Небольшая заметка о том, как польских хохлов в православные церкви не пускали. Взято из книги украинофила Кулиша П.А. «Материалы для Истории воссоединения Руси».
Интригует, не правда ли? А какие хохлы считались польскими? Сам Кулиш П.А. дает такое объяснение.
Таким образом по Кулишу, поляки это бывшие русские, отколовшиеся от Руси и православия. Как узнать поляка? Легко! По хохлу. Есть хохол, значит поляк. Значит нечего тебе, вероотступнику и христопродавцу, делать в православной церкви.
Гм, поляки с хохлами? А как же знаменитые хохлы-оселедцы украинских казаков, защитников православной веры от самих поляков? А вот гравюра 1713 года, которая поможет ответить на этот вопрос. На картине изображен заключительный этап
Битвы под Батогом 1652 года, где объединенные силы казаков Богдана Хмельницкого и крымских татар разгромили войско Речи Посполитой.
Hioba Ludolfa „Allgemeine Schau = Bühne oder Welt", t. 3., Franckfurt am Mayn 1713; Biblioteka Narodowa
Гравюра называется «
Rzeź polskich jeńców pod Batohem», что с польского переводится примерно, как «Резня польских пленных под Батогом». И, как вы уже, наверное, догадались, на картине абсолютно нечубатые казаки отрезают головы полякам. А на головах у поляков, как раз, те самые польские хохлы. Те самые хохлы, которые сейчас себе на голову лепят те, кто считает себя потомком тех казаков, которые такие чубатые головы резал.
К слову, под Батогом казачки вырезали от 5 до 8 тысяч беззащитных пленных, даже не пожалев для такого богоугодного дела 50 тысяч талеров. Пришлось, знаете ли, выкупать пленных поляков у своих крымских побратимов. Но удовольствие все-таки дороже денег, да и память осталась.
А вот что написал
Юрий Крижанич, хорватский богослов, лингвист и историк 17-го века, свидетель всех этих событий, в своем труде «
Политика» (ссылка) в 1663 году. Не по теме, но к слову, Крижанич был патриотом (критичным) Руси, считал, что все славяне произошли именно от русских, а русский язык почитал первым среди славянских.
Дерево, лишившееся зимой листвы, кажется маленьким, некрасивым, жалким, ничтожным, но летом, обретя вновь свои кудри, оказывается большим, красивым и роскошным. Так же муж, имеющий не по-женски пышные, а пристойно убранные волосы и одетый в платье разумного покроя, внушительнее выглядит на коне и способен быстрее двигаться пешком, становится красивее и достойнее и бывает лучше защищен от мороза, дождя, грязи, ветра и солнца, и по этим причинам неизбежно становится храбрее, ловчее, а для врага - грознее.
Итальянцы и испанцы лицом красивее нас и живут в очень знойных странах, однако они носят волосы и не стригут голову наголо, а стригутся лишь для пущей красоты и привлекательности. А нам, живущим в морозных странах и некрасивым от природы, гораздо нужнее носить волосы, чтобы скрыть грубость наших лиц, стать красивее и достойнее, укрыть уши от крутого мороза и возбудить храбрость у наших воинов. Однако мы предпочитаем подражать варварским народам - татарам и туркам - нежели благороднейшим из европейцев. Впрочем, и за варварами мы не во всем следуем, а поступаем даже хуже, чем они. Они прикрывают наготу и безобразие своих голов маленькими и иными, большими, шапками и отнюдь не прячут [лиц], а мы ходим с голыми, словно тыквы, головами. Голая голова - это знак плена или рабства: ведь пленникам и подневольным морским гребцам хозяева обривают головы наголо.
Татарский хохол на темени и польский хохол на лбу ничем не лучше наготы. Волосы по русскому обычаю беспорядочно запущены до того, что они мерзко покрывают лицо и придают дикарский вид. А запущенная борода делает воинов старше, чем они есть на самом деле, и (они] бывают не так страшны врагам.
(Крижанич «Политика», часть 2, О силе)
Вот вам и классификация хохлов. На темени - татарский, на лбу - польский. Польский хохол вы видели выше. А вот как выглядел хохол татарский в том же 17-м веке.
Это, кстати, послы Крымского Ханства в Швеции.
Как отличать хохлов польских, от хохлов татарских? Я не знаю. Можете сами сравнить картинки выше с прическами украинских казаков.
Надо полагать, что если хохол посередине, то он - польско-татарский. В любом случае, в православную церковь их пускать не любили. Ведь еще со времен Ярослава Мудрого был закон.
Аще кто пострижеть голову или бороду, митрополиту 12 гривень, а князь казнить.
Из Церковного Устава Великого Князя Ярослава
Да-да, я в курсе про Святослава и его чуб, но напоминаю, что он княжил до крещения Руси, происхождение его оселедца неясно и он единственный из русских, кого описали с подобной прической.