Сюда мы приехали вечером 21 августа. Церковь находится на узком мысу, вдающемся в Онежское озеро. Она была построена в 1774 году.
Первое упоминание церкви Успения в Кондопоге относится к 1563 году. В 1581 году Понтус Делагарди захватил Карельский уезд и подверг его разорению. В писцовой книге 1582-1583 годов говорится о пустом церковном месте, сгоревшей церкви и избитых крестьянах. Но уже в 1585 году на этом месте поставили вторую Успенскую церковь с тремя алтарями и «верх шатром». В Смутное время шведы снова сожгли церковь. В 1616-1619-х годах в земельных книгах есть описание уже нового храма в Кондопоге: «теплая церковь с крышей покрытой железом, с трапезной». В 1628 году писари Никита Панин и Семен Копылов подробно описали вновь отстроенную церковь Успения. После войны на севере осталось много вдов, сирот и калек, поэтому с этого времени на севере в приходах появилась традиция строительства домов для одиноких людей не могущих содержать себя. Эти дома назывались «избушки». В Кондопоге рядом с Успенской церковью стояло две таких избушки.
В 1760-х годах началась разработка тивдийского мрамора в местечке Белая гора, и Кондопога стала перевалочным пунктом при перевозке мрамора в Петербург водным путём. Местные купцы подряжались на перевозку мрамора, а крестьян часто приписывали к работам на мраморной ломке. Это вызывало недовольство, что привело к восстанию крестьян в 1771 году («кижское восстание»). Вероятно в это же время третья церковь уже обветшала, потому что имеется запись о том, что в 1774 году было закончено строительство нынешней, четвертой, Успенской церкви. К этому же времени относятся и храмовые иконы. В 1829-1831годах рядом с Успенской церковью на средства прихожан (2500 руб.) была построена деревянная колокольня.
В середине XIX века население Кондопоги увеличилось, выросло число зажиточных крестьян и купцов. Через Кондопогу проходил вновь построенный почтовый тракт Петрозаводск - Повенец. По-прежнему, активно добывался тивдийский мрамор, город богател. Всё это дало возможность построить в 1857 году рядом с Успенской церковью новую зимнюю церковь. Храм был построен по типовому проекту, утверждённому Священным Синодом. Он имел пять куполов, стены были бревенчатые, обшитые доской и покрашенные в белый цвет.
В 1918 году экспедиция под руководством И. Грабаря поставила Успенский храм под охрану как памятник архитектуры. Последние службы в храме прошли в 1930 году, священника о. Иоанна (Лядинского) расстреляли в 1937 году. Колокольня была разобрана в 1930 годы, зимний храм был превращен в клуб, а в 1960 году разобран.
Нижний ярус - четверик, над ним два яруса восьмериков с повалами, восьмигранный шатер и чешуйчатая главка с крестом.
Пова́л -плавное расширение верхней части сруба непосредственно под кровлей за счёт выпуска наружу венцов. Повал препятствует проникновению воды в бревна сруба и служит основанием для полиц шатра:
Поли́ца - пологая нижняя часть шатровой или двускатной кровли, предназначенная для отвода дождевой воды. Фронтонный пояс также является водоотливом, внизу каждого V-образного элемента есть деревянный желоб для отвода воды. На фотографии видно, что некоторые желобы не сохранились:
Воротнички главок, резьба также способствует быстрому удалению воды. Всё красиво и функционально, всё продумано до мелочей. Дерево быстро сохнет и не гниет.
С обеих сторон церкви есть по крыльцу, которые опираются на балки, заделанные консольно. В результате такого решения кажется будто крыльцо висит в воздухе.
Корни хвойных деревьев имеют некоторый угол по отношению к стволу. Здесь это остроумно использовано для изготовления балок, на которые опирается крыша крыльца. Кроме того между опорой и крышей проложена береста:
С крыльца открывается дивный вид на Онежское озеро:
Входим внутрь и попадаем в трапезную. Трапезная предназначалась не только для отмечания праздников всем приходом, но и для сходов, судов, заключения сделок, а также для хранения архива.
Стены трапезной расписаны барочным растительным орнаментом:
Вдоль стен трапезной стоят скамьи с резными подзорами:
Опорами в трапезной служат столбы, напоминающие по форме языческих карельских идолов. Архаичные богини словно поддерживают руками небо:
В церкви необычный потолок-небо. В центре фигура Спасителя в образе «Христос Великий Архиерей». Наклонные балки в потолке типа «небо» называются тябло́.
Первоначально огромный пятиярусный иконостас так же как и небо был тябловым. Но в XVIII веке его закрыл резной барочный иконостас в виде виноградных лоз. «Я есмь истинная виноградная лоза, и Отец Мой - виноградарь»:
Ниже фотографии церкви, сделанные финскими солдатами во время оккупации.
Царские врата отсутствуют. По сторонам у стен отдельно стоят клиросы с резными рамами для икон:
Вокруг Христа ангелы в диаконском облачении:
Известно, что по стенам церкви были повешены иконы, сохранившиеся из иконостаса предыдущего храма, в том числе и Царские врата. Где они теперь?
А эти иконы и сейчас находятся в церкви:
Подвал церкви:
Зимняя церковь 1831 года сохранилась только на фотографиях:
Вот и всё, нам пора уезжать.
Конечно, многие слышали слово «шунгит». Если набрать это слово в поисковике, то можно узнать много чудно́го. О целебных свойствах, о лечебной косметике. «Доказано, что шунгит очищает воду, делает ее живой, меняет структуру воды». В интернет-магазинах за сравнительно небольшие деньги можно приобрести гармонизаторы различных форм, магические пирамиды и даже шунгитовые иконы.
Есть данные, что открытие месторождений черных углистых веществ, получивших название шунгит, по имени деревни Шунги, где он был найден, относится к 1840-м годам. В 1870-е предполагали, что шунгитом можно заменить уголь. Поэтому в конце 1870-х было добыто свыше 6 тысяч тонн. Но в 1881 году добыча была прекращена. В 1916 году опыты по сжиганию шунгита возобновились, но удовлетворительных результатов не получили. В журнале «Карело-Мурманский край» № 11-12 за 1931 год в статье «Перспективы промышленного использования шунгита» сообщалось, что ГИПХ пришел к выводу что шунгит должен гореть. Но шунгит не усилил большевицкую бдительность в борьбе с гнилым либерализмом, не победил на лесозаготовительном фронте. И даже, подумать только, не загорелся, несмотря на всю свою похожесть на каменный уголь. Сейчас шунгит используется в металлургической промышленности и строительстве, а также в водопроводных очистных сооружениях Петрозаводска.
Это я всё к тому, что поверхность парковки рядом с церковью засыпана целебным шунгитом:
Фотографии совместно нажитые с
petite_nyctale.