Я сейчас работаю с одной психологической техникой, которая приносит потрясающие результаты.( тьфу- тьфу - тьфу, чтобы не сглазить). Расскажу)
Одна из моих психологических проблем, это предрасположенность к симбиотическим отношениям и залипание на состоянии моего внутреннего Ребёнка в самый неуместный момент.
Так вот, есть психологическая техника, которая помогает укреплять в себе свою Взрослую часть и удовлетворять запросы своего внутреннего Ребёнка самостоятельно, не возлагая эти обязанности на близких людей.
Что здесь главное? Здесь главное научиться отделять в себе состояние Ребёнка со всеми присущими ему инфантильными, детскими самоощущениями от состояния заботливого Родителя и от состояния Взрослого, и понимать что мой внутренний Ребёнок - это не весь Я, а только какая то определённая часть меня. То есть, здесь важно очень хорошенечко не только осознать, а ПРОЧУВСТВОВАТЬ формулу " Во мне есть Внутренний Ребёнок, но Я - не ребёнок. Я - это значительно больше и шире." Тогда внутренне пространство расширяется и " Я" не залипает на одном состоянии, а имеет выбор. И уже сам человек решает чего ему делать : оставаться в состоянии плачущего ребёнка? Искать поддержку вовне? Или искать внутри себя заботливого Родителя, который сможет этого маленького ребёнка "накормить". Потому, что друзья, будем откровенны: чужие дети никому не нужны:) И заботиться о своём внутреннем Ребёнке психологически зрелый человек умеет сам, а не спихивает это на ближнего( будь то муж, любовник, психотерапевт и т.д.)
С этой техникой меня познакомил впервые замечательный психотерапевт и очень интересный человек Константин Голубев
l_soulspace_l . Это произошло в самом начале нашего с ним общения. В очень сложное для меня время, диалоги с Костей буквально вытаскивали меня из невроза, который был готов перейти в пограничное состояние, и помогали мне сохранять контакт с живущей в глубине меня мудрой субличностью.
Вчера в одном из диалогов, другой не менее прекрасный и талантливый психотерапевт Анастасия Фокина
uta_kryakva , так построила нашу с ней беседу, что эта техника актуализировалась сама собой:) Вот оно мастерство профессионала:) И я говорю огромное спасибо и Косте, который всегда верил в мою споосбность справиться с проблемами, и спокойно, не спеша, помогал мне найти опору в самой себе ,и Анастасии : всего один наш с ней приватный диалог открыл ещё один мой собственный ресурс.
И вот совсем недавно я нашла подробное описание этой технике в работе Михаила Папуша. "Как работать со своим внутренним Ребёнком" Привожу это описание
"Коммуникативный анализ, как известно, состоит в том, чтобы некоторое психологически неудовлетворительное состояние («проблему») представить как затруднение в коммуникации между теми или иными Внутренними (интрапсихическими) Фигурами. Часто такими Внутренними Фигурами, затруднения в коммуникации которых вызывают у человека психическое напряжение, оказываются Внутренний Ребенок и его Внутренний Родитель.
Дальше работа может идти по двум направлениям. В одном случае клиент отождествляет себя со своим Внутренним Ребенком и исследует обращение Родителя к нему как Ребенку (часто - хотя и не всегда - это оказывается интериоризацией реальных детских взаимодействий с реальными парентальными фигурами) и свои, Ребенка, реакции на это обращение. Так появляется например, фигура Грызлы как Злобного Критического Родителя, и др. В терминах кохутовской теории Self можно сказать, что Родитель здесь является Self-объектом. Мы выясняем, чем неудовлетворительна эта коммуникация, каким конкретно образом этот Родитель неадекватен в родительской функции (например, Грызла всегда оказывается, говоря словами известного анекдота, «не за меня, а за медведя»), и стараемся лишить этого неадекватного Родителя родительских прав.
Однако же при этом необходимо найти Внутреннюю Фигуру (или Фигуры), которые смогут адекватно выполнять необходимые интрапсихические функции, поскольку функция Родителя является существенно необходимой в структуре Эго. Понятно, что такая Родительская Внутренняя Фигура тоже должна быть собственной субличностью клиента.
Таким образом мы переходим к другой возможности работы с внутренними Р-Д отношениями. В этом случае Self-объектом, то есть отделяемой от «себя» субличностью, становится Ребенок, а «Я» в этом раскладе становится Родителем этому Ребенку. Здесь начинает действовать формула (вообще-то справедливая для взрослого человека и «по жизни»): во мне есть Ребенок, но я - не ребенок.
В том случае, когда применение описываемой техники уместно, свое неблагополучие, о котором идет речь, клиенту следует осознать как неблагополучие своего Внутреннего Ребенка. Не «я боюсь», а «мой Внутренний Ребенок боится», не «мне одиноко», а «мой Внутренний Ребенок чувствует себя брошенным», и т.д.
Тогда, отделяя «себя» от этого Неблагополучного Внутреннего Ребенка, «сам» клиент оказывается чем-то другим (то есть отождествляет «себя» с другой субличностью), и есть шанс, что в нем естественно проснется нечто вроде родительского инстинкта, то есть спонтанное желание позаботиться об этом Неблагополучном Ребенке. Это одна из составляющих, на основе которых может формироваться Адекватный Внутренний Родитель.
Опыт показывает, что самое трудное для клиента - реально выделить в себе и отделить от «себя» этого неблагополучного Ребенка, отправляя ему все «свое» неблагополучие.
Может оказаться, что, пытаясь тут же «увидеть» и себя как Родителя этого Ребенка (заметьте разницу: быть определенной субличностью и «видеть» себя ею со стороны), человек сразу же переносит на этого себя-Родителя тот же тип неблагополучия. «Неуверенность в себе», например, которую следовало бы «отправить» Ребенку, переносится и на Родителя, и клиент говорит, что его Ребенок не может надеяться на «такого» Родителя.
Тут я раз за разом напоминаю, что Ребенку - при такой технике работы - принадлежит все «мое» неблагополучие, и каждый раз, когда определенное неблагополучие возникает в переживании, нужно осознавать его как «неблагополучие моего Ребенка», а не как «мое» неблагополучие. Этот прием - первый и решающий для осуществления описываемой техники."