Вот уже 2 недели я работаю в школе, а мне кажется, что я там давным-давно.
Самый лёгкий день для меня - среда. Самые напряжённые - вторник и пятница. Во-первых, потому что у меня в эти дни по 7 уроков подряд, а во-вторых, потому что после школы у меня занятия в Гёте-институте до 9 вечера. Кроме того, во вторник я ещё и дежурный учитель.
В четверг в школе у меня всего 2 урока, но зато в 7:30 утра есть занятие в моей взрослой группе, а в 9 вечера - репетиторство.
За весь день с 6 утра до 3 дня я не то чтобы нормально поесть не успеваю, я с трудом нахожу время, чтобы выпить йогурт! Ооо(( А по ночам ещё приходится заполнять электронный журнал…
С 5 и 8 классами нет вообще никаких проблем, даже с выполнением домашних заданий.
В 6 классе, мне кажется, получаются самые идеальные уроки: я поняла, как там поддерживать дисциплину и как заставить всех работать.
С одной частью седьмого класса у меня тоже практически всё нормально, а для второй группы у меня есть кодовое название «угрюмые». Они ужасно недружные, постоянно друг на друга огрызаются и ещё сидят всегда с постными лицами. А отличник с первой парты постоянно ворчит. В этой группе вообще нельзя давать никаких командных задач, и никакого позитива от них ждать не приходится.
9 класс. На данный момент моя самая большая головная боль. Я уже писала, что с дисциплиной у них огромные проблемы. Но ещё одна проблема поважнее - они не знают вообще ничего. На прошлой неделе решила дать им мини-сочинение на урок, разрешив пользоваться всем чем угодно. Из 22 человек оценку я смогла поставить только шестерым: 3 двойки за…выпендрёж, одну тройку, две четвёрки. В последних двух работах, на самом деле, четвёрку ставить вообще было не за что. Но эти работы действительно были написаны «от себя», а не тупо списаны с интернета. Было очень весело проверять эти сочинения. Я, конечно же, проверяла их в ночи и всё боялась своим смехом перебудить соседей. Вот вам, например, несколько фрагментов:
две двоечные работы:
подпись на ломаном немецком: "Я знать ничего больше"
ответ на вопрос "Ты уже выбрал будущую профессию?": "Да, да, да, конечно".
ещё одна подпись: "Я люблю немецкий, но я с ним не знакома. И тогда, вероятно, все неправильно. Грустно."
смайлики мне рисуют:
Так что в 9ом классе мне приходится ставить оценки не за знания, а за старание. Я теперь их тоже рассаживаю по группам и даю одно задание на четверых человек. Только так их можно заставить что-то делать.
Поскольку до этого мне никогда никому не приходилось ставить оценок, я совершенно не знаю, как это делать. Вот всего несколько ситуаций, для каждой из которых нужно найти решение:
- в пятом, когда на меня оставили целый класс, дала задание на поиск слов из прошлой темы в «магическом квадрате». сказала, что первым 10 сдавшим поставлю плюсики. меня сразу спросили: «А можно мы будем играть, когда закончим». я ответила утвердительно. где-то за 15 минут до конца урока мне начали приносить листочки. а остальные стали спрашивать: «А что, мы ничего не получим? Зачем же мы тогда будем продолжать искать?» пришлось сказать, что первым 10ти я поставлю по 2 плюсика, а остальным выполнившим задание - по одному.
- как ни смешно выглядит моя система плюсиков со стороны, она действительно работает. даже девятиклассники стараются их получить, подходят и спрашивают, сколько у них уже есть. и в пятом классе это хороший метод поощрения. не ставить же мне за крошечное домашнее задание отдельную оценку. но, с другой стороны, плюсик получают и троечники, и отличники, а за пять плюсиков и те, и другие получат 5.
- в 6ом классе у нас было маленькое домашнее задание. я собрала тетрадки в одной группе и поставила плюсики за выполненное дз. там не было тех, кто его не сделал. после этого пришла вторая группа с тем же самым дз. там было несколько человек, которые его не сделали. ставить оценки (двойки) только за невыполнение домашнего задания, а сделавших никак не поощрять мне кажется неправильным. в итоге во второй группе я ставила оценки, а не плюсики, и сделавшим тоже. несправедливо.
- в 7 классе был контроль чтения. обеим группам пришлось выставить колонку троек. но я же не могу спрашивать с них что-то, если не уверена, что предыдущий учитель им это объяснял. если только постоянно будут проверки без объяснений, откуда же им знать, что от них требуется. я решила, что дам им возможность исправить эти тройки, уже даже речь заготовила, пафос которой в том, что моя цель не наставить всем двоек и троек, а научить их тому, что знаю сама. но вот теперь я не знаю, что педагогичнее - исправить уже имеющиеся оценки или выставить рядом колонку новых?
- за сочинения в 9ом, как я уже сказала, поставила всего 6 оценок, остальные двойки решила не ставить. вообще весь класс не за что оценивать. даже по лучшей работе не получается. приходится ставить только за трудолюбие.
и подобные ситуации случаются изо дня в день!
А вот чему мне самой ещё учиться и учиться, так это последовательности. Дети очень хорошо запоминают всё, что касается каких-то организационных моментов, и постоянно на этом подлавливают. «А вот раньше Вы говорили так», «А вот той группе Вы сказали это», «А вот в электронном журнале написано…», «А вот почему Пете Вы сказали так, а мне так»… И так постоянно.
Да и за своей речью мне тоже не мешало бы последить. Как-то раз, стерев с доски то, что ещё рано было стирать, я прямо на уроке сказала «блин». А ещё как-то раз на фразу отличника из «угрюмой группы»: «А вот на фига он так сказал», - автоматически ответила: «А на фига его сосед…» Но это так сложно контролировать, когда в то же самое время приходится следить за тысячью других мелочей! но, с другой стороны, я, конечно, понимаю, что это не оправдание и от этого надо отвыкать.
Третий мой минус - мне далеко не всегда хватает строгости, а это, как я уже поняла, едва ли не самое важное.
На прошлой неделе напросилась на урок английского в 7ом классе, хотела посмотреть, как другой учитель ведёт урок. Вот там всё очень строго: опоздал - изволь объяснить причину; сделал дз, но не переписал слова в словарь - 2… Да, там все сидят, боясь пошелохнуться, и следят за уроком, но, по-моему, так уж тоже не следует перегибать палку.
Потихоньку начинаю запоминать имена своих учеников, но всё равно это пока очень трудно. У меня же вообще с именами проблемы. Но зато отличников и хулиганов уже запомнила, потому что к ним чаще всего обращаюсь. К 8му марта мне надарили кучу подарков, а я не всегда даже знала имён даривших, так неудобно((
В шестом классе 2 Вики, 2 Артёма и 2 Кати. В 9ом - 3 Саши и 3 Никиты. Вот это удобно)) Ещё всякие экзотические имена типа Али, Назрин, Минь быстро запоминаются. А в 8ом классе есть китаец Серёжа, которого на самом деле зовут Синь. Привет филфаку))
Оказывается, меня обсуждают даже в классах, где я ничего не веду. В пятницу на перемене в класс, где я сидела, зашли б-шки (это кабинет их классного руководителя) и разговорились со мной. Они сказали, что все сначала думали, что я новый учитель по биологии (эээ?! J ). Спросили, почему я ушла из «той» школы. :D Я сказала, что было далеко ездить. Ага, а сейчас 1,5 часа - самое оно))
Ну и об особенно приятном. В пятницу в школе был концерт к 8му марта для младшей и средней школы, ходили туда с 5ым классом вместо нашего урока. Так здорово видеть своих учеников на сцене: кто-то пел, кто-то танцевал, шестиклашки показывали сценку, а ведущие были из того самого 9 класса.
Пока моя новая работа мне нравится, и мне действительно интересно. Нравится искать подход к каждому ученику; думать, чем живёт каждый; и представлять, кто вырастет из каждого из них. Но знали бы вы, как я сейчас рада длинным выходным, когда я наконец-таки могу поспать хотя бы до 10, когда мне ни у кого ничего не нужно вести, не нужно ни за кого отвечать, не нужно решать никаких проблем, не нужно постоянно «держать марку»!