Эмпирический опыт взаимодействия с другими людьми говорит нам о том, что они ведут себя по-разному. Одни стараются взять от мира побольше, пусть даже и за чужой счет. Другие, наоборот, стараются больше помогать окружающим, иногда жертвуя своими интересами. Третьи стараются держать баланс, отвечая добром на добро и ожидая ответной помощи от людей, которым они когда-то помогли. Эти три типа авторы книги называют «берущими» (takers), «отдающими» (givers) и «рациональными» (matchers). Перевод терминов - мой и , вероятно, не самый удачный - в русском издании, скорее всего, эти типы назовут по-другому.
С практической точки зрения интересно было бы узнать, какой из вариантов поведения оказывается наиболее успешен. Для этого можно поставить такой эксперимент: взять достаточно большую однородную выборку (например, только что принятых на работу консультантов), оттипировать их при помощи психологических тестов, а через некоторое время - измерить их успешность по какому-то критерию, например объем продаж или продвижение по службе. Таких исследований было много, с разными выборками и критериями успешности, но результаты их в общем и целом совпадали.
Довольно ожидаемо, нижние строчки рейтинга занимали «отдающие». Большинство из нас, вероятно, сталкивалось с такими людьми по работе: они настолько заняты проблемами других что не успевают сделать собственную работу. Сюрприз состоял в том, кто оказался наиболее успешен. Можно было бы предположить, что «берущие» будут успешны в отдельных случаях, но проиграют «рациональным» в масштабе выборки - в конце концов, никто не любит людей, которые наживаются за их счет. Однако, это предположение не оправдалось. Результаты «рациональных» действительно оказались в среднем лучше, чем у «берущих», но самые лучшие результаты показали (сюрприз!) «отдающие». Парадоксально, но факт - отдавание оказалось как самой худшей, так и самой лучшей стратегией.
Не важно показался ли вам этот результат странным или абсолютно логичным - это всего лишь завязка. Дальше книга «Брать или отдавать?» описывает множество кейсов и результаты исследований, которые помогают лучше понять, в чем польза отдавания и в чем его риски; как перестать бояться, что тебя обманут или посчитают слабаком (забавно, что многие «отдающие» маскируются под «берущих» именно из-за этого страха), почему в коммуникации иногда лучше транслировать уязвимость, а не силу; а также дает советы как сделать себя и окружающий коллектив более «отдающими». «Берущим» книга поможет понять, в какой момент их подход может принести вред, и как научиться варьировать свое поведение.
Резюмируя - отличная книга, одна из немногих, которая будет полезна вообще любому человеку для понимания того, как функционируют человеческие отношения. Руководителям она поможет подумать о том, как их поведение влияет на командную динамику, а всем остальным - о том, как они влияют на мир.
Кроме собственных достоинств, книга содержит впечатляющую библиографию - несколько десятков страниц ссылок на психологические исследования по теме.