Священное Писание, в чём легко убедиться каждому желающему, не содержит особой заповеди любить родителей. В Десятисловии Моисея (напр.: Исход 20:3-17) сказано лишь, что родителей надо чтить:
«Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле».
Очевидно, что почитание не тождественно любви и даже её может вовсе не предполагать. Там же в Писании в посланиях Апостольских сказано: «Царя чтите».
«Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе, ибо сего требует справедливость. Почитай отца твоего и мать, - это первая заповедь с обетованием: да будет тебе благо, и будешь долголетен на земле» (Еф. 6, 1-3)
Это обетование исполняется подобно тому как действуют законы физики, потому что духовный закон. Вон китайское общество построено на почитании отцов - можно убедиться в том, что Заповедь Божия работает и у язычников да атеистов.
Христос объяснил смысл Ветхозаветного Декалога как Единую (Двуединую) Заповедь любви к Богу и к человеку. Не вообще к какому-то божеству и не к людям вообще; отнюдь нет, Заповедь всегда очень конкретна.
Любовь христианская направлена на Единого Истинного Бога, Творца неба и земли, всего видимого и невидимого, а также на каждого человека, сотворённого Господом по Собственному образу и подобию.
Эта Заповедь (как впрочем и остальные) имеет личностный характер - она относится к личности: Божественным и человеческим ИПОСТАСЯМ.
Такое понимание конечно встречает сопротивление ветхого сознания, что особенно случается с нашими «православными безличностниками», то есть имперсоналистами, отрицающими личность в Боге и приравнивающими даже Божественную Ипостась к каким-то акциденциям Божественной природы. Но это обычная ошибка для людей, выросших при госатеизме и при марксистском учении о материи.
Что означает Заповедь?
Во-первых, нам заповедано любить не «природу со свойствами», а ипостась будь то Божественную или человеческую. При этом не делая между ними никаких различий, но каждую человеческую ипостась одинаково.
Христианская любовь - это не любовь к своим, что бы это «своё» не означало. Там, где в Писании уточняется, сказано: «Итак, доколе есть время, будем делать добро всем, а наипаче своим по вере» (Гал 6:10). Значит, что для нас - как для христиан, - своими являются единоверцы, а не какие-то другие, имеющие с нами нечто общее: социальное происхождение, кровь или почву, пол, культуру, возраст, образование или что-то ещё.
(в этом месте Е.С. Холмогоров сотоварищи должны пасть ниц пред Богом Всемогущим и со слезами покаяться)
Во-вторых, обращаясь к понятию заповеди, должно сказать, что заповедь не предписывает то, что человек делал бы естественным образом. Об этом говорит Христос в Нагорной проповеди (Мф.5:47):
«И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники?»
Любить «в первую очередь» своих по нации/этносу или по гражданству/подданству есть дело языческое, а не христианское - по прямому объяснению Христа, а значит и политическия идеологии основанные на подобной мотивации, как то национализм и патриотизм суть нехристианские, но языческие или просто безбожные.
(здесь во главе с Е.С. Холмогоровым его большие и маленькие друзья снова должны пасть ниц и молить Бога их помиловать)
Итак, заповедь требует сверхъестественного, а любовь к родителям является естественным чувством, о чём сами идеологи национализма и т. п.не устают повторять. Но что это значит?
Это значит, что любовь к родителям ничем не отличает людей от животных, то есть скотов несмысленных - и является животной, скотской по своей сути. Так что те, кто объясняют любовь к нации или родине через любовь к родным, недалеко ушли от этого.
Когда святые пишут, что даже животные и птицы любят свои гнёзда и норы - это то и значит, что сказано выше. За что же Богу вознаграждать эти инстинкты - защиту потомства, тягу детёнышей к родителям, охрану территории одним прайдом от других? Это звериное, а не человеческое. Почему же в человеке это должно вознаграждаться? Тем паче что есть лишь схождение на уровень безсловесных.
Защита своей семьи, своего дома, своей страны тоже есть дело естественное. Для таких безусловно достойных дел есть человеческия награды - ордена и медали, почитание героев-защитников после смерти, песни о их подвигах.
За это они получают награду свою.
Здесь, на земле.
В-третьих, заповедь требует от человека почитания к земным родителям даже в том случае, когда человек по каким-то причинам вдруг не имеет к ним большой любви. Не важно, любим мы родителей и предков или не любим, насколько сильно - мы должны почтить их должным обхождением. Кстати, это относится и к Царям и прочим начальствующим - любишь не любишь, а воздавай им честь, не оскорбляй их достоинства, не злословь (Исход 22:28).
Каждую службу в Церкви провозглашается ектения, основанная на словах Апостола Павла из 1-го послания к Тимофею (2:1-2):
«Итак, прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех
человеков, за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте».
Цель этой молитвы ясна из её слов - чтобы они нам не особенно мешали проводить жизнь по-христиански. А лучше для того и сами стали бы добрыми христианами, а если нет, то чтобы нас своими чудачествами не беспокоили...
В-четвёртых, как видно Заповедь предполагает любовь к родителям как частный случай любви к любому человеческому существу.
Для Бога, въ глазахъ Божіихъ не существует принципиальной разницы между мною и моими родителями, моими детьми и вообще моими родственниками и соплеменниками или чужими. Водораздел проходит иначе, чем "мы" и "они".
Мы либо с Ним, либо против Него.
Скажут, мол, знаем-знаем, читали "несть ни еллина ни иудея" - ну так то же во Христе! А мы простые грешные люди, здесь на кочке живём - хлеб жуём, наше дело маленькое...
Ан нет, родные мои:
"Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе" (Флп.2:5).
(Здесь третіе Е.С. Холмогоров и его последователи должны возрыдать и, простершись ниц пред Богом, умолять Всемилостивого о прощении за то, что верили в масонское националистическое учение и распространяли оное, вводя в соблазн малых сих, да избегнуть им жернова осельскаго на шее и чего похуже...)
Конечно же «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня» (Мф. 10, 37) - на первом месте любовь к Богу. Но и более того. По
слову преподобного Иоанна Лествичника:
"Любовь Божия угашает любовь к родителям, а кто говорит, что он имеет ту и другую, обманывает сам себя, ибо сказано: Никтоже может двема господинома работати (Мф. 6: 24) и пр. Не приидох, - говорит Господь, - воврещи мир на землю (Мф. 10: 34), то есть мир между родителями и их сынами и братьями, желающими Мне работать, но брань и меч, чтобы боголюбивых отлучить от миролюбивых, вещественных - от невещественных (плотских - от духовных), славолюбивых - от смиренномудрых, ибо Господь веселится о разделении и разлучении, бывающем из любви к Нему".
продолженіе