Как общаться с дементным человеком - 2.

Jan 10, 2013 11:07

Продолжаю перевод статьи "Терапия и контакт с больными Альцгеймером" Илона Каспи и Хаи Корен (2003). Начало тут.

Первая стадия. Потеря ориентации в реальности. На этом этапе большинство людей продолжают ориентироваться во времени и месте, вербальны, но повторяются, говорят вещи, не соответствующие реальности. Часто они обвиняют окружающих, перенося на них собственное разочарование, и таким образом пытаются освободиться от чувств, не нашедших выражения, по отношению к значимым лицам из прошлого.

Изидор и Чердак.

Изидору 80, он находится в отделении для страдающих от старческого слабоумия. Он постоянно обвиняет директора дома престарелых в том, что тот запирает его на чердаке. Персонал пытается объяснить ему, что ничего подобного не происходит, пробует игнорировать, но такое поведение персонала только усугубляет ситуацию, и в конце-концов у Изидора диагностируют паранойю. В разговоре с его сестрой выясняется, что в детстве отец наказывал его, запирая на чердаке. Этот случай доказывает важность знания прошлого дементого человека для понимания его поведения в настоящем.

Вторая стадия. Путаница во времени. Как правило, происходит у очень пожилых людей, характеризуется ухудшением физического состояния и отсутствием ориентации в хронологии, теперь дементный человек живет в воспоминаниях, а не в настоящем времени. Их чувства выходят из-под контроля, теряются социальные навыки, перестают существовать социальные нормы. Уход в прошлое связан с невозможностью ориентироваться в настоящем и с необходимостью урегулировать собственное прошлое перед смертью. (В прошлый раз я поясняла этот момент, связанный с восьмой стадией развития по Эриксону).

Заблудившаяся Госпожа Мориэль.

Госпоже Мориэль 85, она страдает от деменции. Домой ее привел полицейский, он нашел Мориэль блуждающей по улицам, ищущей свою трехлетнюю дочь, которую послала купить что-то в магазине. Она переживала, что дочь вышла без свитера в дождливый день. Сын, с которым она проживает, пытался ее успокоить, объясняя, что она напрасно волнуется, что ее дочь давно не трехлетний ребенок, а взрослая замужняя женщина с детьми. Эти объяснения не только не успокоили Мориэль, но, наоборот, усилили тревогу, она начала агрессивно спорить, утверждала, что ее дочь в опасности, ее нужно найти, пока с ней ничего не случилось.

Validation-подход предлагает принять старого человека таким, каков он есть, не пытаясь его исправить, доказать, что реальность иная, прекратить спорить и начать слушать. С помощью спокойных, неугрожающих слов, достигаем доверия. Пытаемся принять реальность дементного человека, попасть в его внутренний мир. Госпоже Мориэль задали несколько вопросов: "Во что была одета дочь?" "Куда она пошла?", "Когда она вышла?", "Что с ней случилось?" Ответы на вопросы дали ей ощущение, что ее тревогу понимают и позволили ей выразить свои чувства: "Я послала ее за три улицы от дома, и я не знаю, куда она подевалась (она говорит сквозь слезы). Я была плохой мамой, я думаю, она никогда мне не простит, и сейчас она не приходит меня навещать". Мориэль прислоняется к сыну, который ее обнимает, и постепенно успокаивается.

3.Повторяющиеся движения. Человек теряет способность говорить, но все еще сохраняет обычные потребности в выражении чувств, ощущении безопасности и стремление к выживанию. В силу того, что человек на этой стадии не может общаться принятыми способами, он использует движения губ, языка, зубов, челюсти и тела для выражения своих желаний.

Мартин, который стучал.

День за днем, часами, сидя в инвалидном кресле, Мартин стучат по подносу, приставленному к его креслу. Стуки мешали жителям дома престарелых и персоналу. Порой Мартин стучал так сильно, что удары оставляли ранки на его коже. Персоналу не удавалось отвлечь его от этого занятия. Validation-подход рекомендует "зеркальную технику", "туманность" (о которых шла речь в прошлый раз) и непосредственный контакт. Одна из медсестер подсела к Мартину, и, глядя ему в глаза, начала повторять за ним постукивания, она делала это с эмпатией и желанием понять его внутренний мир. В один их таких "сеансов" Мартин сказал: "Папа, я сделал это как надо, оно совсем чуть-чуть кривое" (его голос дрожал). Медсестра очень удивилось, с тех пор как Мартина поселился в отделении, никто не слышал, чтоб он говорил. Она ответила ему: "Ты проделал прекрасную работу, Мартин. Это где надо." Медсестра, разумеется, не знала, о чем идет речь, потому использовала слово "это" ("туманность"). Таким образом, медсестра отреагировала на страстное желание Мартина получить одобрение от отца. Мартин улыбнулся, его глаза наполнились гордостью: "Я проделал хорошую работу, папа!" Впервые за 9 месяцев Мартин прореагировал на другого человека и заговорил. Он воспользовался воображением, когда представил отца в лице медсестры. Медсестра "проникла" во внутренний мир Мартина, и они вдвоем там "путешествовали".

Продолжение следует...

полезные советы

Previous post Next post
Up