Космодром Байконур. Чего не видят туристы. Ракета "Энергия-М".

Oct 16, 2010 17:32

Периметр космодрома, или, вернее, арендуемой территории без учета города Байконур представляет собой почти правильный прямоугольник 70х90км. Еще со времени проведения активных строительных работ было принято решение не возводить по периметру объекта заградительных сооружений - и бесполезно, и дураков в степи немного - лезть под разбросанные на дистанциях 1-2км дивизии.
Прошли золотые для космоса 60е, и весь комплекс начал работать на программу Энергия-Буран. Под старт Энергии были подготовлены две огромные площадки, построен аэродром для приземления самолетов АН-225 Мрия, перевозящих Бураны со сборочных цехов. Под Тольятти развернули строительство модулей для ракет Энергия и Энергия-М, для окончательной сборки которых помимо "гагаринского" МИКа (Монтажно-испытательного комплекса) был возведен МИК-112, некоторые входные элементы которого по причине гигантских размеров и передовой автоматике до сих пор лежат где-то на задворках книги рекордов Гиннесса.

Параллельно с 1973го в десятке километров от пусковых комплексов вырыли целые подземные города, основной задачей которых стало обеспечение пусков межконтинентальных баллистических ракет. Рассказывают, что служба в этих частях была как приговор - хуже Байконура была только Новая Земля.

Прошло время. Программу "Энергия-Буран" свернули, воинские гарнизоны опустели. Первый же пуск Энергии с Бураном существенно поразрушил стартовую площадку, спроектированную с явно недостаточным запасом мощности. Ракетные шахты взорвали в рамках программы свертывания ядерных вооружений. Из всего объема объектов на космодроме продолжили работу исключительно гражданские комплексы.





Технический комплекс Энергия-Буран находится в нескольких километрах от действующий стартовых площадок. Если не брать обширную инфраструктуру, состоит он из МИКа, испытательного стенда,заправочного комплекса и собственно пусковой площадки. Части ракет Энергия доставлялись в МИК, где производился окончательный монтаж ракеты. Затем четыре мотовоза перетаскивали ракету в вибрационный испытательный комплекс, где технический макет подвергался нагрузкам, сопоставимым с теми, что испытывает ракета-носитель при реальном запуске.

В МИК-112 попасть не удалось по причине обрушения крыши здания в 2002 году. Обрушившиеся перекрытия похоронили под собой последнюю собранную ракету Энергия, единственный летавший в космос Буран и восьмерых сотрудников цеха, последнего из которых удалось обнаружить только в 2007м.



Вид на МИК-112 со стороны выезда ракет.

Транспортировка ракеты производилась при помощи транспортно-установочных агрегатов, в народе именуемых "кузнечики". Агрегаты не только обеспечивали перевозку ракет, но и их горизонтальную установку на испытательный стенд и стартовую площадку.



"Кузнечики" на фоне СМК-112



В действии все это выглядело так: (фото с buran.ru)



К каждому кузнечику подходит две железнодорожные колеи. На каждой колее стояло по два мотовоза.



Механизмы со времени ввода в эксплуатацию стоят на открытом воздухе, но очень неплохо сохранились.



Кабина техников



Стою на капитанском мостике с целью демонстрации масштаба конструкции.



Четыре этажа лестниц.

На горизонте в паре километров от кузнечиков возвышается заправочный комплекс и стенд вибрационных испытаний. Местные называют стенд краном-балкой. Высота строения - 170 метров, выделяющаяся справа стрела крана - на 150 метрах от земли.





Передняя стена стенда, которая в стальной решетке, может как полностью отъезжать в сторону, так и опускаться на землю.

Все ценное, что было на комплексе, давно разворовано. Еще десять лет назад в степи велась настоящая война за ценности Байконура - казахи на модифицированных ЗИЛах-130 увозили прямо через ограждения тонны кабеля, отстреливаясь из автоматов от охраны. Были случаи засад на милицейские патрули, вооруженных нападений и междоусобных разборок.
И сейчас комплекс продолжают растаскивать. Пока мы были внутри, на верхних этажах явно кто-то прятался.



Проникаем внутрь.



Чем-то напоминает Припять.



Крупные вещи порастащить не успели, охрана бдит.

Ну и то, ради чего был построен комплекс. В главном зале на стенде до сих пор стоит отлично сохранившаяся Энергия-М, слегка уменьшенный аналог самой большой ракеты Советского Союза.





Пробую чего-нибудь запустить.



Сопло. Опять же в масштабе.



Видны вибрационные опоры, вроде тех, что устанавливают на сооружения для защиты от землетрясений.

Местные рассказывают, что при работе комплекса содрогание земли ощущалось по всему периметру технической площадки.

Прогуливаясь по этажам комплекса, можно рассмотреть все части ракеты. Например, место отстыковки первой ступени:



Крепление второй ступени:





При приближении к крепежам видно, насколько Энергия больше Энергии-М:



Зазор метра три.



Ну и как не погулять по стреле...





Отличный вид на космодром открывается. Решили, что в следующий раз будем смотреть пуск отсюда - никакой толпы и отличная видимость!





Справа - МИК-112, слева - стартовый комплекс площадок №1 и №2. Надо только объектив помощнее притащить - и пуск как на ладони.



Вся поездка:
1. Дороги Казахстана
2. Байконур. Пилотируемый пуск
3. 3. Музей кобыза
4. Байконур. Потайные уголки космодрома. Ракета "Энергия-М"
5. Байконур. Потайные уголки космодрома. Шахты ракет "Булава"

факты, фото, отчеты, регионы - Азия, Казахстан

Previous post Next post
Up