Операция "Вирус"

Dec 12, 2009 17:16

Прочитал новую повесть Ярослава Верова и Игоря Минакова и


«Операция Вирус» успешно дополнила многочисленные интерпретации идей, сюжетов и ситуаций, введенных в мир фантастики Аркадием и Борисом Стругацкими (АБС). В мирах, описанных АБС, происходит действие по крайней мере пяти коллективных сборников, подготовленных Андреем Чертковым. «Операция Вирус» отличается от прежних фанфиков или сиквелов прежде всего тем, что авторы попытались завершить линии не одного какого-то произведения АБС, а сразу многих - по сути, почти всех, действие которых происходит в Мире Полдня. Формально это продолжение «Жука в муравейнике» (повесть начинается там, где заканчивается «Жук», - и фразой, которой повесть АБС заканчивается). На самом же деле в «Операции Вирус» разгадывается не только тайна личности Абалкина, но еще с десяток тайн и загадок, загаданных АБС - и в этом как главное достоинство повести, так и ее основной недостаток. О недостатке поговорим ниже, а еще одно достоинство повести в том, как скрупулезно авторы имитируют стиль и язык АБС, более того - там, где это действительно необходимо, дают прямые цитаты из произведений АБС, а уж цитат скрытых (хотя и прекрасно видных всем, кто внимательно читал АБС) в повести очень много, и практически все они к месту.
Интересны оба фантастических допущения авторов (я бы предпочел термин «НФ-идеи», по буду здесь пользоваться терминологией Верова-Минакова). Не стану говорить о том, какие это допущения - читатели сами их обнаружат. Скажу лишь, что эти фантдопущения в результате позволяют авторам объяснить все загадки и разгадать для читателей практически все тайны «Жука», «Обитаемого острова», а в придачу еще «Попытки к бегству», и - в определенной степени - повести «Волны гасят ветер».
Результат - получилась интересная и с уважением к творчеству АБС написанная повесть. Мир АБС, повторяю, воссоздан вполне адекватно и очень детально (я не знаток всех деталей, и пусть тогда истинные знатоки меня поправят).
И вот тут-то достоинства повести переходят в недостатки. Впрочем, недостатки скорее даже не конкретно этой повести, а практически всех сиквелов и фанфиков, написанных по произведениям АБС. Прекрасно соответствуя «букве» произведений АБС, почти все продолжения принципиально противоположны им по духу.
Вспомним принцип, которому неуклонно следовали АБС в своем творчестве. «Ничего не надо объяснять!» - неоднократно говорили они. Не надо, поскольку объяснения убивают триаду, которая, по мысли АБС, и составляет сущность фантастики: «Чудо-Тайна-Достоверность». Не буду обсуждать справедливость этой триады и этого принципа - лично мне кажется, что здесь есть о чем спорить. Но сейчас-то речь идет о произведении, действие которого происходит в мире АБС - следовательно, авторы берут на себя обязательство подчиняться законам этого мира и принципам его создателей. Достоверность антуража в «Операции Вирус», как я уже писал, достаточно высока. А вот «чудо и тайна» полностью уничтожаются четко и однозначно выписанным финалом. «Не нужно ничего объяснять!» - утверждают АБС, но повесть посвящена именно объяснению того, что сами АБС оставили необъясненным, и что как раз и стало «духом Стругацких» в фантастике. Дочитав до слова «Конец», читатель узнает, кем был Лев Абалкин, что «на самом деле» происходило на планете Саракш, каково истинное ее политическое устройство и даже больше: раскрывая «карты», Веров и Минаков объясняют, что «на самом деле» случилось на других планетах Мира Полдня. И даже совершенно не объясненная в «Попытке к бегству» тайна Саула Репнина получила свое логическое (для фантастики) объяснение. Впрочем, линия Репнина в «Операции Вирус» выглядит посторонней и искусственной, в развязывании многочисленных сюжетных узлов участия не принимает и обрывается на середине повести.
Я понимаю желание любителей творчества АБС узнать, «что происходило на самом деле». Понимаю, почему фэны много лет вели споры о том, убил Экселенц Абалкина или нет. По мысли авторов, все эти споры и желания так и должны были остаться на уровне читательских рассуждений - чудо и тайна оставались после того, как читатель закрывал любую книгу АБС. Чуда и тайны не остается после того, как читатель заканчивает читать «Операцию Вирус».
Повторяю - это недостаток не столько повести Верова и Минакова, сколько очень многих фанфиков, написанных по мотивам произведений АБС.
По идее (как я понимаю сам принцип создания «миров АБС»), в каждом фанфике, раскрывающем ту или иную тайну АБС, должна бы возникать новая тайна, должно произойти новое чудо - причем по духу соответствующее «мирам АБС». Произведение «по мотивам» должно бы заканчиваться не жирной точкой, а очередным знаком вопроса.
Повторюсь также: лично я вовсе не сторонник того, чтобы автор оставлял нерешенными главные проблемы, затронутые им в своем произведении. Задав вопрос (придумав новое фантдопущение), автор имеет право (на мой взгляд, просто обязан) показать и свой вариант ответа, а читатель, конечно, может этот ответ не принять и придумать свой. При таком подходе к фантастике претензий к повести «Операция Вирус» и быть не может. Но если автор не своих персонажей создает, а пользуется уже созданными мирами и героями, то должен, как мне кажется, следовать не только (может, даже не столько) букве, сколько духу авторов-демиургов.
А как же желание читателей узнать разгадку? Для того продолжения и пишутся, верно?
Да ради Бога - дайте разгадку, но непременно задайте новую загадку, создайте новое чудо и новую тайну! Вот тогда и только тогда ваше произведение будет соответствовать поставленной задаче.
А читатель пусть думает дальше сам, такая уж у него доля...
Previous post Next post
Up