Перечень техник валидации.

Feb 09, 2014 19:20

Оригинал взят у taki_tsarevna в Перечень техник валидации.
Даже если вы не будете валидизировать, техники сами по себе помогают в общении с больными деменцией.

Остановлюсь на одном моменте.
В чём отличие Валидации от других техник общения, например, НЛП, и почему валидацию нельзя применять ни к кому, кроме больных деменцией.
Было ясно сказано - Те, кто привык и собирается и с больными общаться на интелектуальном уровне, не смогут валидизировать.
Так вот.
Техника НЛП, возможно, применяется ко всем, но если вы будете применять валидацию к здоровому, пункт за пунтом, (как и при валадации усиленно избегая вопроса «почему», на который здоровый вообще-то прекрасно может ответить) - то я вам со всей ответственностью заявляю - это не валидация, а разговор двух людей, один из которых считает другого больным Альцгеймером, а другой не поймёт, что от него хотят.
 На минуточку - здоровому не нужно валидизировать свои чувства, в отличии от больного деменцией, в котором, как плазма в вулкане, варился сто лет вынашиваемый негатив, который теперь вырывается наружу. Здоровый тем и отличается, что способен держать свой мозг под контролем, и всё ещё способен решить свои проблемы сам.
А если нет, то здоровые идут поговорить к психологу, а не к ассистенту ухаживающих за больными Альцгеймером.
Отделяем мух от котлет, не стесняемся. Есть здоровый мозг, а есть усыхающий мозг.

Или с валидацией к шизофренику, который выдумывает всякие истории, как и больной деменцией. Это болезнь другого свойства, и хоть сто раз спросите его, что и где, положительного эффекта не будет - его видения не уйдут. Он как видел разных людей вокруг себя, так и будет их видеть.

Потому и предупреждают - эта техника только для дезориентированных людей, находящихся в стадии обработки прошлого и не находящихся под воздействием успокоительных. Применяя валидацию вы не просто общаетесь с ними на их волне, а обозначаете ему его же чувства, понижая тем самым градус его стародавних мук. Но просто так, как со здоровыми, до них достучаться невозможно, вот и была с течением времени выработана эта техника.

А некоторые вполне спокойны и им не надо убирать сто лет носимую в себе обиду на кого-то или что-то. Они в своё время с этим разобрались. Люди вообще способны сами себя валидизировать в течении жизни. Наоми давала этому определение, и я поняла, что за кучей слов она говорит просто о житейской мудрости.
Надеюсь теперь прояснилась картина, касаемая того, в чём отличие валидации от множества других техник воздействия на людей (к тому же здоровых, ха!).

Цель Валидации:
Восстановление чувства собсвенного достоинства, Уменьшение стресса, Оправдание прожитой жизни, Решение неразрешённых конфликтов прошлого, Уменьшение потребления медикаментов, Предотвращение ухода в себя. Улучшение вербальной коммуникации.

Если процесс пройдёт удачно, то больные сидят ровнее, открывают глаза, больше контролируют своё поведение. Плачь, стучание, хлопанье по вещам станет меньше, а общения больше. Больной воспринимает окружающую обстановку. Чётче говорит. Уменьшается агрессия. Даже походка улучшается (если человек ещё ходит). И вообще требуется меньше успокаивающих медикаментов. Если получится валидизировать.

Наоми всегда пишет о том и говорит, что перед началом надо отбросить все посторонние мысли, снять молоко с печки, и вообще выключить, чтобы не на что не отвлекаться. Потом она приводит, как первое, дыхательную гимнастику, помогающую расслабиться и сосредоточится - я от этих подробностей вас освобожу.

Не все эти техники нужно использовать в одном разговоре, это просто перечисление правил общения, всего, что принадлежит к методу валидаци, которую если применяеть, то по этим законам.

Короче, 1 пункт - «Отрешится от всего земного», Сконцентрироваться.

2 - Использование определённых, недвусмысленных (помните про самый первый пост с «льёт как из ведра») и непредвзятых слов помогает построить доверие.
Дезориентированные больные не хотят понимать свои собственные чувства, и если они с ними сталкиваются, то уходят от этого ощущения, отдаляются от собеседника.
Поэтому не спрашивайте об ощущениях, задавайте вопросы по факту, используя вопросительные местоимения:
Кто, что, куда, когда, как?

«Почему Вы это сделали?», «почему это случилось?» - всячески избегайте «почему», потому что дезориентированные на этот вопрос ответить не могут, и это только усложнит общение. И они не хотят знать - почему.

3 - Повторение основной мысли.
В стадии Проработки больному утешение ещё раз услышать свои слова от другого. По возможности при диалоге используйте ключевые слова собеседника. Эти важные для них слова они всегда или повторяют или выделяют. Обращайте внимание на произношение, голос, эмоции. Вы становитесь зеркалом собеседника.

(Я понимаю, что вот так, читая, не придаёшь этим мелочам важности, но вы в следующий раз соблюдите их, вот эти мелочи, и посмотрите сами, даёт это что-то в общении с больными или нет. И помните, что как и в любом другом деле, здесь тоже требуется тренировка, постоянное применение и опыт.).

4 - Используйте крайность, предельной значение.
Так вы интенсивнее выразите чувства и собеседник испытает облегчение.
«Это самая ужасная еда, которую вам когда-либо подавали?»

5 - Представлять, что было бы в противном случае..
... что было бы, если бы это было не так, а...
Помогите больному представить, что случилось бы, если бы правдой была противоположность. Повторите сказанное, чтобы решение было отчётливее для больного.

6 - Переформулировка.
Используйте, если можно, слова, которые подчёркивают или акцентируют ключевые слова собеседника.
Больной: «Он делает это специально!»
Вы: «Вы имеете в виду, он хотел вас позлить?»
Больной: «Да!»

5-ая и 6-ая техники часто используют вместе.

Техника 7 - Использование определённых слов.
Такие слова как «всегда» или «никогда» помогают пробудить ранние воспоминания.

8-ая техника - Близкий, добрый и честный зрительный контакт.
 «Глаза в глаза» и на уровне глаз больного, а не - он сидит, а вы стоите, и смотрите сверху. Присядьте, чтобы быть с ним на одном уровне.
Во Второй и Третьей стадии больные чувствуют себя при таком зрительном контакте увереннее, спокойнее, а то и любимыми.

9-ая - Многозначность.
Часто больные используют непонятные слова, которые для других не имеют смысла.
Тогда вводите на место этих слов вопросительное местоимение, которое допускает решение.
Например: «Эта катагена так болит!»
Вопрос (правильный): «Где она болит?»
Местоимение заменило непонятное слово.
Этот же метод применяется, когда больной применяет символы, чтобы высказать свои потребности или чувства.

10 - «Терпение не имеет ничего общего со временем».
Говорить мягко, чётко и ласково.
Нетерпеливый и недоброжелательный разговор часто приводит к тому, что больные возмущённо отдаляются, закрываются в себе.
И ещё - высокие или тихие звуки часто больными не воспринимаются. Им просто сложнее понять, если было сказано на высоких, пронзительных тонах. А тихие - нарушения в мозгу влияют на слух, ухудшая его. Многие, да что там, все больные деменцией в той имли иной мере имеют проблемы со слухом.
Перечитайте ещё раз первый пост «Самый важный», чтобы ещё раз напомнить себе, что у них в мозгу происходит во время разговора с окружающими, и как они воспринимают слова и звуки.

11 - Движения и чувства отзеркаливать.
Больные во 2-ой и 3-ей фазе часто передают свои чувства без задержки. Наоми советует иногда точно передавать мимику, то как он сидит, как держит руки, выражения глаз.
Честно скажу, это я в своей практике пропускаю. Для меня важнее сесть на уровне их глаз и установить контакт с глазами собеседника.
Попробуйте, может вы постигнете то, до чего я пока не дошла, и узнаете, почему для установления доверия важно отзеркаливать собеседника.

12 - Поведение связывать с невыполнеными основными потребностями.
Все больные без исключения на каком-то этапе начинают использовать вместо эмоций или слов символы. Их много на самом деле, и умение их читать облегчает понимание потребностей больного. Я знаю несколько:
Например, если больная складывает салфетку (ну, у нас салфетки, у вас это может быть  платочек) и разглаживает её, то это означает потерю и печаль по матери.
Но салфетка же - знак идентификации, вагины. В общем тут надо смотреть или разговаривать (см. ниже в примерах), чтобы понять, почему вдруг больной так важно всё время таскать с собой платок, и почему она его ищет.

Про идентификацию, чтобы стало ясно. Вот здоровая женщина не выходит из дома без сумочки. Невозможно выйти из дома без кошелька, документов, ключей, поэтому всегда есть сумка, в которой всё это лежит. Если выходишь с пустыми руками, то как-будто что-то забыл, как-будто себя забыл и вообще непривычно. И так всю жизнь. Кто узелок, кто шанель, кто рюкзак, но какую-то торбу при себе носим.

А у больных женщин сумочка уже становится символом идентификации, то есть себя. Пока она при ней, пусть пустая, то вроде всё под контролем, всё нормально и чувствуют себя ЦЕЛОСТНОЙ. На моей практике некоторые так из комнаты на обед к столу без сумочки выйти не могут. Если забыли, то обязательно вернутся и повесят на плечо.
Вот это - идентификация себя.
У мужчин она проявляется в ключах, которые всегда надо иметь при себе, в кошельке. Пока при нём - он мужиг! Или в каких-то вещах, которые всегда были нём в течении многих лет, мундштук, например.

Вставная челюсть - символ юности, здоровья, достатка, красоты, принятия пищи, общения, самостоятельности, назависимости, ОРУЖИЯ, ЗАЩИТЫ. Символ способности себя защитить. Вспомните, каждый из нас в детстве хоть раз укусил сестру, брата или соседа по горшку в садике. Инстинктивно пускаем в дело зубы, где надо наказать или защититься. Вот оттуда у вставной челюсти значение оружия и защиты - от оскаленых зубов волка, образно говоря. Поэтому им вставная челюсть важна вдвойне, она придаёт им уверенность. Они уже сами не жуют, только пюреобразную еду принимают, но челюсть держат на виду.

Коридор или прихожая означают соседство, улицу.
Обнимание ручки кресла - рука отца.
Качающиеся движения - знак материнства, а также безопасности, удовольствия.
Носок или обувь - ребёнок или половой орган.
Вилка и нож - злость, бешенство.
Ладонь - ребёнок. (про ладонь я просто переписала, а как это в жизни проявляется, я не знаю, потому что руки всегда при человеке, а в своей практике я пока не сталкивалась с чем-то особенным касательно ладоней.)
Материя - важные бумаги, тесто для выпечки, одежда.
Чмокающий, щёлкающий звук ртом - безопасность, защищённость, удовольствие.
Инвалидная коляска, или как у нас тут специальные тележки для помощи при ходьбе - с ними любят ходить все, и мужчины и женщины, даже если и сами могут ходить, то всё равно вцепятся и ведут перед собой тележку. - Знак авто, велосипед, коляски для ребёнка.
Украшения - идентификация, чувство собственного достоинства, молодость.
Одежда - идентификация, чувство собственного достоинства.
Палец - для больного знак родителя.Больной в продвинутой стадии берётся за палец, как ребёнок за палец рядом идущей мамы или папы.

Действия больного всегда имеют смысл, его надо распознать. Она живёт и считает что живёт в совершенно нормальном мире, где всё как и прежде. Только внешне проявляется это по-другому, причём это другое - больным не осознаное. Выдерните у неё из рук скатерь и спросите - ну зачем ты опять собрала её со стола? - Она не поймёт о чём вы и где проблема. Это со стороны мы видим, что старушка постоянно раскладывает и складывает скатерть или салфетки (рушники), а в прошлом она прекрасно дружила с соседями и они устраивали совместные гулянки, и сейчас складывает скатерть, переживая то время.

Техника 13 - Распознать тот орган чувств, который предпочтительнее и взаимодействовать чаще именно через него.
Нужно внимательно слушать. Мы все имеем какой-то свой орган чувств, который нам важнее других. Например, у меня это чувство обоняния, я, блин, могу влюбиться, если от мужчины пахнет классным автошейфом.
Так вот, задействование этого органа тоже помогает построить доверие.

Например «Чувствовать»: «Это сильно меня ударило.»
«Я почувствовал себя несчастным».
Видеть, зрение: «И сейчас всё стоит перед глазами, это было чудесно».
Им всё нужно осмотреть, это для них важно.

Разрешите  персоне перенестись в прошлое на место события и описать его. И слушайте... А потом, если для него важно видеть - показывайте картинки, обсуждайте вместе фотографии, вместо того чтобы слушать музыку. Если слышать - ставьте музыку, пойте с ним. И т.д.

14 - Прикасание.
Осторожные и ласковые касания к больным помогают больным Второй и Третьей стадии чувствовать СЕБЯ. (я есть)
При этом:
Приближаться к больному всегда спереди, (подойти сзади и положить руку на плечо - не правильно). Только спереди, чтобы он видел.

Гладить по щекам - знак материнства.
По голове - отцовства.
Проведите по плечам и по спине, они это любят.

Этот пункт не для больных в Первой стадии, тем более, если вы персонал, то есть чужой человек - они не любят, когда к ним прикасаются.

15 - Музыка.
Часто музыка, песни содействуют лёгкому и прямому доступу к человеку. Можно включать (петь) любимые песни, если знаешь, какие они у больного. Можно по темам, тема матери, ребёнка, любви...
Больным во 2 и 3-ей Стадии  музыка даёт энергию, улучшает настроение.
Previous post Next post
Up