Click to view
Итак, Кристофер Марлоу стал мне особенно хорошо известен со времен великолепного фильма Влюбленный Шекспир, но его пьес я, в отличие от пьес его гениального соперника, честно признаюсь, не читала (да да, мне очень стыдно). Но зато читала о нем самом, благо, в отличие от Вильям Иваныча, о Марлоу известно довольно много.
Личностью он был более примечательной (привет Сальватору Роза!) - скандалист, дебошир, развратник, кутила, воинствующий безбожник, автор бессмертной цитаты «тот, кто не любит табак и мальчиков - идиот!» - выбирайте любой эпитет, все подойдет, репутацию имел "мама, не горюй!", точнее просто чудовищную, в общем, наш человек, как бы сейчас сказали - "отжигал по полной":))) Даже смерть у него, к слову сказать, была под стать своему "хозяину" (его убили в пьяной драке).
"Дьявольская" книга мне весьма понравилась:)))
Но вернемся к Доктору Фаусту. Давно не видела столь живого, подвижного спектакля (респект режиссеру!), такое впечатление, что все рождается здесь и сейчас. На сцене царит чертовщина, бесовщина, смертные грехи, дьяволы и падшие ангелы всех мастей, и даже появляется сам князь тьмы Люцифер собственной персоной в компании Вельзевула и нечисти помельче. Надо сказать, Фауст там не рефлексирующий, каким мы привыкли его представлять благодаря Гете, а скорее эдакий безбожник, "вольтерьянец", роль раба божьего явно не для него, он все хочет здесь, сейчас и сразу. Ну, дьявол, понятное дело, сразу к его услугам.
Мефистофель, кстати, без привычного нам сарказма, более сурьезный и деловитый. Да, бедного Фауста опять-таки вопреки нашим представлениям, Ад забирает себе, хотя зрители до конца надеялись на помилование (правда, по легенде дьявол его вообще живьем схавал). Ну ничего, зато Дон Жуану не будет скучно, они вполне подходящая компания друг другу:))) Так вот, я поняла почему Ад!!! - Фауст задает "ненужные" и "неудобные" вопросы, которые задавать нельзя. Вот не положено этих вопросов задавать, и все тут.
Надо делать вид, что их нет, тогда типа сами рассосутся. Ну прямо как сейчас в "толерантных" Европах с их якобы "свободой слова" (ха-ха!). Сразу вспомнилось интервью Локи Тома Хиддлстона по поводу Кориолана (не смотрела я еще его, не смотрела!). Так вот он сказал, что его герой в полной уверенности, что ему дано право говорить то, что думает. Вот так-то, ни много, ни мало... то бишь, говорить надо только "в рамках опубликованного"... Короче, пламенный привет КПСС и "генеральной линии партии". И где тут тоталитаризм-то?:))) Теперь понятно, почему бедный Фауст оправился в ад, ибо задавал "запрещенные" вопросы. Я фигею, дорогая редакция. Не, ну не то, что добра там не было вообще, оно тоже было, пытаясь наставить доктора Фауста на путь истинный, но какое-то оно было совсем даже малоубедительное. В общем, не впечатлило ни Фауста, ни меня.
Да, грубых шуточек в спектакле тоже хватает (автор пьесы, как я уже говорила, далеко не пуританин был), если в Генрихе V справляли большую нужду, то тут малую, причем пару раз на сидящих вокруг зрителей:))) Но - все в рамках приличия, разумеется:))) На сей раз даже политкорректный ниггер не мешал, благо он был всего 1 штука и очень удачно вписывался в инфернальный антураж (и играл очень неплохо, справедливости ради надо отметить). В общем, мне очень понравилась эта бесовская фантасмагория, периодически задвигающая на задний план "заглавную партию".