Токио-Киото, Киото-Токио... Токиотокиото... Официальное название Токио - Токиото. То есть есть Киото, и есть Токиото. В переводе всё просто - Киото = столица, Токиото = Восточная столица. Иероглиф столицы тот же, что в названиях Пекина (Северной столицы) и Нанкина (Южной столицы). Так что все эти слова иероглифно-однокоренные. На месте, впрочем, они все кажутся возникшими из разных миров - Киото из умиротворённо-пасторального спиритуального прошлого, Токио из хирургически чистой футуристической полной небоскрёбов утопии, Пекин - из затопленной смогом тоталитарной антиутопии.
Но начать стоит с горы Фудзи, которая дружелюбно нависает над сверхскоростоным поездом шикансен, несущемся из Токио в Киото. Я хотел на неё забраться, но оказалось, что тогда это делать было уже поздно - в ноябре наверху очень холодно и туда пускают только опытных альпинистов с соответствующим снаряжением.
Киото знаменит тем, что в нём находится чуть ли не 16 объектов, занесённых в список мирового наследия ЮНЕСКО. Большая часть этих 16 объектов - храмы, как буддийские, так и синтоистские. Признаюсь сразу, хотя меня больше интересовали последние (как всегда, тянет к архаичному), буддийские куда более живописные. Буддийские храмы в большинстве своём принадлежат традиции дзэн.
Пожалуй самый живописный - буддийский Кинкаку-дзи, Золотой Павильон:
Светильники ночью в синтоистском храме Ясака-дзиндзя:
В том же храме, более общий план:
Санъюсанген-до (снят утром, пока погода ещё не расходилась). Храм знаменит 1000-рукой статуей богини Каннон внутри. Перед храмом натянуты специальные верёвки, на которые можно навязать своё бумажное пожелание.
Вообще храмы находятся друг от друга довольно далеко, разбросаны по всему Киото - который был довольно масштабной имперской столицей в своё время. Я ездил по Киото на велосипеде, что было практично и в то же время медитативно. За исключением моментов, когда начинало накрапывать.
В храме Шорен-ин, одном из более умиротворённых. Девушка пьёт чай и созерцает сад.
Вот на что она смотрит (с другого ракурса):
В том же храме:
Храмы Киото знамениты своими садами камней, традиция которых собственно здесь возникла. Первоначально сады камней были эстетизированной имитацией окружающей природы - скал, деревьев, воды (линии из гальки, которые мы видим, означают волны). Со временем композиция становилась всё более и более абстрактной, пока потеряла всякую непосредственную связь с конкретными объектами.
Вот один из более "понятных" садов:
Фрагмент абстрактного сада камней:
Вот так выглядит один из самых знаменитых садов камней, Сухой сад в храме Рёан-дзи. Это тот самый сад из 15 камней, которые невозможно все увидеть одновременно - т.к. с любой точки один или несколько камней скрыты другими. Впрочем, птицы конечно могут их созерцать из неба сразу все.
Мне понравились разные версии того, что именно означают эти фигуры, упомянутые в туристической брошюре - например, бегущие тигрята. Всё же по канону камни ничего не означают, а призваны помочь дзэн-медитации.
Вид на Киото и один из важнейших храмов, Гинкаку-дзи, Серебряный Павильон:
Сад в Гинкаку-дзи. Надо понимать, что хотя эти сады выглядят довольно-таки естественно, в реальности каждая деталь здесь заботливо продумана и обустроена руками работников. Время от времени их можно встретить там, шлифующих какую-нибудь деталь.
На мой взгляд, просто мистика:
Краснеющие листья, словно их кто-то смутил (дело было осенью):
А вот так выглядела моя комната в "традиционном" стиле. Сперва непривычно и неудобно спать и особенно сидеть на полу, но опять же привыкаешь быстро.
И напоследок две гейши, которых я встретил неподалёку от своей гостиницы. Там неподалёку район красных фонарей, в котором они работают. Фотографировали друг дружку!
Все записи из путешествия по Японии:
Токио и Киото: забытые достопримечательности Волшебная Нара Прогулка по Осаке На острове Сикоку (Мацуяма) Хиросима Рёкан онсен кайсеки (Кагосима) Из японской записной книжки: 28 впечатлений о Японии Японская еда