Продолжение…
Итак, переходим к эпохе ордынского казачества…
В гимне Украины есть слова «І покажем, що ми, браття, козацького роду». Ну что ж, согласимся и с этим утверждением. Ведь, собственно, первые казаки на украинских землях были именно ордынские...
Первым упоминанием этих украинцев-казаков в исторических документах можно считать сообщение Ермолинской летописи, сообщающее о приходе казаков Махмеда на Русь из днепровских Черкас…
То, что это именно украинские Черкасы, расположенные в пределах Среднего Поднепровья, было установлено историком Г.В. Вернадским. Причём в другом летописном источнике, Лицевом Своде, этническая принадлежность украинских казаков Махмеда обозначена, как татарская…
А по сообщению Софийской второй летописи в 1499 году «придоша татарове ордынские казаки и азовские под Козелеск». Поскольку первые казаки в истории, это Орда, то и ордынское происхождение казачества несомненно. И если русское казачество, это всего лишь военное сословие, то, вспомним, что сами украинцы считают себя именно этническими казаками (козацького роду). А сами казаки считали себя от рода хазарского, что может служить подтверждением мнения Омельяна Прицака и проводит прямую линию преемственности от древних тюрок-хазар через Орду к современным украинцам.
Понятно, что сами запорожские казаки себя Ордой уже не называли, по крайней мере в XVII веке, Золотом столетии казачества. Но вот кем их считали окружающие? Так ли уж эти казаки отличались от Дикой Орды, с которой берут своё начало?
Начнем с турков и крымских татар. Турецкие и крымские источники относились к украинским собратьям двояко. Когда те донимали их набегами, то были несомненной Ордой и варварами (Хроника Наима)…
А вот, когда запороги туркам и крымцам помогали, то становились им родными братьями…
Описание страны кардаш-казаков
Их называют кардаш (по-турецки «брат») в силу того, что они были в братских отношениях с ханом Мухаммед-Гиреем, т. е. жили с ним в мире. Эти окаянные являются обладателями огромных земель и войска, причиняющего несчастья.
Прежде они были подданными польских королей. Потом же вследствие характера правления поляков и польских евреев они вышли из повиновения Польше и ровно восемьдесят тысяч вооруженных казаков подчинилось крымскому хану Ислам-Гирей-хану.
С их помощью Ислам-Гирей-хан в течение семи лет ходил на страну поляков ровно семьдесят один раз. В землях Кракова и Данцига, в странах чехов и лесных поляков и в Швеции они захватили территории шести королевств и за семь лет взяли восемь раз по сто тысяч пленных, а их земли опустошили. Кроме того, из страны поляков было взято еще два раза по сто тысяч пленников-евреев, так что за трубку табака [казаки] давали татарам по одному польскому еврею…
Эти кяфиры дали нам в помощь десять тысяч отборных стрелков, и было решено отправиться для совершения грабежей и набегов на тех, которые не были подвластны им. Мы шли один день на запад и три дня на север, разоряя области, лежавшие на пути…
…На этот раз из крепости навстречу его достославному и высокостепенному высочеству хану вышел гетман кардаш-казаков с сорока-пятьюдесятью всадниками, и все они пали ниц к ногам лошади его высочества хана…
(Эвлия Челеби (1611-1682), турецкий путешественник, «Книга путешествия»)
Примечательно то, что казаков, подчиненных московскому правительству, Челеби называет «мятежными», именно из-за того, что они не признавают власть хана над собой. Что же касается «немятежных» казаков, то характеристика, данная им османом: грабежи, набеги, работорговля, подчинение хану; мне напоминает описание именно Орды...
Сказал он, что всей орды имеется 100 тысяч, над которыми старшим султан, вторым Торкай-бей, третьим Кая-бей. На вопрос, скоро ли они должны возвратиться, ответил, что им приказано отрядом вернуться в кош до реки Сан под Львовом. Возвращается их немало с добычей, которой имеют очень много, но возвратятся ли все домой, он не знает. В отрядах среди татарских хоругвей есть множество казацких, которые людей мало берут, а только стада и скот.
(из показаний пленного татарина Канманбета, 1648 год)
Украинские казаки та же Орда, только рабов берут меньше, предпочитая животную скотину…
От письма с таким содержанием упомянутые [казаки] растерявшись, решили, что им в убыток будет соглашаться на разрыв соглашения [с ханом] по причине того, что с помощью Ханов-Чингизидов получили в пользование столько крепостей с краями и земель щедротних, что и глазом не обведи, а все оттого, что укрепили мир с ханом великодушным; засим разглядели мудрость такую: многоуважаемого хана предостерегши, пока они [русские] не двинулись с места, первыми к ним добраться войском, как море, большим, и, не дав и глазом сморгнуть, общины разбить, а края ограбить...
Когда они, миновав несколько стоянок, уже приближались, гетман (Выговский), узнав [о них], вместе с воинами, которые у него были, присоединившись к татарским воинам, поцеловал руку великодушному хану и поднялся.
(«Победа большая Мехмеда Гирея Хана в войне против кафиров московских», переведено по изданию: Târih-i Na'îmâ / Naîmâ Mustafa Efendi; hazırlayan, Mehmet İpşirli. Ankara: Türk Tarih Kurumu, 2007)
Чем же Украинская Орда отличалась от Крымской? Только лишь верой? Но они и православию изменяли, продавая своих единоверцев в рабство мусульманам, а иногда и просто принимая ислам. Имеются свидетельства, что именно это проделал Богдан Хмельницкий…
…гетман по имени Мельниска, взлелеял в душе желание удостоиться чести стать мусульманином, а так как он истый борец, способный служить Аллаху вечно, то, возможно, что он и станет мусульманином. И тогда Этот Мельниска, человек умный и богатырь Бесстрашный, выбросивший из сердца прежнюю враждебность к [нашей] вере, не имея никакого выхода, кроме как Обратиться с просьбой о помощи прислал Своих полномочных послов, и то, исполнив церемониал покорности, пожаловались на свою слабость и на притеснению со стороны Ляхов, а так как, согласно обычаям Чингизовым обратившимся за помощью прощается их прежняя вражда и провинности, то последовал приказ прикрыть все прошлый обиды подолом прощения.
(из летописи крымскотатарского летописца Мехмеда Сенаи)
Перейдем к польским источника. Само собой, что поляки не путали свою посполитую «чернь» и «изменников казаков» с татарами, но их имена всегда стояли рядом с Ордой. Собственно, именно Орду поляки считали своим главным и сильнейшим противником в казацких войнах. «Когда не будет Орды, то мы всегда, по Божьей милости, можем взять верх», писал воевода киевский Адам Кисель.
Лишь только разнесся слух, что войска и гетманов уже нет, а Орды идет при казацком таборе 60.000, тотчас вся Украина, Киевское и Брацлавское воеводства, бежали перед таким гвалтом и силою неприятельскою, бросая дома свои и дорогие залоги любви (cara pignora); а неприятель, войдя в недра (in viscera) государства, распустил все свои загоны. Города опустели. Полонное, Заслав, Корец, Гоща сделались Украиною (Ukraina zostaly); а некоторые помещики, не опершись и здесь, разбежались в Олыку, Дубно, Замостье. Ни один шляхтич не остался. Осталась только чернь. Одна часть её пошла к этому Хмельницкому, и несколько тысяч войска его обратила в несколько десятков тысяч, а другая часть, будучи уверена (freta), что с нею ничего не случится, осталась беззаботно по домам. Но и этим Орда, когда они выходили из местечек приветствовать ее, сделала такой привет, что во многих местах высекла в пень. Только тогда начали бежать ото всего добра и хлопы.
(Адам Кисель, в письме примасу от 30 (20) июня 1648)
Обратите внимание на слова Киселя об Украине. В его понимании, это малонаселенная окраина, подвергающаяся набегам Орды. Именно в такую Украину и превратились опустевшие города, которые до этого украинскими не были. Согласитесь, что любимая присказка украинцев «Всё будет Украина» наполняется другим, правильным смыслом. Да, украинцы, всё будет Украина. Всё будет разорено, продано и предано…
Украина, как ордынский рекрутский центр…
Хмельницкий велел собраться под Полтавой на ханскую службу (na usluge hanska) по 300 человек отборных казаков из каждого полка… Будет этого войска 6000… Из этого видно, что татары от казаков не оторвутся.
(Из письма Адама Киселя королю из Киева, 6 мая 1649-го года)
А как к украинской Орде относилось местное посполитое население? Всё ли им нравилось? Поначалу, да…
А временами мужички-гречкосеи считали украинских казаков гораздо хуже татар…
Это отношение к казакам отразилось и в народном творчестве. Вот вам ордынец Мазепа из народной песни…
А вот вам просвещенный взгляд на украинскую Орду из самой Европы: украинцы - смесь тюркских племен-кочевников…
«Украинцы, называемые казаками, представляют собой группу древних роксолан, сарматов и татар» (Вольтер, «Histoire de l'Empire de. Russie sous Pierre le Grand», 1763)
Можно было бы продолжить, вспомнить о княжестве Мансура, Ягалдаевой Орде, Подольском эялете, но, пожалуй, хватит и этого. Тенденциозная подборка реальных фактов? Да, так и есть. Именно на таких же, но с добавлением прямой лжи, построена вся украинская русофобия, и пишется вся кривая украинская история. Но у нас, в отличие от них есть, что рассказать тем, кто хочет знать правду, и есть чем ударить свидомых фальсификаторов истории. Пусть эта небольшая подборка и будет одной из этих дубинок. Пользуйтесь.
Ну и в качестве эпилога не могу не привести слова Пантелеймона Кулиша, бывшего отчаянным украинофилом ровно до той поры, пока он не ознакомился с реальной, а не выдуманной историей украинского казачества. Как по мне, у него получилось талантливо, сочно, но главное, точно, описать Орду по имени Украина!
«Два хана, казацкий и татарский, выставили против панов поляко-руссов 300.000 войска. Громадный табор свой расположили они на взгорье, поместивши в нем оказаченных мужиков и гарматы. Левое крыло казако-татарского полчища находилось под командою султан-Амурата, одного из ханских братьев, лучшего из татарских полководцев. Он уже дал себя знать панам под Збаражем и Зборовым, и если Тогай-бей был для них татарином-Патроклом, то султану-Амурату надобно дать имя татарина-Ахилла. Правым крылом командовал змей горынич, дивное доныне для поляков чудо-юдо, Зиновий Богдан Хмельницкий, единовладник и самодержец казацкий, князь украинский, страж Порты Оттоманской. Одна лапа у змея горынича была казацкая, другая татарская. Одно смертоносное крыло его изображали собою подкрепления турецкие, правоверные, другое - «и верующие и неверующие в Бога» головорезы, поддерживаемые летучими соправителями ханскими, султан-калгою и султан-нуреддином. Ядовитым зевом и зубами кровожадного чудовища были губительные чаты гарцовников, сверкающие яркими нарядами и блестящим оружием, а подобие ненасытного чрева и чешуйчатого хвоста представлял далеко тянувшийся позади табор, рыгающий из себя огонь, дым, чугун и свинец... Центра в этой азиатской армии не было, потому что она, в общем начертании, имела фигуру священного у магометан знака - полумесяца, которого рога, загибаясь на пространстве от Инда до Гибралтара, долженствовали все человечество, в виде борющихся наций, истребить, или же покорить господству правоверных.
В 10 часов утра иезуитская Европа и чужеядная Азия придвинулись немного одна к другой, как бы всматриваясь друг в друга и поражаясь взаимным безобразием…»
(«Отпадение Малороссии от Польши». Том 3, Кулиш Пантелеймон Александрович)