В Primus versus в пятницу поговорили о новой книге под ред. коллеги
birr.
Впечателения вкратце такие: книга - добротный науч-поп, но с некоторой научной претензией, что сильно улучшает впечатление.
С др. стороны, изучение ересей сильно ушло вперед по ср. с Иоанном Дамаскиным для 1-9 вв. В книге же он то выше Дамаскина то примерно равен.
Я говорил о мессалианстве и несторианстве, затронул "оригенизм". Понятно, что в "ересь мессалианства" я просто не верю, это qui pro quo и плод неудачного контакта двух форм аскетизма внутри вост.-хр. цивилизации. Непонятного там много, но я сейчас готовлю уже третью статью на эту тему, про De voluntaria paupertate, надеюсь, что-то прояснится. В общем, тут есть о чем подумать и поговорить. Раздел по "мессалианству" устарел, после книг Фитшена и Стюарта и работ Кэнера - это немного не тово.
Дезидерат в книге много, если подходить с т.зр. таксономии. Начать с того, что Ориген и Евагрий помещены в разные разделы :( "Несторианство" отдельно, а Баввай (там он назван Бабай) - отдельно.
Связь "мессалиан" с богомилами прописана так, что непонятна филиация. На мой взгляд, это чистая идеологема, без исторического преемства.
Нет (т.е. нет совсем) иконоборчества, что, имхо, понятно, ибо развитие иконоборческой темы ведет к символичесому богословскому языку, ну а там и к темам совсеми близким русским. Нет и манихейства, что уже сложнее, нет гностицизма, что делает каритну немного односторонней.
Но в общем, книга полезная и хорошая, несмотря на придирки. Можно смело рекомендовать для введения в проблематику.
Видео отчасти - на Евразии:
http://www.evrazia.tv/content/aleksey-muravyov-nesushchestvuyushchie-messalianeвыложили сам Vandalrius
http://vkontakte.ru/tag2763380#/album14186532_135002978и
neclud http://vkontakte.ru/tag2763380#/photo8445850_262845406http://vkontakte.ru/tag2763380#/photo8445850_262845407