Пост по просьбе френда
father_igni Vespa - это одна из легенд мотопрома, основательница целого класса мототехники. Vespa - это звук Рима и Милана, в свое время тысячи этих мотороллеров заполонили улицы итальянских городов, создавая особый саунд своими двухтактными движками.
История Vespa напрямую связана с авиапромом и концерном Piaggio. Уже в 1943 году владелец концерна Энрико Пьяджио понял, что итальянская авиация отлетала свое, таких заказов на самолеты, как при Муссолини, после войны не будет. Требовалось перейти на выпуск мирной продукции. Можно было начать мастерить кастрюли да миски, но это не выход для высокотехнологичного производства. Ближе был выпуск транспортных средств. Но на разработку автомобиля денег не было, оставались мотоциклы. Однако, в Италии мотофирм хватало, и конкуренция должна была развернуться дикая. Нужно было предложить рынку какой-либо уникальный продукт. Без всяких маркетинговых исследовании было ясно, что на послевоенном рынке главным потребителем будут женщины, потому что война мужиков по выбила. Мотоциклы женщинам не сильно подходили, дамы того времени одевались в нормальную, женскую одежду - платья, юбки. Брюки носили дамы не тяжелого поведения, особенно в такой консервативной, католической стране, как Италия. Поэтому транспортное средство должно было иметь развитую ветрозащиту, особую посадку, одновременно простое управление.
Надо сказать, что еще до появления Vespa работы по созданию мотороллера велись. В 1939 году появился прототип мотороллера Volugrafo. В нем уже угадывались черты мотороллеров. Однако, дольше прототипов дело не ушло. Ну и конечно нужно вспомнить Cushman, который использовали союзные ВДВ, и не мало таких скутеров досталось немцам и итальянцам.
Первый прототип мотороллера был создан на Piaggio в 1943 году. Этот аппарат мало походил на будущую Vespa. Он носил заводское обозначение MP 5(Moto Piaggio). Так же имелось неофициальное прозвище - Paperino, так итальянцы звали Дональда Дака.
Дизайн Paperino категорически не понравился Энрико Пьяджио. И хотя мелкосерийное производство было начато, для отработки технологии, дизайн было решено переделать. Всего было изготовлено около сотни Paperino. Для исправление дизайна был приглашен Коррадино Де Асканио, в недалеком прошлом авиационный инженер. Ему было поручено сделать красиво. И Де Асканио сделал жар. Новый дизайн мотороллера смотрелся очень красиво. Увидев первый MP 6 Энрико Пьяджио воскликнул - корпус, как оса. И таким образом название для нового мотороллера было придумано. Vespa - оса, в переводе с итальянского.
Но у мотороллера был не только оригинальный дизайн, но и конструкция. И здесь во многом свою роль сыграли авиационные технологии. Корпус мотороллера был штампованный из стали, причем несущий. Двигатель к Vespe пришел из авиации. Двухтактный двигатель, рабочим объемом 98 куб.см., мощность 3,2 л.с., раньше ставился на самолеты, как пускатель для основных двигателей. Коробка передач трехскоростная, переключение вращающейся рукояткой на руле. Силовой агрегат весил 26 кг., и крепился на маятниковой вилке. Сбоку двигатель прикрывался кожухом, с другой стороны крепился такой же кожух для симметрии. Это придавало мотороллеру характерные, аппетитные формы.
Первые образцы Vespa были готовы в 1945 году, но послевоенная разруха задержала производство. Первые товарные Vespa были представлены в апреле 1946 году в римском гольф-клубе. Первые Vespa 98 стоила 55 тысяч лир, 66 тысяч лир просили за люкс-версию. В первый год производства было произведено 2484 мотороллеров, которые мгновенно были проглочены рынком. Спрос на Vespa рос год от года, появлялись новые модификации. В 1948 году появляется версия с 125-кубовым двигателем мощностью в 4 л.с., в 1953 с 150-кубовым мощностью в 5,5 л.с.
У Vespa очень фотогеничная внешность, и ничего удивительного, что этот мотороллер снялся в массе фильмов. Редкий фильм итальянского неореализма обходился без Vespa. Ну и самым известный фильм с участием Vespa - Римские каникулы. После этого фильма на Vespa обрушилась всемирная слава.
Первый MP 6, прототип Vespa.