Даже деревья на месте, на первой саженцы, на второй - подросшие. Привязка к месту позволила выверить датировку одной из фоток и уточнить, кто тут кто. Вертя перед глазами так и этак изображение, прикинули схему пути от дома / к дому и вероятное расположение значимых объектов. В том числе предположительно нашли на фотке признаки замаскированной кустами помойки и часть стены монументального туалета. Но их расположение, надо сказать, было зеркальным по сравнению с тем, каким вспоминалось.
Полезно бывает с моделью на руках пошарить в базе данных по таким объектам, поглядеть на их перечень. Озирая их ряды, спросить себя - ничего не отзывается? Не притягивает взора тот или иной?
Вышли на несколько ресурсов по теме - посмотрели карты соответствующего района, а также панорамы и фотографии отдельных зданий. Имея представление об общей топографии "своей детской ойкумены" и отдельные точки привязки, смогли сопоставить образы из памяти и материальные объекты, как сохранившиеся доныне, так и исчезнувшие за десятки лет. Например, огромное дерево, бывшее значимой частью мира, ныне срублено, но удалось опространствить его место на земле двора. Внезапно отозвавшийся резонансом ("я вот такое люблю и всюду отмечаю!") вид решётчатых воротец с маленькими колоннами в излучине стены - он действительно оказался входом, открывающим путь в "домашний" квартал.
Можно сказать, мы нарисовали на современной карте подробную карту страны детства, со всеми дорогами и достопримечательностями. При этом изменились некоторые трактовки, в частности, и объект-претендент на роль "того самого замка-туалета" стал иным, мы по сумме фактов идентифицировали его и загадочное круглое ведомственное здание на современных картах.
Затем вновь наступает черёд погружения. С веером форм и вариантов в охапке углубляешься в себя, чтобы изнутри воссоздать прежнее - не только панораму, но и ощущения, переживания, атмосферу.
Вот пограничные ограды и стены, обозначавшие рубежи сопредельных держав и внешних территорий. Вот он, дом, за которым располагался недружественный двор с враждебным к чужакам населением детской площадки. Вот изобильный газон под необыкновенным деревом, где водятся древесные огурчики. Вон, кстати, и круглое зданьице с оконцами необычной формы под самой крышей, с всегда запертой дверью. Ну да, конечно же! - ещё в те далёкие времена стало известно, что это никакой не туалет, а твердыня газовщиков: вот так открытия делаются, а потом погружаются в забвение! А там - достопамятные окна первых этажей, окаймляющие караванные пути в дальние края. В одном из них по дороге в магазин можно было видеть живого бурундука за стеклом. И вот они, те самые ворота, с нишами по бокам - видимые в дальней перспективе аллеи со внутренней стороны изогнутой стены с колоннами, которая разделяла свою ойкумену и другой мир. Той самой, на которую - только с наружной стороны - Герман вдруг запáл при беглом просмотре видов современного проспекта.
Так можно найти затерянную дорогу в дорогие места. Так выясняется, что мы всё помним о своём прошлом, даже то, про что забыли. Так становится понятно, почему некоторые вещи нас цепляют за сердце и хочется непременно им найти место у себя. Так обнаруживается, что "вообразить" - это уже половина работы для "вспомнить". Вторая половина - связать обрывки, сложить фрагменты и навести на резкость. Всего лишь:)
Чего, как водится, и желаем всем, кто этого для себя желает сам, коллегам-альтерристам прежде всего.