Предупреждение: Все написанное является субъективным, пристрастным, личным взглядом.
Прощения прошу только за плавающие размеры шрифта и за верстку: ЖЖ временами хворает.
Я пишу эти строки уже сидя в поезде обратно… В горле стоит ком от прощания с близкими людьми…
Было столько всего... и воспоминания вызывают улыбку...
Приглашение на «Времена и эпохи» я получила чуть ли не за год до предполагаемого события. Скорее отказалась, чем согласилась. Не смогла обдумать дату настолько заранее, да и слабо себе представляла фестиваль «посреди» Москвы.
Как много в нашей жизни играет случай… На фестиваль я все-таки поехала, в том числе и для того, чтобы принять участие в "Суде Дам" рыцарского турнира.
Суд Дам - совершенно исторический прецедент, довольно редко используемый в реконструкции рыцарских турниров. А между тем, в описаниях турниров средневековья Дамы представляли значительную силу, способную изменить расстановку сил на поле.
На фото слево направо: Судья - Рафаэль Гукасов, Катерина Городецкая (в желтом платье), Марина Савченко, Виктория Борисова, Элла Швогерт , ___
Когда позже мы разговаривали с иностранцами, они признавали, что подобное собрание суда Леди не только исторично, но и достаточно справедливо. учитывая, что большиство дам были за них )
Оно может внести интригу в течение турнира, перераспределить приоритеты, послужить на пользу независимости суждения, ведь решения Дам не обсуждаются.
Собственно, вокруг этого события и вертелась моя фестивальная жизнь.
Рыцарей (как и Дам) было 9:
- Дмитрий «Дюшейрогн» Петухов (25 лет, Санкт-Петербург, Россия). Реконструируемый период: Южная Германия начала XV века.
- Петтер Элленгсен (38 лет, Осло, Норвегия). Реконструируемый период: Милан (Италия), 1470 год.
- Арне Коэтс (32 года, Бюкебург, Германия). Реконструируемый период: Бургундия 1475 год.
- Йорам ванн Эссен (38 лет, Беншхоп, Нидерланды). Реконструируемый период: воссоздание облика Петера Метенье XV век Брюгге.
- Юрий «Гемпфри де Богун» Богунов (28 лет. Москва, Россия). Реконструируемый период: Италия 1420-1430 гг.
- Андрей «Морган» Камин (25 лет, Санкт-Петербург, Россия). Реконструируемый период: Южная Германия, начало XV века.
- Алексей «Будимир» Малинин (29 лет, Санкт-Петербург, Россия). Реконструируемый период: Чехия XV век.
- Павел «Пан Заславский (Поль)» Калинков (34 года, Минск, Белорусь). Реконструируемый период: Великое княжество Литовское. Начало XV века.
- Дмитрий «Дитмар» Савченко (30 лет, Москва, Россия). Реконструируемый период: Германия 1425- 1430 гг.
Всеобщее внимание привлекали иностранцы - гости турнира.
На фото слева направо: Йорам ванн Эссен, Петтер Элленгсен, Арне Коэтс
Во-первых, это были опытнейшие (хоть и не сильнейшие) войны. За плечами каждого множество турниров, в том числе украшенных их собственной победой, а так же опыт в организации подобных мероприятий, и колоссальная практика судейства данных спортивных состязаний средневековья.
Поясню определение «не сильнейшие». Не первый раз вижу сражение «представителей России и ближнего СНГ» и «европейцев». Они другие. Более собранные, но менее отчаянные, более точные (педантичные), но не склонные совершать рискованные поступки. Невозможно представить, чтобы они, забыв про личную безопасность, кинулись бы в самое пекло боя, или, забыв про вежливость, перли бы напролом. Но тут, мне кажется, как в жизни. Я часто бываю в Европе. Другая жизнь, другой менталитет, уверенность в работе законов и служб… Я больше о Германии сейчас.
Словом, разница менталитетов налицо.
С другой стороны, было в их поведении что-то по-настоящему благородное. Рыцарское. Возвышенное. Понимание того, что самоцель - не победа любым путем, а продуманное участие. Они оставляли для себя допустимым и приемлемым возможность сойти с дистанции, уважая усталость лошади, или из-за повреждения амуниции.
Казалось бы такой естественный поступок (особенно в случае амуниции). Но я уверена, что добрая половина безбашенных «русских» ринулась бы в бой не только при потере стремени (порванного путлища), но и вовсе лишившись седла. При этом процентов 90 из этих отчаянных ребят бухнулось бы на землю при первой атаке, но в пылу азарта, они бы точно попытались вернуться на ристалище!
И может, ведь часто так бывает, именно "безбашенным" повезло бы выиграть бой. В этом НАША сила.
Могу сказать, что это был мой первый конный турнир. Так же как это было первое в России конное состязание подобного уровня.
Ранее я не могла бы представить себя на подобном действе. Не то чтобы у меня поменялись взгляды на воспитание и предназначение лошади в современном мире. Отнюдь. Скорее убавилась спесь, и сократилось недальновидное и глупое желание решать за других людей что можно, что нельзя. Я не хочу быть подобной убежденному вегетарианцу, который не только с гордостью упивается собственным выбором, но и имеет высокую степень эгоизма и самолюбования, указывать людям на недостатки их личного меню.
И в том числе Европейские конные мастера научили меня подобной терпимости.
Но, оставлю рассуждения… вернусь к фестивалю и турниру.
* * *Пафосно и незабываемо.
Пафосно благодаря главным стержням и ведущим силам нашего лагеря. Когда я сталкиваюсь с этими ребятами, практиками реконструкции, каждый раз просто дар речи теряю от того с какой любовью, вниманием и пониманием люди увлечены воссозданием живой истории. Каждый раз, приезжая в лагерь к Юле Давидовской, в место, где стоит клуб Стаса и Маши Тарасовых, я пребываю в почти музейном окружении. Сколько разных штучек, бытовых мелочевок или чего-то крупного и не менее интересного появилось у них с нашей последней встречи. Глаза разбегаются! Вот бывает дом-музей. А у меня случается лагерь-музей всегда, когда живешь с этими людьми. Радость для глаз и пища для ума.
Фото: Очаг для приготовления пищи в нашем лагере (в котором кроме людей проживали: спасенный баран, амнистированный гусь и три несушки)
А сколько отличных и познавательных экскурсий Юля провела для туристов в воскресный день. И не просто рассказала, но и показывала предметы средневекового быта, кухни, рецептов. Так воодушевленно может рассказывать только истинно увлеченный человек.
Я люблю этих ребят и ни один даже самый комфортный отель не променяла бы на их лагерь. Не только из-за крутой посудки, аутентичного высокого очага и множества исторически правильных вещей вокруг. Мне необыкновенно комфортно с этими людьми. Они умеют создать атмосферу любви и добра!
Незабываемо, пожалуй, из-за участия в "Суде Дам".
Создание и координация "Суда Дам" - нелегкая работа другой замечательной девушки, которую я еще не упоминала - Марины Савченко, супруги одного из организаторов - зачинщиков турнира Дмитрия Савченко - Дитмара. Так и хочется добавить - великолепного.
Размах личности этого человека (я сейчас о Дитмаре) стал понятен мне еще в самый первый вечер (в лагере иностранцев), где его манера держаться доказывала положение внимательного и радушного хозяина и, безусловно, его можно назвать душой компании!
Вернусь к Марине. Я даже в десятой части не могу представить какой колоссальной машиной стала организация мероприятия подобного размаха…
Я наблюдала лишь часть закулисья Суда дам. И могу с восхищением отметить работу Марины, по возрождению идеи суда (в том числе и в умах самих будущих судей).
Сколько интересного текста, иллюстративного материала было выложено в нашей судейской группе ВК, столько нового мы узнали, как глубоко в эпоху смогли погрузиться. Быстро и в достаточном объеме появлялись все материалы: участники, особенности конкретного мероприятия, новости организации и подготовки. При этом Марина находила время на персональные вопросы/ответы в личке. Без промедления, четко, вежливо.
Могу еще раз сказать, что очень рада знакомству с Мариной, и до сих пор восхищаюсь подобранному к костюму цветку: венок из васильков идеально подчеркивал цвет глаз и без того прекрасной дамы…
Вообще по нарядам, в нашем суде прекрасный леди точно было на что положить глаз: натуральные ткани, жемчуг и позолота. Чудеса прически: у Маши Тарасовой была впечатляющая конструкция - рога из волос. Смотрелось воздушно и загадочно. Точно эта дама сошла с картины ранних итальянских мастеров. Она стала звездой первого дня соревнований, когда за возможность поднять именно ее платок с песка арены, рыцари сражались особенно отчаянно. А счастливчик, которому это удалось, был награжден оглушительными овациями зрителей.
Кстати о зрителях. С трибуны дамского суда я могла наблюдать всю площадку. Такого количества народу я не видела со времен ежегодного Грюнвальда, одного из старейших, давно признанного одним из крупнейших туристических фестивалей Европы!
В Коломенском людьми был усеян весь холм. Их были тысячи или даже сотни тысяч. Словом очень-очень-очень много!
Точно так же как и участников. Несколько лагерей, разделенные по географической и эпохальной принадлежности:
- русские княжества;
- орда;
- Европа XIII,XIV, XV, XVI веков;
- лагерь рыцарей.
И в каждом по нескольку клубов с палатками и мебелью. И люди, люди, люди.
Удачное место действия. С одной стороны совсем не периферия Москвы, возможность попасть в мир фестиваля буквально выйдя из поздемки. А с другой антураж и природа, которые не портят дух средневековья, не оставляют на фотографиях позорного фона, вроде многоэтажных зданий или катящихся машин. Хотя тут с какого ракурса снимать, некоторые кадры печалили...
Организация мне показалась идеальной для подобного масштаба. Не было недостатка туалетов (бумаги в них), воды, еды. А если чего-то не хватало, то присутствующая в парке инфраструктура давала возможность пополнить запасы.
Еще хочется сказать о высочайшем качестве полиграфии, посвященной мероприятию. Буклеты со схемой лагеря и программой фестиваля, которые выдавали всем желающим многочисленные волонтеры уже по пути к лагерям. Книжечки на двух языках с описанием турнира и рыцарей (я не знаю, кому и по какому признаку их выдавали). Достойно, красиво, хорошо написано, грамотно с небольшими недочетами сверстано и продумано!
* * *Еще об одном человеке не могу не написать. Маршал Турнира - Танкред Гордон - Сергей Висленев.
Уже в первый вечер меня покорил его английский. Когда он свободно общался с другими участниками турнира не на просто хорошем, но литературно богатом английском языке. А надо сказать у гостей из Германии, Нидерландов и Норвегии английский на мега превосходном уровне. Танкред при этом еще легко и свободно выступал как синхронный переводчик на английский и обратно, и при этом успевал участвовать в диалогах.
Продолжила я восхищаться его работой на площадке. Ведение турнира, так же на двух языках. Правда, не возможно было выполнять перевод все время, не теряя динамику боя, так что переход на английский был тогда, когда тема касалась непосредственно иностранных участников.
Ведение боя в исполнении Сергея - четко, интересно, справедливо. Хоть судейство любых состязаний оставит вопросы. Это неизбежно (вспомните футбол). Не всегда можно идеально принять решение, находясь на поле, даже при наличии таких замечательных Судей как и Рафаэль Гукасов (г. Москва) и Евгений (фамилию не нашла) (г.Чебоксары).
Следить за происходящим, подмечать и проговаривать вслух детали, видеть все турнирное поле целиком, руководить оруженосцами и помощниками. Все это удавалось Сергею блестяще! Интересно и живо. Фантастическая нагрузка! А сколько работы «за кадром», обсудить, раздать «целевые установки», выслушать, решить текущие проблемы. Так что к концу турнира от постоянного общения Сережа заметно охрип, но энергия его осталась в моих глазах практически неисчерпаемой. А ведь еще надо было организовывать и разруливать внутрилагерные вопросы. И все спокойно, мирно, дружелюбно ко всем сторонам. Я в восторге и восхищении!
* * *
На субботу (22.06) - первый день турнира, программа была следующая:
Герольд в сопровождении трубачей:
- представление Маршала турнира и Судей;
- церемониальный выход рыцарей в соответствии со средневековым регламентом;
- Клятва рыцарей соблюдать правила турнира;
- оглашение героя, снискавшего первое расположение Суда Дам.
Соревнования на снарядах: «атака сарацина», «снятие колец», «рубка мишеней», «поднятие платка».
Не могу сказать, что иностранцы проявили себя в данных дисциплинах на отлично. Я склонна это списать на то, что выступали гости не на своих лошадях.
Первый бой атака деревянного сарацина - деревянный снаряд с мишенью и утяжелителем на другом конце (мешок с песком). Удар считается засчитанным при проворачивании снаряда вокруг оси.
Кольца висели на разной высоте. За сложное нижнее 4 балла, за верхнее 2. Кто-то рисковал, кто-то шел наверняка.
Далее разрубание капусты рубящим ударом сверху вниз 2 балла, яблока 4 балла.
Последнее состязание по подъему платка с песка на ринге копьем, наделало много шуму на дамской и зрительской трибуне. Зрительницы бесстрашно жертвовали свои расписанные платочки для данной забавы. И множество прекрасных нашейных платков дожидались своей очереди на пыльном ристалище…
На фото: Йорам ван Эссен
Суд Дам оценивал шевалье за внешний вид, куртуазность манер, честность в бою, лучший удар, отвагу и доблесть.
Рыцари старались покорить прекрасных леди, элегантно приветствуя их и давая клятвы и обеты..
Дамы были покорены и защищали уже появившихся фаворитов при подсчете итогов дамского голосования. В итоге на нашей трибуне кипели нешуточные страсти.
* * *Вечером были конные сражения у барьера - «мягкий реннен». В которых уважаемый организатор господин Дитмар получил травму. Копье противника, отскочив от щита задело бедро. Пришлось наложить швы и речи о продолжении турнира для Дмитрия в качестве шевалье уже не шла.
Врезка: как говорят судьи, видео показало, что удар приешлся изначально в бедро.
Тем не менее, за непродолжительное время участия, Дитмар, его отвага, внешний вид, шелковая попона на коне и фигура Фортуны на шлеме, оставили неизгладимо впечатление у публики и Дам. И, думается мне, останься он в турнире, неизменно получал бы дополнительные баллы за внешний вид и куртуазность.
Но это оценка дам, а его боевой доспех судили не дамы, и даже не коллеги рыцари. Практика- самая неумолимая судья показала (а мне объяснили иностранные леди, прибывшие с рыцарями), что в подобном бою защита бедра необходима, так же как обоснована особая форма щита и шлема.
Снова воочию вижу практичность используемых в средневековье одежды, доспеха или другого инструмента. Копье при соприкосновении со щитом, соскальзывает либо вверх в область шеи и шлема, либо вниз к бедру или седлу. Все это должно быть учтено. К слову сказать такой доспех не то что «дорогое удовольствие». То ли я услышала как-то не так..., но доспехи гостей обошлись им в ..примерно 750 тыс. на русские деньги…(кто-то говорил 2 миллиона. Кто больше?).
И это еще не самый «крутой» вариант.
* * *А потом был вечер субботы или «королевская ночь», как прозвали ее в нашем лагере. Был устроен Рыцарский пир с переменой блюд - перепела (на самом деле маленькие курочки) с травами, стейки из лосося, говядина в вине, марципановые шарики в гранатовом соусе, вино.
Конечно ничего из этого не было бы возможно без самоотверженной работы наших девчонок (и мальчишек): Маши (как главной распорядительницы), Юли Давидовской (как вдохновительницы), Ангелины, Дианы, Киры (кого забыла???)… сложно переоценить вашу и нашу с вами работу.
Мы накрыли на стол, красиво сервировали действо аутентичной посудой и свечными лампами по углам обеденного шатра. Гостям было предложено вымыть руки водой с шалфеем и занять место за столом. Всем раздали льняные салфетки и можно было приступить к трапезе. Уже потом я подумала, что надо было пригласить фотографа
Еда была божественна! Звучали разнообразные тосты «за встречу и за победу».
Меня порадовал тост Петтера Элленгсена во славу тех, кто сделал данный замечательный ужин. Я попросила повторить все это Машутке лично, так как точно знаю, что такой самоотверженный труд должен быть награжден достойной похвалой. Что рыцарь позже и сделал, крепко обняв создательницу пира.
Это было приятно и Петтер сразу расположил к себе. Мы стали хорошими знакомыми за время турнира и свой «платок расположения дамы» я презентовала именно ему.
…хотя... я еще не рассказала о задуманной интриге…
Было много разговоров с иностранцами после пира. А оставались они в гостях практически до утра, показывая себя еще и компанейскими ребятами.
Приятно, что рыцари говорили о том, что таких аутентичных лагерей (пира) практически не возможно найти в Европе. Как я поняла, когда бойцы приезжают на турнир, они живут преимущественно в отелях, а не посреди средневекового полевого лагеря. Они были убеждены, что если наши рыцари подтянут свои доспехи и наработают практический опыт, то союз =( быт «+» турнир) выведет нас (Россию) в пионеры реконструкторского движения в мире.
…еще говорили о лошадях, их значении в турнире, о количестве часов, проведенных верхом, о доспехе и его особенностях. Много о чем…
…и конечно, как обычно, подобные «прощальные» вечера - превращаются в сплошную "алкогольную игру на выживание", напитки «лились рекой»: вино, пиво, совсем уже ночью какая-то зараза притащила неисторичные «джин-тоник», довершал картину вполне медиевальный напиток - мед. Словом, смесь разной крепости и оттенков вкуса, употребляемая хаотично.
Иностранцы "держались молодцом", хотя, не представляю как они назавтра сели за руль на лошадь. …говорят, голова все-таки болела…
* * *
А день воскресенья (23.06) выдался жарким. Если до этого погода щадила и участников и рыцарей: ко второй, а то и к первой половине дня набегали пугающие тучки, не приносившие дождя, но давая столь необходимую прохладу, то в заключительный день соревнований, уже с утра люди просто выползали из шатров от невыносимой жары…
В этот день на арене были заявлены битва на копьях по вызову: противники могли бросить вызов друг другу и выбрать мягкий или жесткий рененн для каждой битвы. В легком разрешены удары только в щит.
На фото слева направо: Петтер Элленгсен и Дмитрий Петухов
Я могу ошибаться… в этом или предыдущем сражении ряды рыцарей покинул, господин Йорам, рыцарь из Нидерландов. (он изготавливает аутентичные седла и все европейские рыцари сражались в седлах его работы)
На фото Йорам ван Эссен
Он блестяще сражался, но получил прямой удар в раскрытую кисть, и снялся с соревнований (мне кажется это было все-таки вечером в субботу).
Турнир прошел без падений, зато копий наломали не мало. (Вот откуда пошло знамениетое выражение)
Система ударов как в суботу, так и в воскресенье, оценивалась следующим образом:
_____________________
Вот сколько очков смогут набрать господа рыцари в копейных сшибках:
Кто попадет на всем скаку копьем в щит сопернику, или поразит его кирасу или плечи до локтей, получит 2 очка.
Кто попадет на всем скаку копьем в шлем сопернику, когда это дозволено, получит 4 очка.
Кто попадет на всем скаку копьем в щит сопернику, или поразит его кирасу или плечи до локтей, и преломит свое копье, получит 6 очков.
Кто попадет на всем скаку копьем в шлем сопернику, когда это дозволено, и преломит свое копье, получит 8 очков.
Кто поразит противника на всем скаку в его кирасу или плечи до локтей с такой силой, что тот будет выброшен из седла, получит 10 очков.
Кто поразит противника на всем скаку в его кирасу или плечи до локтей с такой силой, что тот будет выброшен из седла, а копье будет преломлено, получит 12 очков.
Кто поразит противника на всем скаку в его шлем, когда это будет дозволено, с такой силой, что тот будет выброшен из седла, а копье будет преломлено, получит 14 очков.
Да будет известно, что кто замедлит бег своего коня - ничего не получит. Кто поразит шлем противника, когда это не дозволено - ничего не получит, и будет предупрежден Маршалом на первый раз, на второй же раз будет по желанию Маршала лишен очков за свое неразумие, а на третий раз будет лишен права состязаться, пока не закончится данное состязание и не начнется иное. Когда рыцарь падает из седла не от удара соперника, но от собственной ошибки - противник ничего не получает, кроме очков за удары, которые нанес. Кто преломит копье на длину менее 1 фута - получит очков столько, как если бы он не преломлял копье.
Кто откажется от вызова, не приняв перед тем два вызова и не сражавшись в них - теряет 3 очка, и может быт вызван вновь иным рыцарем, но не может быть более вызван до конца состязания тем же рыцарем. Если же принял два вызова и сражался - не теряет очков, отказавшись от вызова.
Еще подробней здесь:
http://www.tforum.info/forum/index.php?showtopic=36425&st=40_______________
Впервые в России (вот до каких высот дошла техника подготовки к турниру) рыцари дрались с аутентичными наконечниками на копьях, называемыми «каронели».
На фото: Алексей "Будимир" Малинин. Обратить внимание на наконечник копья.
Это рассказал зрителям замечательный комментатор - Михаила Сусанова (г.Москва), который был источником неисчерпаемой информации все дни состязаний (не только рыцарского турнира).
Четко, спокойно, методично и интересно, он раскрывал практические моменты соревнований, делал ссылки к историческим реалиям проведения подобных боев. Мог поддержать любую, казалось, тему и заполнить любую паузу.
У микрофона" Михаил Сусанов
Человек-энциклопедия, не иначе. Я восхищена!
Вообще снова и снова отмечаю отличную работу команды. Всех: Маршала, комментатора, Судей, оруженосцев, помощников на арене. Все действовали слаженно быстро и были вовлечены в процесс полностью.
а фото пан Заслаславский и его оруженосцы
В воскресном утреннем бою Арне Котэс добровольно покинул ристалище, после нескольцих проведенных спаррингов (в том числе двух подряд, что очень непросто физически). Он показал судьям и Маршалу, что его боевой конь - четырех летний жеребец Рассвет, предоставленный рыцарю, устал и он не может больше продолжать состязание. По мнению Арне конь был слишком молод для подобных нагрузок.
В данном случае, в моих глазах, покинуть поле боя - было блестящим решением. Как мы обсуждали с ним позже, это не всегда легко: отказаться от своих амбиций и в пылу борьбы остановиться из-за усталости коня, но (и я совершенно ЗА подобную позицию), всадник не может, не должен игнорировать этот факт.
Вообще отношение к боевому коню у рыцарей было разным. Чуть мягче у европейцев (хоть они выступали не на своих лошадях), сложнее у некоторых всадников принимающей стороны. У иных - совсем недопустимое…
....не смотря на то, что от коня утром не требовали ничего, кроме галопа вперед на короткой дистанции… Это было тяжело физически и довольно стрессово для животных, учитывая толпу зрителей и шумно летающий над полем битвы мини вертолет с закрепленной на нем камерой.
(тут я вклиню огромную просьбу для наших ребят "сжечь" льняные стеганые одеяла, в которых выступали их лошади. Неисторично это)
а фото слева направо: Андрей Камин, Дмитрий Петухов, Алексей Малинин, Павел Калинков
* * *
Теперь об обещанной интриге…
Этим утром дамам было позволено наградить рыцарей своим платком «на удачу». За Машей оставили пана Заславского, который так отчаянно сражался за ее платок в первый день состязаний. Еще несколько рыцарей, были "уже заняты» дамами.
Моим официальным выбором стал конечно же Питер Эллингсен. И он с гордостью и благодарностью носил мой платок оба воскресных соревнования. Мы очень подружились с ним и с его гелфренд. Замечательные люди!
На фото слева направо: ____, Павел Калинков (спиной), Йорам ван Эссен, Петтер Элленгсен (с зеленым платочком на руке), Арне Коэтс с оруженосцами.
...но дамскому сердцу хотелось приключений... на дамскую же жо**
Ранее, мы с Машуткой шутили, что надо идти вабанк и сразу кидать платочки с номерами телефонов на них…
Так появилась задумка подарить "платок от дамы, пожелавшей остаться неизвестной". И на этом платочке красовался вышитый e-mail (очень по-средневековому) и красное сердечко! (спасибо, Дианочка!!!).
… и вот в вначале турнира Маршал объявил о том, что неизвестная дама пожелала вручить знак своего расположения г-ну Арне Коэтсу… Это было.. чуть-чуть скомкано, как-то мне по-иному это рисовалось, но все равно - великолепно и, я надеюсь, интересно для зрительниц турнира.
Потом дамы официально вручили платки своим избранникам, скинув их с балкона пажам, которые отнесли их на боевое поле, передав оруженосцам…
Мне кажется, зрителям надо было бы рассказать в микрофон какая дама кому передает знак своей благосклонности, чтобы сделать интригу в духе лямур-тужур и со ссылкой на куртуазность отношений в средневеково-рыцарской эпохе.
Платки были закреплены на боевом доспехе рыцаря. Больше всего "знаков внимания" досталось любимцу публики и присутствующих Дам - Арне, а так же без сомненья самому куртуазному рыцарю соревнований и бесспорному лидеру уже нескольких дней турнира - пану Заславскому (Павлу Калинкову из Минска)-владельцу собственной конюшни, уверенному всаднику и искусному войну.
* * *Дневные состязания закончились. Стояла жара… с которой было невыносимо было смириться в двойном шерстяном гоуне…
Обеденное время переживали тяжело… Некоторые рыцари не стали переодеваться. Арне был без верхних доспехов, но все равно в защите (боюсь неправильно вставить названия "поддоспешного обмундирования"). От еды отказался, выпил воды.
Дальше надо было поискать чем перевязать шлем...
Забавно, но я не поняла для чего все это… Повторюсь, что говорит он по-английски великолепно, бегло, используя богатую (а не простую, как многие не носителя языка) лексику. Так что я не воткнула зачем нужна тряпка... Мне подумалось, что под шлем, чтобы тот не сползал… Зачем? Учитывая, что Арне сам рассказывал на сколько точно подогнан доспех и как долго он тестировал шлем перед покупкой, наматывая в нем круги верхом. Но я, кажется, привыкнув, что в России все время что-нибудь «наклеивается», «натягивается», «подгоняется» чтобы «как -нибудь», но держалось… скорее допустила эту (абсурдную, при включении логики мысль). Как ОКАЗАЛОСЬ (семен семеныч!) нужна была лента, чтобы привязать перо к шлему. В первом соревновании вечера воскресенья баллы начислялись за то, что рыцарь деревянной булавой мечом собьет украшение со шлема соперника. При этом все рыцари дерутся со всеми, верхом на огороженной небольшой площадке.
Основным украшением шлема Арне, которое он не взял собой в Россию, является прекрасный золотой грифон.
На турнирном шлеме, который мы имели возможность видеть в бою - нет фигуры, но остаются золотые крылья. Они виртуозно выполнены, и их разрушение весьма нежелательно. Поэтому нужны были перья, и именно для этого нужна была моя домоткань «тряпочка». До сих пор ума не приложу, как удалось (довольно прочно) закрепить перья на гладком шлеме рыцаря с помощью полотна… Издалека смотрелось даже неплохо….
На фото: Арне Коэтс
Бой был стремительным и интересным. Удары наносились по голове. Тут могли выиграть тактический подход и искусство верховой езды. В таких соревнованиях, как мне видится, правильная стратегия - не лезть в гущу боя, когда рыцарей много и всегда можно получить удар сзади не понятно от кого и нет никакой возможности парировать удар. А вот когда часть нашлемных украшений уже сбита и данные рыцари удалены с ристалища, можно, искусно маневрируя и имея больше площади для тактических ходов, сбивать оставшиеся украшения.
Победил в этом сражении единственный рыцарь с деревянным украшением на шлеме - пан Заславский (на фото). То ли по нему не попадали, то ли сбить "золотое стремя" на шлеме оказывалось не просто ибо прибито намертво.
Далее в вечерних соревнованиях было состязание по захвату знамени противника. Когда рыцари поделились на команды, в каждой был избран знаменосец. Задача соперников - захватить знамя: скинуть знамя с копья (или знаменосца с лошади).
Соответственно (как в футболе), в каждой команде защитники и нападающие.
В этом соревновании Арне выбывает из-за поломки седла. Как я поняла, порвалось путлище.
Итак, до третьего самого жесткого соревнования дошли все наши и только один иностранец - мой избранный рыцарь Петтер Элленгсен.
Третий самый жесткий и беспредельный бой вечера воскресенья заключался в том, чтобы любым способом заставить рыцаря капитулировать. Его можно скинуть с лошади, или заставить сдаться добровольно. Вскинув правую руку вверх рыцарь заявлял о желании выйти из сражения.
Всадники снова поделились на две команды, и началась «куча-мала». Чтобы не быть скинутым или поврежденным (доспех и седло) ибо начался небольшой беспредел, в середине боя, подняв правую руку вверх, поле покинул Петтер - рыцарь продержавшийся дольше всех из гостей против взрывных русских и белорусских парней.
В конце остались двое против одного, и превосходящая по численности сторона благородно предложила ничью.
* * *
Овации зрителей. Закрытие турнира и награждение победителей. Суд дам во главе с Мариной был приглашен на боевое поле для того чтобы шавелье могли получить призы из рук прекрасных дам.
На фото слево направо: ...., Катерина Городецкая, Марина Савченко, Виктррия Борисова, Станислав Тарасов, Михаил Сусанов, Евгений (Чебоксары), Арне Коэтс
Призы размещались на красивой парчовой подушке, прикрытой тонким шелком. Победителям и участникам вручали историчные кубки, кольца...
Победитель получил искусно выполненную фибулу с полудрагоценными камнями. Надеюсь, что где-то на фото мы увидим это произведение искусства, которое мне посчастливилось рассмотреть достаточно близко. Воистину достойные и весьма историчные призы!
Награды, нашедшие героев:
- главный приз победитель ряда (если не всех) турниров - пан Заславский (Павел Калинков),
На фото Павел Калинков
-Андрей «Морган» Камин за турнир зачинщиков,
На фото: Андрей Камин
- Петтер Элленгсен за сражение на булавах, Арне Котэс за турнир вызова,
На фото слева направо: Питтер Элленгсен, Арне Коэтс
- Алексей (Будимир) Малинин за лучший лагерь,
На фото: Алексей Малинин
Специальный приз устроителя и зачинщика турнира - Дитмара, великолепное кольцо досталось Юрию Богунову. «Как соратнику в деле повышения уровня историчности и правильности доспехов и выхода на мировую джостинг-арену». (с)
На фото: Юрий Богунов
* * *Потом было групповое фото на память. Круг почета и уважухи…
Обнимашки..
...и радостное заключение: мы ВСЕ сделали ЭТО!
И вот праздник закончился…
И пришло это ужасное чувство близкого расставания...
* * *Снята историчная одежда, одеты удобные шорты. Прекрасные дамы столь же прекрасны, но уже совсем не куртуазны.
Когда выходишь за пределы лагеря, никто не бросается рассматривать или сфотографироваться с тобой на память. И теперь совсем не сложно затеряться в толпе…
А в лагере... В лагере быстрые сборы… быстрые прощания... кого-то успела застать лично… кого-то нет…
И вот уже Сергей правда еще в образе, аки Танкред, провожает меня (неподъемный чемодан) до метро... и вот я остаюсь одна... в Москве... в бурлящей толпе местных и приезжих горожан… как будто ничего и не было… как будто все приснилось… Словно машина времени резко выкинула меня из привычного средневековья и бросила в стремитель ный поток современности.
Предстояла дорога домой.
Ваша Виктория Борисова ака Альвида
PS: За большинство изображений - спасибо моей дорогой подруге известной фотографу Frencis и замечательному фотографу Андрею Бойкову (andrewboykov.livejournal). Все фото взяты с просторов И-нет и являются собственностью авторов.
PPS: приношу извинения нашим ребятам, что не уделила им достаточно места в повествовании. Я описывала тех людей которые были доступны мне географически (жили в соседнем лагере) и ментально (калининградцы, они такие, мля, из себя "европейцы" )))
PPPS: Всех люблю!
PPPPS: "Режисерскую версию" написанного из 2-х частей ставлю в "ограниченный просмотр".
Если мы с вами знакомы лично, и вам это интересно - велкам!