Жизнь - это ряд состязаний. На пути есть много препятствий, как внешних, так и внутренних. То что помогает преодолеть препятствия, это развитие смелости , вера и оптимизм.Поощрение вот то, что помогает развить эти качества.
Что такое поощрение? -Всё, что поднимает самооценку в глазах самого человека.
Поощрение отражает как мнение, так и положительное отношение, которое основанно на убеждении, что каждый человек равен, ценен и достоин уже благодаря своему существованию.
Если чувство принадлежности - это как воздух для души, то поощрение - как вода и удобрения.
Поощрение улучшает мнение о себе того, кто получает поощрение, усиливает уверенность в способностях и в результате этот человек сможет добиться лучшего варианта своего развития.
Поощрение даётся как в случаях удачи, но в основном в случаях неудачи.
Родители, командиры и учителя опасаются, что если поощрят людей, которые достигли средних или низких результатов, то на самом деле они поощрят их не улучшать результаты,а сдаться и перестать стремиться к большему.
Мы верим в противоположный подход:
People do better when they feel better.
У людей есть врождённая склонность к преодолению трудностей и самореализации. Естественное для людей направление - максимальное развитие своего потенциала.
Главным образом страх нам мешает реализовать свой потенциал, ошибиться, провалиться, не справиться с поставленной задачей и показаться смешным.
Поощрение является путём к созданию чувства принадлежности. Просто быть принятым, когда ты успешный и у тебя всё получатся. Поощрение фактически имеет в виду - "у тебя есть место без условий". Ты часть, даже когда ошибаешься, в любой ситуации.
Поощряемый человек чувствует "я в порядке, такой какой я есть". Большинство из нас часто чувствуют, что мы "не достаточно хорошие". Мы так чувствуем часть времени или в определённой области (роде занятий). Это вызвано критикой, сравнениями, преувеличенными ожиданиями (я не имел права ошибиться) всё это влияет отрицательно на нашу самооценку.
Человек, который чувствует, что он в "порядке" - свободен справляться с "задачами жизни". Он стремиться к максимуму по своим возможностям. В отличии от него, человек, который чувствует, что он не достаточно хорош, находит симптомы и отговорки, что бы не решать задачи которые ему преподносит жизнь и таким образом не испытывать чувство проигрыша. Он может сказать - " Не то, что бы я плохой. Просто я не мог это сделать", чаще всего он ожидает провала. Человек, который ждёт неудачу, готовиться меньше и достигает успеха реже. Реакция западного общества на неудачу - унижение. Унижение приносит позор и доставляет боль. Даже если нету кого-то или чего-то внешнего, что унижает, есть внутреннее усвоенное унижение. "Какой же я идиот! Что я себе думал!"
Неудача сама по себе неприятно, но когда в добавок следует унижение, результатом может быть замкнутость и уклонение от действий, с целью избежать дальнейшие неудачи и унижение. И это всё усиливает ощущение " Я не достаточно хорош".
Когда есть основная концепция " Я не достаточно хорош" человек будет занят самим собой.
Идея поощрения говорит: "Ты равный! Ты можешь! Я с тобой, таким, какой ты "…
Подход Адлера это сочетание - поддержка + призыв к действию ( (אתגר = поощрение.
Человек который чувствует поощрение ждёт удачу, поэтому выкладывается и у него получается (Сэди Дрейкурс сказала - " Что только в словаре слово удача находиться раньше чем слово работа"). Даже если есть неудача( не бывает, что бы всё всегда получалось) то она воспринимается как событие, а не как закономерность "Я неудачник". Удача, в нашем обществе заслуживает похвалу, удача даёт наслаждение, которое приводит к готовности идти дальше и достигать целей жизни. Преодоление трудностей и удача укрепляют ощущение "Я хорош, такой какой я". Таким образом, у человека будет смелость пробовать новое. Максимум - у него не получится.
Когда ребёнок хочет попробовать сделать, что-то новое и опасается можно спросить: " Что может случиться в худшем случае?" Так он будет готов к худшему. Как говорил мой папа - "Готовиться к худшему, надеяться на лучшее".
Как выглядит поощрение в действительности?
В первую очередь положительное отношение к любой ситуации и любому человеку.
Моя подруга видела детей играющих в баскетбол на спортивной площадке, один ребёнок бросил мяч и не попал в корзину. Она ему сказала - "Какой смелый промах!"
Видеть то, что хорошо то, что работает.
Это так же способствует нашему наслаждению - так как мы видим мир в более положительном свете.
Одно из лучших поощрений это разговор о смелости. К примеру, если ребёнок проиграл в игре сказать ему " Какая тебе нужна была смелость играть против старшего …" Нужно уменьшить важность победы и поражения. Меньше говорить о результатах и больше о самом действии. Нужно, что бы в доме было больше игрушек в которых нужно использовать сотрудничество, таких как пазель и меньше игр победа и поражение.
Ещё один путь признание приложенных усилий: обращать внимание на проделанную работу, а не на результат.
Что ещё поощряет?
Конкретное внимание: говорить о конкретном случае и не делать обобщений и сравнений, к примеру: " Твои книги разбросаны" вместо "Ты никогда не складываешь книги".
Очень важно уменьшить важность ошибок: "Нету другого пути научиться, тот кто не делает…не ошибается". Однажды я прочитала в печенье удачи -"Большинство не верных шагов были сделаны во время топтания на месте" .
Томас Уотсон, основатель IBM сказал- "Меня спросили или я собираюсь уволить человека, ошибка которого стоил фирме 600,000 долларов .Конечно нет, ответил я.
Я только, что потратил 600,000 на его образование".
Мы всё равно не можем уволить наших детей…
Когда ребёнок потерпел неудачу, можно его спросить:" Что можно было сделать по- другому?" или сказать "Я видел как тяжело тебе было и ты всё равно попробовал"
Стоит говорить детям слова поощрения перед сном и эти слова должны быть от души и обоснованные. Ребёнку который прыгнул и ударился, не смотря на предупреждения следует сказать вместо "Я тебе говорил" " Это не приятно удариться!" или " Наверное ты прыгнул очень высоко и это наверняка тебе больно". И если нечего сказать, то лучше промолчать. Молчание тоже очень поощряет. Когда ребёнок делает, что-то не так он об этом знает. Не нужно добавлять ещё!
Очень важно признавать и ценить каждое продвижение: Мы часто не ценим маленькие и частичные изменения. Ребёнок который не делал домашнее задание, а сейчас начал делать домашнее задание частично, нуждается в поощрение. Да, да и ему требуется поощрение. Когда кто-то делает изменение по нашему желанию, ребёнок, партнёр или работник и не получает поощрение и поддержку относительно изменения , то это изменение не продержится долго.
Есть ещё много путей поощрят- словами, взглядом, прикосновением.
Какими словами можно воспользоваться для поощрения:
Я на тебя рассчитываю
Как хорошо ты справляешься самостоятельно
Вместе нам удалось преодолеть….
Я рад, что у тебя получилось справиться
Я ценю твои старания
Видно, что ты действительно постарался и приложил усилия
То, что ты сделал, было действительно важно
Твоя идея дала мне новые мысли
То, что ты сказал мне очень помогло
Мне очень помогает то, что я могу на тебя рассчитывать
Я обратил внимание насколько тебе это важно
Статья была написана Анабелой Шакед, которая является академическом директорам Махон Адлер.Прилагаю линк к ивритской версие -
http://www.anabella.co.il/?q=he/node/211.
Подход описанный в этой статье мне очень нравиться. Он подходит как детям так и взрослым, проверенно на собственном опыте. Приглашаю вас обсудить статью, очень интересно услышать ваше мнение.
Галя :)