Я - НЕ РАФАЭЛЬ

Mar 18, 2013 10:53

В свое время я обучался живописи, но предпочел, в конце концов, графику. Да, научившись кое-каким секретам искусства, всегда оставалось понимание, что я - не Рафаэль…
  Художество сродни церковно строительству, не даром Бог именуется Изряднохудожником, а в некоторых переводах даже очень страшно, по-масонски, Великим Архитектором. Однажды, я наткнулся на обвинение одного «альтернативного» архиерея в нео-сергианстве, кое интерпретировалось, как попытка сконструировать Церковь. Смысл обвинения понятен, но он безпочвенен. Мы живем уже много лет после церковной катастрофы Русского Православия, кое и до 1917 г. несколько раз пережило ужасные периоды. Чем больше настаивают на традиционализме в возстановлении Истинного Православия, тем больше тупиковых решений, ибо нельзя фиксироваться на 19 веке, где имелось очень много кровоточащих церковных ран и вонючих гнойников, никак не залеченных. Современное Староверие также во многом утратило свою аутентичность в силу элементарного фактора: исчезновение социального слоя староверов всех толков в советскую эпоху. Но на идейном уровне, кто сказал, что надо ориентироваться на 17 век, максимум, на Стоглав? Богослужебный строй после Смутного времени и времен Василия III разный. Отчего бы нам не употребить «песенное» последование и более логичные соединения служб? Кто вообще сказал, что мы должны упереться в строй Константиновского периода, ныне, когда вообще ничего нет? М.б. в современном враждебном мiре для Церкви необходимо возвратиться к до-Никейским каноническим нормам, к древним структурным формам? Сии вопросы пока не сильно дискутируются в среде «альтернативного» Православия, ибо присутствует некоторый страх, но наиболее грамотные или просто проницательные люди давно задумываются над ними.
Наша задача очевидна: как сконструировать возрожденную Церковь после политических изменений в РФ, когда гегемония МП исчезнет также. Прежние схемы не работают. Если продолжать ими пользоваться, результаты очень скоро будут плачевными.
«Альтернативное» Православие ныне находится в странном состоянии: все группы понимают, что в одиночку противостоять МП крайне трудно, а объединяться - невозможно по разным причинам. Значит, необходимо найти тот базис, на коем возможно сотрудничество всех в общей борьбе.
Одним из главных глашатаев сего объединения уже не один год является митр.Рафаил. Почему он не преуспел? Потому что он предлагает объединение через Собор епископов различных юрисдикций с выработкой исполнительных органов и т.д. Идея не нова, но не осуществима, хотя бы из-за непризнания друг друга большинством юрисдикций. (Где идеи, где амбиции, где обиды - неважно.) Переступить через себя, через предвзятость может не каждый.
Что предъявляют Рафаилу? - Одно и то же: «оккультист-целитель», бывший полковник ГРУ, неканоническое происхождение. Мне очевидно, что здесь присутствует нездоровое чванство, смешанное с элементарной завистью. Что неправильного в его «целительстве» ординарным православным способом (заклинательные молитвы)? Что плохого в бывшем звании ГРУ, а не доныне служащим в агентах ФСБ? Чем хуже украинские «автокефалисты», никогда не признававшие МП, украинских «автономистов», ее признававших, но принятых в РПЦЗ «автоматом»? В реальности, можно только уважать человека, коий имеет еще светскую профессию, кроме поповства, кто в силах исцелять (т.е. нечистые духи подчиняются). Да, на его заработанные деньги кормится масса дармоедов, но он и содержит свою церковную структуру. Его советская военная закалка дает знать в элементарном: структура построена по принципу полка, дисциплина и т.д. А что ждать другого, если он ничего иного не знает? Но ведь работает схема,- и приемлема для разных, в основном советских, людей. Его «неканоничность» преодолима хиротессией абсолютно каноничной юрисдикции. (Надо ли сие? М.б. и надо.)
Для меня же стало серьезным аргументом в пользу Рафаила как личности в будущей конструкции Церкви, то, что он обучаем, что он - верующий человек, что - инвалид. У него нет ноги, но он служит достаточно часто и без сокращений, в то время, когда многие сего не выдерживают и со здоровыми конечностями. Т.е. перед нами - социализированная личность, с несомненными организаторскими (и хозяйственными) способностями, весьма обучаемый, но ментально не зашореный человек. Лизоблюды неоднократно хотели объявить его Патриархом. У Рафаила хватило здравомыслия, как прежде у митр.Алимпия (Гусева) (а у Александра Калинина не хватило, увы!), не принимать на себя сие именование, дабы просто не позориться. (Хотя рудимент сей игры сохранился в титулатуре Рафаила - «Святейший».)
Для меня очень важно, что человек из сугубо советской среды старается (и ему сие удается) перестать быть советским, хотя именно сие многие видят в нем и потому идут к нему. Он копирует патриархийный стиль, ибо ничего другого не знает, но то - работа над имиджем. Хотя, на данном этапе, се - тоже зачет, т.к. он аккомулирует для себя потенциал внутри МП. Он придерживается мягкой системы (икономии), но его (и части его людей) позиция вполне согласна с Учением Катакомбной Церкви о сергианстве.
Рафаил испытывает недостаток в интеллектуалах. Однако, о.Иннокентий (Павлов) перешел к нему, что есть знак задуматься для многих в МП. Мне понятен интерес Рафаила в новых людях ибо его структура не в стагнации, а в развитии. Его кадровая политика проста, как в РККА: приходите придурками, становитесь солдатами. Однако, он был все-таки в элитном подразделении, оттого определенный налет high class присутствует в его церковной деятельности.
Читая его статьи, проповеди и интервью, я поймал себя на мысли, что он очень точно уловил тон изложения: возвышенный, примирительный, неинтеллектуальный. Слова для обычного пост-советского человека, коий ничего кроме МП не слышал, но она ему разонравилась. Именно посему он чужд ИПХ, экс-зарубежникам, интеллигентам, политически активным лицам. Но он читаем военными (свой!), учеными и национал-патриотами серо-буро-малинового окраса. Не случайно, последние месяцы своей жизни В.С.Черномырдин был прихожанином Рафаила.



Многие не заметили одного, более чем символического, изменения, сделанного Рафаилом: он возстановил свою подлинную фамилию - Мотовилов. Да, он принадлежит к древнейшей литовской княжеской фамилии Монтвид-Монтвила, известной большинству православных только по собеседнику преп.Серафима Н.А.Мотовилову. Воистину, кровь не пропьешь! Часть обнищавших Мотовиловых (однодворцев), проживавших в Уфимской губ., являлись твердыми «андреевцами» после революции. Вероятно, только молитвы предков дали советскому офицеру стать церковным деятелем,- изменить ум. Ох, как сие непросто!
Какой бонус имеет Рафаил на метафизическом плане? - Он никогда не был в МП, он - не сергианин. Для меня сие очень серьезно.
Возвратимся к модели некоего органа, предложенного Рафаилом. В его программном документе, озаглавленном «Основные принципы единения Истинно-Православных Церквей», значится: «3. Высшим органом Объединенного Церковного Управления признается Поместный Собор, собираемый не реже одного раза в два года. Поместный Собор избирает Первосвятителя (в сане митрополита), права и обязанности которого регламентируются утвержденным на Соборе Уложением. 4. Во время между Поместными Соборами церковное управление осуществляется Объединенным Священным Синодом, избираемым Поместным Собором из делегированных на него представителей всех церквей, входящих в Объединение. 5. Объединенный Священный Синод возглавляется Первосвятителем. 6. Объединяющиеся Церкви берут на себя ответственность свято блюсти заветы Христовой любви, мира и правды в как в отношениях между собой, так и во взаимоотношениях с другими конфессиями. 7. Объединяющиеся Церкви обязуются соблюдать каноны Православия: церковнославянский язык, чинопоследование Богослужения, пасхалия по юлианскому календарю… 8. Объединяющиеся Церкви отказываются от взаимных прещений как то: лишение сана, анафематствование и т.п.. Только Церковный Суд и Поместный Собор может решать различные недоразумения в духе братской любви и согласия.» Нереально? - Абсолютно! Ибо - опять громоздится пирамидальная конструкция с одним Первосвятителем, при том, что все группы или не признают друг друга, или просто напряжены каждый в отношении следующего. Придумано название для органа - Всеславянский Собор Истинно-Православных Церквей, при том, что пан-славизм надоел всем ориентирующимся людям и вызывает отторжение, как уже пережитая фаза секулярной политической идеи погибшей Российской Империи. Собор - церковный орган, обладающий конкретным статусом, даже если се - synodos endemousa, как он может заработать, при отсутствии элементарных дипломатических отношений между «альтернативными» группами? Следовательно, первый шаг есть установление дипломатических отношений, второй - отсутствие условий для начала диалога, третий - добровольное делегирование при равенстве позиций представителей. Никаких Первосвятителей быть не может, но каждую сессию может председательствовать по очереди любой; еще более лучший вариант имеет место, если все сессии ведет одно равноудаленное несергианское лицо. На данном этапе необходим не Собор (тем паче не синод как его продолжение), а Собрание (= synaxis), имеющее оперативную рабочую группу в межсессионный период. При всем моем фундаментализме я не стал бы акцентировать внимание на церковно-славянском языке и чинопоследовании, приравнивая их к канонам. (Собственно, вопрос самого канонического права, все равно встанет в скором будущем чисто по объективным причинам.) Иными словами необходимо: 1) установление дипломатических отношений между «альтернативными» группами, 2) отсутствие каких-либо предварительных условий для участия в процессе объединения, 3) снятие (или дезактуализация) анафем и каких-либо прещений в отношении друг друга, 4) отказ от взаимных претензий и пропаганды друг против друга, 5) необязательность не только евхаристического, но молитвенного общения между участниками.
Что же является критерием «истинности»? - Календарь, служба, документированность? - Нет. Единственный критерий для проверки аутентичности м.б. только в отношении к сергианству, а, следовательно, к безбожной власти. Если участник подтверждает Соборную анафему 1917 года на безбожную власть и анафему 1928 г. на сергианство,- он аутентичен, какое бы происхождение (и какой бы практики) не имел.
Митр.Рафаил весьма толерантен, что и является одной из постоянных причин появления у него церковного мусора. Но я ставлю ему в заслугу его толерантность и чисто военный опыт организации процесса существования. Отвергая преждевременный и надуманный централизм в пустоте, я осознаю ценность «православного целителя», как личности, коя реально может стать некоей отцентровкой разнообразных тенденций в «альтернативном» православии, действенной ориентацией на будущее движение из всевозможных тупиков.
Большинство вождей «аьтернативных» групп пребывает в кошмаре от собственных идей, их видение очень мрачное. Оно не столько апокалиптично, сколько катастрофично в негативном смысле, когда нет выхода. (Кстати, такого сознания у ИПХ, даже в самые ужасные сталинские годы, никогда не было!) Найти выход из создавшегося положения, выжить, и победить общего врага,- вот что должно быть в ментальном пространстве у всех «альтернатившиков», а не испуг, что кто-то где-то кому-то может доказать их не «истинно-православность».
Я - тоже очень терпим, но я никогда не смогу стать центром консолидации, ибо в силу исторических причин меня или ненавидят, или боятся. Мое отношение к сергианству - самое радикальное. Но, имея прежнее Поручение, я не стану никого больше пинать, разоблачать, хулить и т.п., ибо сие только на радость врагу. Любые дискуссии - допустимы, но только для своих и среди своих, т.к. элитный интеллектуальный дискурс возможен.
Итак, я - не Рафаэль… Я никакого отношения не имею к ИПЦ (что на ул.Радио в Москве), но я полностью поддерживаю начинания митр.Рафаила (Мотовилова) и очень желаю осуществления объединения всех антисергианских сил. Сначала - Собрание, потом - Собор, и наконец - Торжество Православия на обломках МП.
Рафаил - ты собрат мне и соратник. Христос посреди нас!
Previous post Next post
Up