...Мощный грузовик с трудом пробирался через деревья, облепившие своими скошенными ветвями нашу едва видимую сквозь заросли дорогу. Большая квадратная кабина "шишиги" раздвигала скрюченные ветви деревьев и кустарников в разные стороны. Через запотевшие и поцарапанные стёкла, защищаемые от суровых веток лишь двумя длинными досками, можно было только примерно догадываться о той красоте, которую мы проезжали мимо. В одном месте дорога переходила прямо через застывший лавовый поток, некогда "врезавшийся" в этот лес и оставивший нам неровности в виде больших оврагов, по которым мы то и дело то опускались, то вновь поднимались. И тут вдруг деревьев стало становиться всё меньше и меньше, на смену им появились высохшие стволы, совершенно без листьев и почти без веток, а под колёсами появился совсем чёрный пепел, без травы и опавшей листвы. И тут-то пейзаж окончательно сменился - живых деревьев мы уже мимо не проезжали, за окном были лишь торчащие высоко сухие стволы, словно гигантские палки, которые кто-то решил так ровно воткнуть по всему полю. Однако это было никакое не поле, здесь начинался уже склон Толбачика. И именно здесь начинался мёртвый лес...
Мёртвый лес появился много десятков лет назад. Это сейчас он является одной из известных местных достопримечательностей. А тогда, в далёком 1975 году, здесь рос совсем обычный такой лес, как и везде. И когда "жахнуло" мощное извержение в 75-м году, которое ещё известно как Большое Трещинное Толбачинское Извержение (БТТИ), самое крупное извержение Толбачика как минимум за последние 100 лет, этот самый лес накрыло пеплом, засыпав деревья почти по самые макушки. От недостатка света и влаги лес вскоре умер. То, что от него осталось, можно увидеть на фотографиях, которые будут ниже. То, что вы видите - это не деревья. Это только верхняя часть деревьев. Основная часть так и лежит под пеплом. Это место особой приветливостью не отличается. Напротив, чувствуешь некую суровость пейзажей. Но не в этой ли суровости и заключается её величие, и та скрытая красота и неповторимость, ради которой едешь в эти места?
А наша заброска, о которой я рассказывал в первой части, всё продолжалась. Мы сделали одну остановку в мёртвом лесу для фотографирования. Ветер был такой сильный и холодный, что снимать долго никто не решился. Я и сам продрог довольно прилично. Чуть дальше машина остановилась у туристической стоянки "вертолёт", оставив там немного дров для туристов, лагерь которых уже там стоял, и для будущих туристов, которые будут там останавливаться. Оставшаяся часть пути была менее интересной из-за ухудшения погоды. Близлежащие склоны сопок уже скрылись за облаками, медленно но верно окутывавшими Толбачик со всех сторон. Чем выше по склону забирался грузовик, тем сильнее мы погружались в облака.
Через 4.5 часа от начала пути из Лазо мы наконец прибыли к сопке Клешня. Именно здесь ближе всего можно было подъехать на машине к лаве извержения 2012 года. Дальше нужно было идти только пешком.
Мёртвый лес. Такой пейзаж простирается здесь на много-много километров во все стороны...
Почти ничего живого здесь не осталось. Даже медведи не осмеливаются ступать на эту территорию.
Другие части рассказа:
Камчатка-2013. Часть 1. Дорога Камчатка-2013. Часть 3. Первый ходовой день Камчатка-2013. Часть 4. Перевал Толуд Камчатка-2013. Часть 5. Ветер перемен Камчатка-2013. Часть 6. Зима спускается на нас Камчатка-2013. Часть 7. Ёжик в тумане Камчатка-2013. Часть 8. Неожиданный поворот! Камчатка-2013. Часть 9. Назначение - Козыревск Камчатка-2013. Часть 10. Обойти кругом Камчатка-2013. Часть 11. Возвращение Камчатка-2013. Эпилог: Петропавловск-Камчатский