Вено Соколиный Глаз № 5

Jun 16, 2009 11:57




Эта камера называется "Weno №5 Hawk-Eye" ("Зоркий" рядом задаёт масштаб).
Старая -- выпускалась с 1905-го по 1915-й.




Компания, выпускавшая эти камеры, Blair Camera Co, была проглочена Кодаком в 1907-м и переведена в Рочестер, штат Нью Йорк. Кодак сохранил торговую марку Hawk-Eye и даже и Blair Camera Company ещё некоторое время существовала как отдел Кодак. Эта коробка сделана уже в Рочестере, где-то между 1907-м и 1915-м годами. Внутри камеры есть серийный номер. По нему, если покопаться, можно установить точнее.

Weno №5 сделана почти целиком из дерева и фанеры, без использования столь популярного впоследствии картона или бакелита, и сделана хорошо. Никакого сравнения с поздними "Брауни". Всё точно подогнано, и всё работает до сих пор. Конечно, камера примитивная -- простой мениск в качестве объектива, одна диафрагма, одна выдержка да два визира, но тем не менее чувствуется, что делать плохо ещё не умели. Сработано на века. Снаружи камера сохранилась неважно. Такое впечатление, что в щели времени, куда она закатилась, дул сухой жаркий ветер. Кожзаменитель с камеры почти полностью облез. Я даже подумал, что если соберусь её косметически восстанавливать, то просто обдеру до дерева, отшлифую и покрою лаком. Должно получиться красиво.




Внутри чистенько, в постели из лакированного дерева спит ролик плёнки Кодак Верихром 118-го формата. Плёнка этого формата выпускалась с 1900 по 1961 годы, была рассчитана на 6 кадров размером 8.3см x 10.8cm. Кодак начал выпускать Верихром в 1931-м и прекратил в 1956-м. Если на плёнке что-то есть, то оно было снято в этот период.

Полоски плёнки, отрезанные мной для тестовой проявки, выглядели неважно, было видно, что плёнка сильно пострадала. Желатин эмульсии поеден микробами. Я уже знаю, что это само по себе не означает обязательную гибель скрытого изображения, но ничего хорошего тоже не сулит. Тестовая проявка засвеченного кусочка от 2-х до 7-ми минут c шагом в минуту:




Если отвлечься от разглядывания причудливых узоров плесени, то видно, что 6 и 7 минут мало отличаются по плотности, и что различие в плотностях между 4 и 5 минутами гораздо меньше, чем между 2 и 3. Если построить усреднённый график плотностей, взяв 7 минут за 100%, будет это выглядеть примерно так:




Время проявления нужно выбирать там, где кривая начинает насыщаться. Если выбрать больше, то вуаль съест изображение, если меньше, то выйдет слишком слабо. Я выбрал 4 минуты 15 секунд и проявил в концентрированном HC-110 при 6 градусах цельсия.

Проявилось, для такой старой и сильно пострадавшей плёнки, очень хорошо. На снимках ясно видна краевая печать. Всего три кадра в начале, остальная часть засвечена многократными открываниями камеры, но для 118-го типа 3 кадра это половина плёнки, настоящая удача.






Самый первый кадр не очень хорошо сохранился, так как плёнка у самой катушки по краям изогнулась и надорвалась, открывая доступ кислороду к виткам эмульсии и таким образом ускоряя старение. Возможно также, что экспозиция не была слишком точной -- ведь у камеры всего одна выдержка:




На снимке мужчина и женщина, и хотя кадр сильно испорчен засветкой, видно, что женщина одета по моде 40х -- пиджак, напоминающий мужской френч, и зауженная к низу юбка.

Оставшиеся два кадра сохранились лучше. Видимо это та же пара, правда одежда другая, явно парадная, но снято вскоре после первого кадра. Кресло выглядит современно, хотя такие садовые стулья были популярны с 20-х

Сам по себе выбор камеры, вернее всего принадлежавшей нашей паре, говорит о многом. Снимать такой камерой -- старой уже в 40-х, большой, не слишком транспортабельной, не слишком удобной, плёнку к которой не так уж легко достать, дающей снимки не очень высокого качества, мог либо фотограф-энтузиаст вроде меня (ни он, ни она как-то не монтируются в этот образ), либо, вернее всего, тот кто всегда снимал только этой камерой. Тот кто купил её новой или получил в подарок подростком в 19лохматом и так и не расстался со своей первой фотографической любовью ("...пока смерть не разлучит нас...").

Я не случайно так подробно описал эту находку: она выделяется из общего ряда, связывая нас с самыми ранними годами народной фотографии. С первыми "мыльницами". С тем временем, когда фотография наконец перестала быть дорогим чудом, доступным только избранным, когда она впервые вышла в народ.

fin

found film, старьё, found film project, verichrome, dbd3, былое, фотодело, found film stories, 118

Previous post Next post
Up