Название этой книги обычно знают даже те, кто никогда её не читал. Впервые она была опубликована в 1936 году, с тех пор много раз переиздавалась, и сейчас переведена почти на все языки мира. Коммерческий успех сыграл с книгой дурную шутку: из-за своего броского заголовка книга часто воспринимается как пособие по манипулированию и отталкивает серьезных читателей.
На самом деле, идеи Карнеги далеки от манипулирования, и часто - противоположны им. Автор говорит о необходимости глубокой личностной трансформации, и смещении фокуса внимания со своего эго и своих желаний на персону собеседника и его нужды. Такую трансформацию, по мнению автора, прошли многие выдающиеся люди эпохи, включая президента Линкольна, и именно это определило их лидерские способности.
Карнеги призывает общаться с людьми с позиции гуманиста, добиваясь своего через реализацию желаний других людей. Он говорит, что для успеха нам придется отказаться от многих вредных привычек: критиковать, фокусироваться на себе, ругать людей, спорить и доказывать собственную правоту. Вместо этого нужно выработать новые привычки, ведущие к конструктивному общению: фокусироваться на нуждах других людей, воспринимать критику, проявлять искренний интерес и хвалить за успехи, учиться слушать и признавать собственную неправоту.
Карнеги не претендует на оригинальность идей - его книга практически целиком состоит из рассказов о ситуациях в жизни его знакомых и учеников (полагаю, по большей части выдуманных), а также из цитат - от Будды до Рузвельта.
Люди нерациональны, говорит нам Карнеги, они испытывают эмоции. Все люди стремятся к поддержанию чувства собственного достоинства. Человек, который искренне заботится о чувстве достоинства других людей, приобретет себе друзей.
Книга легко читается - она разбита на тридцать небольших глав, по 3-4 истории в каждой, объединенные общей мыслью. Карнеги рекомендует читать каждую главу дважды - один раз быстро, повинуясь естественному стремлению быстро пробегать художественный текст, а второй - вдумчиво, пытаясь осознать мысль, содержащуюся в тексте, и применить её к своей ситуации. Я последовал этому совету, так материал действительно усваивается лучше.
Вывод: хорошая книга для того, чтобы задуматься, где наше собственное отношение к людям мешает нам добиваться успеха.
Цитата из книги (о Карле Швабе, первом корпоративном управленце с зарплатой больше миллиона долларов в год)
Я считаю самым ценным своим качеством умение пробуждать у людей энтузиазм, - сказал Шваб, - и полагаю, что признание достоинств и поощрение - единственный способ выявить наилучшие качества работников. Ничто не бьет так сильно по честолюбию человека, как критика со стороны руководства. Я никогда никого не критикую. Я верю в действенность поощрения, поэтому стремлюсь хвалить людей и избегаю брани. Если мне что-то нравится, я искренен в своей оценке и щедр на похвалу».
Так поступает Шваб. А что же обычный человек? Как раз наоборот. Если ему что-то не нравится, он разражается проклятиями, а если нравится - предпочитает промолчать. Как говорится в одном старом куплете, «однажды я поступил плохо и с тех пор постоянно слышу об этом. В другой раз я дважды поступил хорошо, но не услышал об этом ни слова».
Заметьте, речь не про лесть! Умный человек распознает лесть. Речь о том, чтобы уметь подмечать хорошее, а не плохое и честно об этом говорить. Нужно выйти из режима по умолчанию, в котором мы "правильное" поведение окружающих воспринимаем как должное, а "неправильное" критикуем - и поступать наоборот!
Если мы не погружены в обдумывание какой-либо конкретной проблемы, то обычно тратим около девяноста пяти процентов времени, размышляя о самих себе. Стоит хоть на некоторое время прекратить это занятие и подумать о хороших чертах собеседника - и нам не придется прибегать к дешевой и фальшивой лести, которую можно распознать прежде, чем она слетит с губ.