" 501-ая стройка..." ( Часть 3-я )

Sep 28, 2015 13:56


Продолжение. Начало здесь:

http://amarok-man.livejournal.com/6259.html -первая часть

http://amarok-man.livejournal.com/6459.html -вторая часть

503-стройка...

К стройке 503 относился участок Пур - Игарка. На правом берегу реки Пур расположен старый Уренгой, с которым железнодорожного сообщения нет. Между реками Пур и Турухан дорога не была достроена. Так, по некоторым данным, отделение в Долгом сумело построить порядка 15 километров трассы в сторону Ермаково, и ветку в Седельниково. Два других строительных отделения 503 стройки, располагавшиеся в Янов Стане и Ермаково, к 1953 году соорудили участок протяжённостью 140 километров и открыли рабочее движение на нём, продвигаясь дальше на запад. К 1953-му году уложено около 65 км полотна от Игарки на юг по направлению к станции Енисейская (напротив Ермаково).

[Далее]

К 1953-му году уложено около 65 км полотна от Игарки на юг по направлению к станции Енисейская (напротив Ермаково). Поселок Ермаково, один из крупнейших на стройке (до 15 тыс. жителей), расположившийся на левом берегу Енисея, недалеко от Игарки. Здесь фактически находился штаб стройки №503 (восточной половины дороги), тут успели даже построить электростанцию, депо, клуб, поликлинику, шесть магазинов, гостиницу, школу-десятилетку, дом младенцев, куда сдавали детей заключенных матерей, ресторан и некоторые другие элементы обычной на большой земле, но такой редкой здесь инфраструктуры.



так выглядел пос. Ермаково в те годы.



а так выглядит он сейчас.

На строительстве 503 к 1 июля 1950 года жилая площадь на одного заключенного составляла 1,16 квадратных метра с учетом палаточного фонда, а 20 мая 1951 года на заключенного приходилось в среднем уже 1,23 квадратных метра и почти все заключенные жили в теплых, рубленых бараках. Впрочем, на отдельных колоннах жилплощадь оставалась 0,7-0,8 квадратных метра на человека. Из-за большой скученности заключенных в жилых бараках этих колонн на нарах было грязно, верхняя одежда из-за отсутствия вешалок находилась под матрацами и подушками.
 В Игарке уже в 1947 г. началась прокладка телефонной линии до Москвы, а само строительство развернулось с 1948 г. Управление стройки арендовало здание педучилища. Судя по документам, хранящимся в городском архиве, новое управление потеснило игарчан, в аренду был передан ряд зданий. Так, 5 марта 1949 г. было принято решение горисполкома об открытии в Игарке 3-го детского дома на 100 человек в здании школы № 12.  (источник: Игарский городской архив. Ф-Р-1, оп. 1, дело № 70, л. 134. )
 Но через несколько недель, 30 марта, принято другое решение исполкома - «О передаче Северному управлению в арендное пользование зданий, принадлежащих отделам горисполкома»  , где, в частности, говорилось о передаче на договорных началах Северному управлению здания школы № 12 за исключением нескольких кабинетов, Дома учителя, здания ветлечебницы. Кроме того, исполком обязал «зав. горкомхозом в декадный срок произвести переселение жильцов из числа спецконтингента из пределов нового города в старый город и произвести уплотнение за счёт изъятия от квартиросъёмщиков излишней жилплощади, на все освободившиеся квартиры и комнаты выдать ордера Северному управлению МВД».
Управлению «Стройки 503», как стали её называть в обиходе, были отведены земельные участки под строительство жилых домов, гаражей, складов, заправочной, казармы, как в новой, так и в старой части города. Управлению Северной стройки было разрешено с 20 августа 1949 г. открыть регулярное автобусное движение по маршруту «Пристань (новый город) - Северная экспедиция (старый город)» общей протяжённостью 5,6 км. Также с разрешения исполкома горсовета Северное управление открыло в Игарке ведомственную музыкально-художественную школу. Отношения местной власти и нового управления МВД поначалу складывались неплохо, ведь управление располагало огромными средствами и могло оказать существенную поддержку городу.
 В 1948 г. в Игарку стали прибывать этапы заключённых, появились зоны с колючей проволокой и караульными вышками. Внутри были построены бараки и служебные помещения. Почти все зоны находились в черте города. Эта полоса тянулась от нынешнего Северного городка (в прошлом - «лагерный городок», мужская зона) до передающего радиоцентра аэропорта (женская зона). В старой части города расположилась 7-я колонна, где также содержались заключённые. В том районе велась отсыпка железнодорожной насыпи, площадки для будущего депо и станции «Игарская». 23 марта 1951 года состоялось заседание исполкома горсовета, на котором было принято решение «О схеме развития города Игарки в связи со строительством порта и железнодорожного строительства».



От речки Чёрной небольшие паровозы (называли их по-разному: «кукушки», «овечки», «примусы») перевозили в Игарку гравий. Наряду с этим участком одноколейная дорога была уложена между речками Чёрной и Сухарихой. От Игарки до Ермаково по правому берегу была сделана насыпь. На этом отрезке пути находилось 6 колонн с заключёнными.



В Игарке был возведён ПГС (район Постоянного Гражданского Строительства), новая столовая (позже клуб «Строитель»), личный коттедж начальника строительства В. А. Барабанова (сейчас детсад «Буратино»). Подробно это строительство описывает Р. Штильмарк в романе «Горсть света».
Жить, правда, Барабанову в новом доме не довелось - управление перевели в Ермаково. Позже станок уже называли станцией. Если судить по докладной записке к заседанию исполкома горсовета 26 октября 1949 г., «на территории Карасинского сельсовета на ст. Ермаково развёрнуто очень большое строительство Северным управлением строительства МВД, в связи с этим население станка Ермаково возросло до 5 тысяч человек (гражданского населения). А уже в 1950 г., как пишет участник Северной экспедиции, изыскатель А. А. Побожий, «крохотный посёлок стал настоящим городом с населением в 15 тысяч человек».



В Ермаково переехало не только управление строительством, но и экспедиция Татаринцева, оставив в Игарке подразделение для изыскания железной дороги до Норильска.
 Дорога возводилась быстрыми темпами. В августе 1952 г. открылось рабочее движение от Салехарда до Надыма, к 1953 году - от Ермаково до Янова Стана, от Игарки до Ермаково (65 км).



КВЧ-культурно воспитательная часть одного из лагпунктов.

Особое место отводилось в ГУЛАГе культурно-воспитательной работе. Как ни странно, имела она и довольно «свободные» формы. Например, был создан театр из числа заключённых («Крепостной театр», как назвал его Р. Штильмарк, написавший в заключении недалеко от Ермаково приключенческий роман «Наследник из Калькутты»). Труппа была переведена из Воркутинских лагерей (станция Абезь). Театр входил в состав КВО (культурно-воспитательного отдела). В Игарке актёрский коллектив разделили, оставили музкомедию, а драмтеатр перевели в Ермаково. В труппу входили известные режиссёры, дирижёры, театральные художники, первоклассные певцы, актёры ведущих театров страны, музыканты, эстрадно-танцевальные пары. Среди них был пианист Всеволод Топилин, первый аккомпаниатор Давида Ойстраха, театральный художник Дмитрий Зеленков. Труппа в Игарке насчитывала 106 человек, из них 102 человека - заключённые. Для спектаклей арендовалась сцена театра имени В. Пашенной на ул. Смидовича.

Конец Трансполярной магистрали… " мёртвая дорога "



К весне 1953 года в общей сложности было построено около 700 километров Великого Северного пути, больше половины всей длины магистрали, но 25 марта 1953 года выходит очередное постановление Совета министров СССР, согласно которому строительство железной дороги Салехард - Игарка прекращалось. Началась немедленная и стремительная эвакуация рабочей силы.
К октябрю 1953 г. поступила директива о передаче предприятиям оборудования, которое завезли на строительство. Началась ликвидация стройки-гиганта в Заполярье. Большинство хозяев отказывались от своей техники - она оказалась уже в непригодном состоянии. Судя по данным техархива, огромное количество материальных ценностей было просто брошено. На глазах у людей варварски уничтожались полушубки, валенки, пригодный ещё инвентарь.  Брошенное оборудование и инвентарь портили, чтобы его уже никто не смог использовать. Разрезали автогеном паровозы, жгли в топках валенки, протыкали дырки в мисках, рубили топорами сапоги. Все построенное стало никому не нужным.



В течение четырех с половиной лет, в тяжелейших природных условиях, десятки тысяч людей строили эту дорогу.   Значительные ресурсы страны были поставлены на службу стройке. За четыре года затраты на строительство составили более 4 миллиардов рублей - более одного процента капитальных вложений страны за первую послевоенную пятилетку. Все это оказалось напрасным.  Объяснялось такое волюнтаристское с первого взгляда решение очень просто: 5 марта 1953 года умер Сталин, а вместе с ним была сперва вроде бы законсервирована, а потом окончательно брошена и Трансполярная магистраль. Железная дорога, невиданными темпами сооружавшаяся в экстремальных природных условиях, оказалась стране не нужна.



Строительная, железнодорожная техника и прочие материальные ресурсы, которые можно было эвакуировать, были вывезены с магистрали, остальное просто брошено, как, например, это депо у реки Таз с несколькими паровозами серии «Ов», легендарными «овечками», самым массовым паровозом Российской империи. Участок с ними был изолирован от остальной дороги, поэтому паровозы и остались здесь своеобразным памятником «стройке века».



Дорога была обречена на быстрое умирание. Крайне низкое качество строительства и описанные выше климатические и природные условия вызвали ее стремительную деградацию. Разрушившееся и покореженное под немыслимыми углами полотно, вздыбившиеся буграми мосты, гнилые остатки бывших лагерей - такое зрелище сейчас представляет собой Трансполярная магистраль, несостоявшийся Великий Северный путь и нынешняя Мертвая дорога, мечта многих любителей заброшенных объектов.


Пережило ее немногое. Еще в конце 1940-х годов вдоль всей магистрали проложили телеграфно-телефонную линию, обеспечившую надежную связь с Игаркой. Долгое время, до 1980-х, обслуживающие ее специалисты Министерства связи СССР оставались единственными, кто использовал остатки Трансполярной на регулярной основе по прямому назначению, передвигаясь по ней на самодельных дрезинах.
  1. В целом на строительство железной дороги, содержание лагерей и инфраструктуры ушло свыше 42 миллиардов рублей. На завершение строительства необходимо было, по подсчётам специалистов, 700 - 800 миллионов рублей, на ликвидацию строительства и консервацию - 600 -700 миллионов.
     В 1964-м году со всего участка, проложенного вдоль правого берега реки Енисей от г. Игарка и на юг по направлению к станции Енисейская (напротив Ермаково), были сняты рельсы для нужд Норильского комбината.
     «…Разобранный путь около р. Турухан.

В газетах указывалось, что демонтаж пути был проведён Норильским горно-металлургическим комбинатом. На это можно ответить: а) стандартная колея шириной 1520 мм от Дудинки до Норильска введена в эксплуатацию в 1952 году; б) на металлургических заводах используют усиленные рельсы из-за больших осевых нагрузок подвижного состава. Рельсы, уложенные на Приполярной ж. д., по меркам 1958 г. относились к лёгким и слабым: 38 кг, 33 кг и 31 кг в погон-ном метре. Отечественные заводы выпускали с 1941 г. Р 50 (в погонном метре 50 кг)16, а с начала 50-х годов Р 65 (в одном метре рельса 65 кг), которые несравненно лучше подходили для железнодорожных путей металлургических заводов.
 Снятие рельсов на участке р. Блудная - п. Ермаково следует отнести к деятельности государства по снабжению металлургических заводов металлоломом. Километр пути Приполярной ж.д. в рельсовом металле содержит около 70 тонн стали. Вес паровоза «О» - 53 тонны. На участке Блудная-Ермаково оставлено 7 паровозов, зато вывезено 150 км рельсов. Следовательно, с восточного участка было вывезено для переплавки около 85 % всей стали. «
источник: книга «СТРОЙКА № 503» (1947-1953 гг.) Документы. Материалы. Исследования. /Издательство "Гротеск". г. Красноярск 2000 г. - 208 с.

использованы материалы с книги В.Н.Гриценко "История мёртвой дороги", интернет-журнала "НЛО-мир"

3Д-"экскурсия" 501-я стройка. Ст. Ярудей http://nadymregion.ru/3d-3.html

3Д-"экскурсия" 501-я стройка. Лагпункт "Глухариный" http://nadymregion.ru/3d-1.html



В следующем материале будет рассказано о контингенте стройки, о руководстве, о быте и жизни заключённых и охранников.

лагеря, дорога 501, НКВД, сталинское время

Previous post Next post
Up