Проповедь в Трёхсвятительском храме Коломенской семинарии в Димитриевскую родительскую субботу, 3 ноября 2012 г.
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Дорогие братья и сестры! Сегодня Димитриевская суббота, один из тех особых дней, когда Русская Церковь совершает сугубое молитвенное поминовение всех от века усопших православных христиан. Димитриевская суббота была введена в богослужебный годовой круг после Куликовской битвы, в 1380 году. Тогда в Свято-Троицком монастыре преподобный Сергий Радонежский совершил панихиду по погибшим на этой битве русским воинам, об упокоении которых вместе с ним молился и святой благоверный князь Димитрий Донской. В честь его небесного покровителя святого великомученика Димитрия Солунского, память которого мы будем вскоре отмечать, эта суббота и названа Димитриевской.
Со временем в эту субботу стали совершать поминовение не только воинов Куликовской битвы, но и вообще всех воинов, положивших душу свою за Отечество, а потом и просто всех усопших в вере и надежде воскресения.
Не случайно существуют дни сугубого поминовения усопших, ведь для Матери-Церкви дорога каждая христианская душа. Забота Церкви простирается и на нас, живущих на земле, и на тех, кто сам уже не может повлиять на свою участь в вечности, то есть на наших с вами усопших сродников. И в такие дни, как сегодняшняя родительская суббота, мы приходим в храм, чтобы испросить у Бога спасения всем: и тем, кто жил праведно и чисто, и тем, кто скончался во грехах, не примирившись с Господом. Просим мы за всех, ведь совершенно безгрешен один лишь Бог, и «несть бо человека, иже поживет и не согрешит». Можно представить себе образ того, как должна связываться, сопрягаться наша любовь к Богу и усопшему ближнему. Одну руку мы протягиваем усопшей душе, другую же - Господу и Спасителю нашему Иисусу Христу. С одной стороны - наша собственная покаянная добродетельная жизнь в Церкви, с другой стороны - питаемая ей молитва, как частная, так и соборная церковная молитва, соединённая с принесением бескровной Жертвы на Божественной литургии.
Душа усопшего, словно спелёнатый младенец, не может молиться сама за себя - за неё призываемся молиться мы. Она уже не может исправляться покаянием - исправляться должны мы, памятуя о том, что мы, члены Церкви, - едины во Христе, - и наши собственные духовные усилия на пути к Богу приклоняют особое Его милосердие к тем, за кого мы молимся. И тут уже нет разделения на живых и мёртвых, ибо «Бог не есть Бог мертвых, но живых», - говорит Христос.
Хороший пример нам даёт сотник, о котором мы слышали сегодня на Литургии. Этот сотник своей жизнью являл любовь к народу, и Господь исцелил его слугу, который, словно усопший, был тогда не в состоянии сделать что-либо сам для себя. Быть может, он был и не достоин исцеления, но Господь призрел к просьбе любящего сотника.
В сегодняшнем апостольском чтении апостол Павел сравнивает наше тело с хижиной, которая рано или поздно разрушится, а вместо неё душа получит жилище на небесах. «Лишь бы только нам быть угодными Богу!» - восклицает апостол. Итак, нам всем надлежит готовиться к расставанию с этой земной жизнью. Участвуя в Таинствах Церкви, совершая дела милосердия, стремясь всей душой к Богу, надлежит нам готовиться... не к смерти, ибо она есть краткий миг, а к вечной Жизни, встрече с Богом и теми, за которых мы сегодня молились, чего да сподобит нас Господь наш Иисус Христос молитвами Богородицы и всех Своих святых.
Аминь.