Тата размышляет над вопросами друзей, заданных в предыдущем посте:
Аст и Плюш спросили меня:
"для Германа важнейший ключ - смех, юмор;
для Германа очень важен образ Очага
А Тата про него не говорит, рассказывая о своих важных вещах, которые искала в погружении. Это тем более удивительно, потому что для Германа татин смех послужил опознавательным знаком при первой встрече…
Вопрос к Тате: Так что там с юмором? У тебя лично и в самом начале Игры?
Почему этих двух пунктов (смех и Очаг) мы не видим в твоём перечне ключей? - они не были существенны, не осознавались или наоборот, дефолтны и в рассказе к слову не пришлись?"
* * *
Хотела сперва ответить про Очаг, полагая, что половина уже и так сказана, осталось немного добавить и обобщить - ан фигушки мне, там такой сложный клубок!
Поэтому отвечаю сперва про Юмор.
Юмор))))))))))
Для начала, как я представляю себе место юмора в своём общении:
- уверенность, что мою шутку, шутку в моём стиле, поймёт и оценит партнёр;
- способность активно принимать шутку партнёра: не просто показать "я понял, мне смешно!", но и поддержать и адекватно развить тему;
- возможность вместе трактовать в юмористическом ключе происходящее в нашей общей жизни, в том числе негатив (беды, неприятности, конфликты, его и мои качества осложняющие общую жизнь и т.п.) -
что подразумевает возможность шутить друг над другом и готовность принимать дружескую шутку над собой;
- отсутствие табуированных для юмора тем (ну как минимум, односторонне табуированных - то есть чтобы не оказывалось, что один шутит там, где другому от шутки больно).
* * *
В период, предшествующий встрече с альтеррой, возможность юмора в общении воспринималась мной как роскошь, каждая шутка или прикол - как отдельная радость, как праздничное блюдо. Я наслаждалась, когда попадала в атмосферу искромётного юмора (как это было в нашем поэтическом кружке), ощущая каждую встречу как особый дар судьбы.
Сама я была способна шутить "от избытка": от полноты эмоций (радости, реже - возмущения) выстраивать альтернативный вариант реальности (чаще игровой, чем сатирически-гротескный); но как правило не была уверена, что собеседник примет мою подачу без специальных объяснительных усилий с моей стороны, так что предпочитала поддерживать и обыгрывать юмористическую подачу визави (как правило, это был мой папа: ровесники в единичных случаях попадали со мной в резонанс в этой области).
Так что мне не приходило в голову предъявлять к общению с погружением, о котором я мечтала, ещё такие несусветные требования, как наполненность юмором. Но я не сомневалась, что будет весело!
Подруга, с которой мы встретились в кружке, стала для меня родником веселья, нежданным оазисом смеха в пустыне рутины. Мы вместе с ней участвовали в разных шуточных играх, могли принимать подачи друг друга в беседе, вполне разделяя эмоции друг друга, которые побуждали нас генерировать воображаемые ситуации в жанре цирковой репризы или гротеска.
* * *
Меня озадачивала и даже фрустрировала порой её склонность к самообесценивающей иронии. Сама я, по отношению к себе, не находила в этом вкуса - пробовала обесценивающе шутить над собой, не понравилось: "зачем делать за свой счёт работу врагов?" Уничижительные насмешки человека над своей внешностью или над собственным творчеством всегда напоминали мне рытьё могилы приговорённым к расстрелу: почему на это соглашаются те, кому уже нечего терять? - из гордости? из любви к порядку или к своеобразно понимаемому комфорту? из страха, что "хуже будет", если не послушаешься? Непонятно! нет уж, что касается меня, то закопать меня - это пусть будет забота того, кто хочет моей смерти, а я своего профита тут не вижу.
Кроме того, в самообесценивании меня напрягала очевидная гиперболизация, некоторая карикатурная примитивизация, уводящая от реальности дальше, чем мне это казалось стòящим. Я считала, что действительно качественный юмор должен учитывать и обыгрывать все нюансы реальной ситуации и черты конкретного объекта, а не отрицать их и не игнорировать - а то неинтересно, получаются какие-то "дежурные шутки". Во всяком случае, те самообесценивающие суждения, которые мне доводилось слышать, были скучными и однообразными, уничижительные эпитеты - повторяющимися и безличными. Оно и логично: рытьё собственной могилы даёт мало простора для оригинальности и креатива.
* * *
Естественно, как только мы с подругой начали Игру, в наших приключениях сразу стали попадаться комичные ситуации - то вполне житейские, то на грани абсурда. Мы обе от души веселились, подхватывали и развивали тему, почти нечувствительно переходя от моделирования ("ага, и сейчас он, как только завидит нас, сунет руку в кобуру…") к погружению ("да, суёт руку и вместо пистолета вынимает расписку!" "пытается от растерянности её прочитать, а мы тем временем подходим вплотную и предлагаем ему очки…" "да, и говорим - а, у вас документ, что вам есть из чего в нас выстрелить? - давайте его нам, а мы в ответ вам напишем расписку, что вы попали и убили нас наповал - покажете её своему начальству!")
При этом чем дальше, тем больше ситуационные приколы в подаче подруги я стремилась наполнить реалистичностью - как бы разглядеть вплотную, как именно это происходило, фиксируя естественные реакции участников. А полруга, напротив, всё более заметно для меня тяготела к тому, чтобы изображать как-происходящие-буквально стандартные шуточные обороты типа "я в ответ покатился со смеху - докатился до края площадки, упал, загремел так, что на этот гром все сбежались и подняли тревогу", "он умер от отвращения, когда мы накормили его супом из горохового концентрата, и мы его труп подбросили в комендатуру с запиской, что такая смерть ждёт каждого…".
Мне это раздражало, поскольку ощутимо добавляло в восприятие альтерры помех и создавало атмосферу бреда. А для неё, наверное, эти репризы были последним прибежищем установки "мы просто весело играем и шутим!" перед надвигающимся ужасом признания, что мы тут всерьёз во что-то влипли и "не туда идём". А может быть, она просто смертельно устала от напряжения и шутила "на автопилоте", вот именно что - кое-как аранжируя дежурные шутки.
Так что выходило, что подруга - "за юмор в Игре", а я - "за серьёзность, как в жизни". Такое сложилось парадоксальное распределение ролей, и мой отказ играть-шутить-веселиться (то есть воспринимать всё происходящее с нами как ненастоящее, шуточное, игровое) закономерно постепенно вытеснял подругу из пограничного пространства.
* * *
Но тем временем входил в права состояния и в силу Илья-пророк на пояснице Герман! -
со своей концепцией смеха как основы мироздания. Можно сказать, что пришедший с ним вихрь подкинул меня, перевернул всё во мне вверх тормашками, вытряс меня из заскорузлых одёжек привычных истин и нагишом опустил в любящие руки реальности ЗА.
С Германом мы в альтерре стали смеяться и шутить куда больше, чем с подругой - но контакт с реальностью от этого только усиливался. Я убедилась, что и в нешуточно аховой ситуации юмор даёт силы и ориентиры - притом тем более надёжные, чем меньше в смехе самообесценивания и плоскоты, то есть (оно и логично!) чем адекватней он освещает существующее положение дел.
Да! и в первой реальности мне стало куда веселей - потому что куда надёжней. Я до встречи с Кирой и не представляла, что юмор может быть неотъемлемым, постоянным элементом мировосприятия и стало быть близкого общения. Более того, я не могла вообразить, насколько способность к юмору повышает качество жизни.
Качество жизни и альтерризм
Отдельно хочу сказать про это. Я стала осознавать эту связь довольно поздно! - это, можно сказать, свежее открытие для меня.
Готовность к игре и творчеству, а также эффективность этих занятий, напрямую зависят от качества жизни. Низкое качества жизни делает недостижимым глубокое погружение в процесс восприятия и осознания реальности (как первой, так и второй) - сил остаётся (сюрпрайз!) лишь на выживание.
Но это так начиная с определённого возраста - а у детей не так! В детстве, когда игра является жизненной потребностью, погружение удаётся даже в самом убитом состоянии.
Не иначе как поэтому я, по привычке из детства рассчитывая "само пойдёт!", на многое, что обеспечивает качество жизни и объёмное восприятие, спешила махнуть рукой: "к чему нам эти роскоши!"(с) и потом недоумевала: отчего, ну отчего у меня ничего не получается, почему нет сил на полноценный альтерризм, я-сама то и дело отсутствую а вместо меня работают какие-то тупые проги?
К этому "многому", от которого я безуспешно пыталась отмахнуться, относился как Юмор, о проблемах с которым я уже поведала, так и Очаг, о сложных отношениях с которым я попытаюсь рассказать в следующем посте.
* * *
Оглавление "Трёх Парок" с приложениями -
вот здесь.