Оригинал взят у
karhu53 в
Антонио Вивальди. Антонио Вивальди. Антонио Вивальди (04.03.1678 (?) Венеция - 28.07.1741, Вена) игнорировал церковный жанр и писал лишь в камерном (его сонаты - ни что иное, как сюиты). Историческое значение творчества Вивальди - в создании сольного инструментального концерта: композитор как бы подвёл итог длительному процессу непрерывного нарастания в скрипичном искусстве концертирующих элементов.
Antonio Vivaldi - Four Seasons
Click to view
Антонио учился у своего отца Джованни Баттисты Вивальди - скрипача капеллы собора святого Марка в Венеции и, по-видимому, у Джованни Легренци. Рано прославился виртуозной игрой на скрипке. С 1703 года преподаватель, позднее дирижёр оркестра и руководитель концертов, с 1713-го также директор женской консерватории «Пиета». В обязанности Вивальди входило сочинение музыки для многочисленных светских и духовных концертов этой консерватории. Профессию музыканта он соединял с духовным саном аббата-минорита, но затем был отрешён от сана священнослужителя за «недозволенное» поведение во время церковной службы.
Antonio Vivaldi - Stabat Mater RV 621
Click to view
Вивальди участвовал в театральной жизни Венеции, отдавая много сил постановкам собственных опер (репетировал с труппами, дирижировал спектаклями, нередко выступал в качестве импресарио). Шумная и праздничная жизнь Венеции, карнавалы и маскарады, блеск театральных представлений, богатый городской песенный фольклор оставили глубокий след в творчестве Вивальди.
Antonio Vivaldi - Sonata in D Minor, Op. 1, No. 12, RV 63, “La Follia”
Click to view
В 1718 - 22 годах Вивальди находился на службе при дворе в Мантуе. Последующие годы концертировал в Италии и других европейских странах. В 1725 был отстранён от работы в консерватории, с 1735 восстановлен в должности капельмейстера. Вскоре, в результате столкновений с клерикальными кругами, Вивальди покинул Венецию и переселился в Вену, где провёл последние годы жизни. Несмотря на широкую известность, композитор умер в бедности.
Antonio Vivaldi - Magnificat RV 611
Click to view
Вивальди прославился как дирижёр, скрипач, педагог и композитор. Под его руководством концерты оркестра «Della Pietа» завоевали европейскую известность. Особенно поражала новая «ломбардская» (драматизированная) манера игры и виртуозность Вивальди. Распространению стиля игры Вивальди среди европейских скрипачей способствовала популярность его скрипичных концертов - необычных для того времени по форме и фактуре.
Antonio Vivaldi - Mandolin Concerto in C Major RV 425
Click to view
Композитор создал 465 инструментальных концертов. Писал также оратории, светские кантаты, культовую музыку. Оперное творчество Вивальди (свыше 40 опер, многие на исторические, мифологические сюжеты) способствовало развитию оперного жанра, оказало влияние на многих композиторов, но не было по достоинству оценено современниками.
Antonio Vivaldi - Concerto for strings in G major RV 151
Click to view
В инструментальных произведениях раннего периода, несмотря на сильное воздействие Арканджело Корелли, проявляется уже самобытная творческая манера композитора (особенно в остро очерченных начальных темах). Основываясь на «concerto grosso» родоначальника новой инструментальной музыки Корелли, Вивальди сделал значитительный шаг вперёд по сравнению со своим предшественником в смысле масштабов развития, разнообразия средств выражения, динамичности и экспрессивности музыки.
Antonio Vivaldi - Concerto for two violins, strings, and basso continuo in A minor RV 522 Op. 3 No. 8
Click to view
Предклассический сольный инструментальный концерт Вивальди - ансамблевая пьеса для небольшого состава смычковых инструментов во главе со скрипкой (это наиболее типичный состав, хотя многие сольные концерты Вивальди написаны для самых различных инструментов: виолончели, виолы д'амур, мандолины, флейты, гобоя, фагота, трубы и др.).
Antonio Vivaldi - Nulla in mundo pax sincera
Click to view
Установленная композитором динамичная 3-частиая циклическая форма концерта (быстрая, энергичная первая часть и блестящий, живой финал, обрамляющие небольшую певучую среднюю часть) выражала художественные идеалы искусства «хорошо организованного контраста».
Antonio Vivaldi - Oboe Concerto in D Minor RV 454
Click to view
Сольный инструментальный концерт Вивальди был рассчитан на более широкую аудиторию, чем сольная соната Корелли: этой музыкальной форме присущи элементы «зрелищности», выявляющиеся в состязании солиста и оркестра. В непрестанном чередовании «tutti» и «solo», целого и части раскрывается смысл формы концерта и, вместе с тем, создаётся игра звуковыми массами и звуковыми светотенями. Вивальди был великим мастером этих рембрандтовских приёмов в музыке.
Antonio Vivaldi - Lauda Jerusalem
Click to view
В музыкальном содержании его концертов воплощены черты, характерные для «позднего барокко». В этих концертах впечатляет, с одной стороны, монументальность, пафос (в особенности в первых частях), с другой - мягкая лирика медленных средних частей. Большинство его «adagio» - это род лирической арии, где в центре внимания слушателя - виртуоз, выражающий собственную индивидуальность, подобно певцу в кульминационных моментах оперы.
Antonio Vivaldi - “La Stravaganza” Concerto no.2 in E minor, RV 279
Click to view
Музыка Вивальди впитала элементы красочного венецианского музыкального фольклора, богатого напевными канцонами, баркаролами, зажигательными танцевальными ритмами, - отсюда конкретность, изобразительность тематизма его концертов. Широко распространён у Вивальди излюбленный в итальянской народной музыке размер 6/8 (размер многих итальянских народных танцев). Особенно разнообразно трактуется танцевальная форма сицилианы.
Antonio Vivaldi - Gloria (винил)
Click to view
Вместе с тем в концертах Вивальди творчески переработал стилистические особенности монументально-декоративного искусства венецианской вокально-инструментальной полифонической школы, с её системой «cori spezzati». Применяя часто аккордово-гармонический склад, он мастерски использовал полифоническую линеарную манеру письма, охотно прибегал к контрапунктическим формам, которые выдвинул музыкальный ренессанс 16 -17 веков. Один из крупнейших мастеров инструментальной фуги, Вивальди оказал влияние на формирование творчества Иоганна Себастьяна Баха, предвосхитил грандиозное искусство фуги немецкого композитора.
Antonio Vivaldi - Concerto for violin, strings, and basso continuo in A minor RV 356 No. 6 Op.3
Click to view
Концерты Вивальди расширили выразительные и технические средства скрипки и инструментального ансамбля. Скрипичная техника их разнообразна: стремительные пассажи, арпеджио, тремоло, пиццикато, двойные ноты, эффекты игры флаутато, скордатура, применение самого высокого регистра. Этим Вивальди способствовал развитию колористической стороны скрипичной игры. Вивальди может быть назван отцом программного симфонизма. Равного его 4-частному циклу «Времена года» не знает музыкальное искусство вплоть до «Пасторальной симфонии» Бетховена. Вивальди выступает в этом произведении не как имитатор природы, а как великий реалист, выражающий своё лирическое восприятие окружающего мира.
Antonio Vivaldi - Credo Opera RV 591
Click to view
Существен вклад Вивальди в развитие инструментовки. Он применил гобои, валторны, фаготы, трубы, английский рожок не как дублирующие голоса, а как самостоятельные мелодические инструменты. Инструментальный концерт Вивальди открыл путь новой классической симфонии.
Antonio Vivaldi - Concerto for two violins, cello, strings and basso continuo in G minor Op. 3 No. 2
Click to view
Творчество Вивальди, подвергавшееся к концу жизни композитора критике современников, после его смерти было забыто. Возрождение интереса к музыке Вивальди связано с открытием в конце 20-х годов прошлого века итальянским музыковедом Джентили рукописей Вивальди (300 концертов, 19 опер, духовные и светские вокальные сочинения). Основанный в Сиене Итальянский институт Антонио Вивальди, положил начало публикации полного собрания сочинений Вивальди.
The Best of Vivaldi
Click to view
Лестница в небо