О книге Георгия Данелии «Безбилетный пассажир»

Jan 14, 2016 10:21


К советскому кинематографу я отношусь довольно прохладно, поэтому книжку известного режиссера Георгия Данелии (режиссера «Мимино», «Кин-дза-за» и еще 20 с лишним фильмов) я начинал читать с некоторой предвзятостью.

Предвзятости мне хватило примерно на три минуты, после которых я полюбил Данелию-автора так, как никогда не полюблю Данелию-режиссера. «Безбилетный пассажир» - это замечательный сборник коротких рассказов, из которых процитировать хочется каждый второй. Они лёгкие, ироничные и очень жизненные. По стилю это похоже на Довлатова, если бы он стал вдруг оптимистом.

В чем-то, наверное, Данелии повезло. Тягот войны он почти не знал (ребенком его эвакуировали), его не посадили (хотя, он бывал к этому близок), он вырос в прекрасной семье (родители у него были, как сейчас говорят, крепким средним классам), ездил за границу, любил, был любим, снимал, фильмы его почти не запрещали - в общем, жил полной жизнью (и надеюсь, до сих пор продолжает это делать в свои 85 лет). Поэтому и книгу он написал легкую и веселую. Я вам ее всячески рекомендую.

У Данелии есть еще две книги: «Тостуемый пьет до дна» и «Кот ушел, а улыбка осталась» - я их обязательно прочитаю

И в качестве примера - один маленький рассказик:

В Мурманске по плану было намечено первой снимать сцену на набережной. Выбрали точку. Красиво - вид на порт, на Кольский залив. Только в кадр попадал грязный покосившийся забор. И я сказал администратору Федорцу, чтобы завтра во время съемки был автобус, - закрыть забор от камеры.

- Не надо, - сказал второй режиссер. - Давай снимем так, нечего их ублажать.

Вторым режиссером на этой картине был Леонид Васильевич Басов, бывший заместитель Нового директора 'Мосфильма', - тот самый, который на показе 'Сережи' тапочки не разглядел. После того как его разжаловали из замдиректоров, вкусы у него поменялись.

- Нет, - сказал я. - Потом начнут цепляться, что очерняем действительность. Как вы тогда с этими идиотскими тапочками.

- Человеку свойственно чувство самосохранения, - объяснил Басов. - Раскаленное железо рукой не схватишь: знаешь, что обожжет.

Утром на следующий день приехали на съемку - автобуса нет.

- Не дали, - сказал Федорец.

- Снимем так, - опять сказал Басов.

- Нет, - не согласился я и попросил Басова позвонить Залбштейну. Директором фильма 'Путь к причалу' был Дмитрий Иосифович Залбштейн, осанистый пятидесятилетний мужчина с начальственным басом.

Басов из автомата позвонил в гостиницу и сообщил Залбштейну, что здесь в кадре всякая срань, а загородить ее нечем. Поэтому мы будем снимать все как есть и очерним советскую действительность. А виноват будет он, Залбштейн, потому что не обеспечил автобус.

- Не снимайте! - завопил Залбштейн. - Будет автобус.

Минут через сорок приехала милиция, а за ней начали подъезжать автобусы, один за другим. Все прибывают и прибывают. Милиционеры спрашивают, где автобусы расставлять... А потом приехали два БТРа. Из башни одного торчала голова Залбштейна.

После звонка Басова Залбштейн помчался в обком партии к первому секретарю. Секретарша попыталась остановить его, но Залбштейн отодвинул ее и ворвался в кабинет. Там за длинным столом сидело человек двенадцать - шло заседание бюро обкома.(Первые лица Мурманской области.)

- Сидите? Не чешетесь? - заорал Залбштейн. - Хотите, чтобы мы очерняли советскую действительность? Не выйдет! Все партбилеты на стол положите! (Самое страшное наказание для коммуниста.)

Пауза.

- В чем дело? - спросил Первый секретарь. - Выражайтесь конкретнее.

Залбштейн выразился конкретно: автобус не дали.

Все облегченно вздохнули и заулыбались.

И к нам отправили автобусы с городских маршрутов. А член бюро обкома, командующий военным округом, на всякий случай прислал два бронетранспортера, на одном из которых и приехал на съемочную площадку Дмитрий Иосифович Залбштейн.

Все мои рецензии на книги доступны по тегу books.

books

Previous post Next post
Up