Членам
Общественных наблюдательных комиссий
субъектов РФ
Уважаемые коллеги!
Сообщаю Вам о том, что 27 января Государственной Думой РФ принят и 12 февраля 2015 года Президентом РФ подписан Федеральный закон ФЗ-12 «О внесении изменений в статью 2 Федерального закона «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания».
Данная поправка расширяет перечень мест принудительного содержания, включая в него СУВСИГ (бывшие ЦСИГи) - специальные учреждения для временного содержания иностранных граждан.
В соответствие с поправками, общественный контроль распространяется на иностранных граждан и лиц без гражданства, которые:
- подлежат административному выдворению за пределы РФ;
- подлежат депортации;
- подлежат реадмиссии в соответствие с международным договором РФ;
- приняты Россией в соответствие с международным договором о реадмиссии, но не имеют законных оснований для проживания или пребывания на территории РФ.
Под реадмиссией понимается согласие
государства на приём обратно на свою территорию своих граждан (а также, в некоторых случаях, иностранцев, прежде находившихся или проживавших в этом государстве), которые подлежат
депортации из другого государства. Некоторые государства сознательно отказываются от реадмиссии для увеличения своей
диаспоры за рубежом. Посольства таких государств отказываются выдавать своим депортируемым гражданам
паспорта или
свидетельства на возвращение. Принуждение государств к реадмиссии через двусторонние и многосторонние соглашения - один из приоритетов миграционной политики
Евросоюза. Такое соглашение
Россия-ЕС было заключено в
2006 году и явилось одним из условий облегчения
визового режима на двусторонней основе. Кроме договора с Евросоюзом и соглашений с некоторыми странами Европы, Россия имеет 9 договоров о реадмиссии с отдельными странами, включая Армению, Вьетнам, Турцию, Украину, Узбекистан.
В соответствие с абз. 16 части 1 статьи 2 федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" от 25 июля 2002 г. N 11, депортация - принудительная высылка иностранного гражданина или лица без гражданства из Российской Федерации в случае утраты или прекращения законных оснований для его дальнейшего пребывания (проживания) в Российской Федерации.
В соответствии с Протоколом № 7 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (ст. 1) иностранец, на законных основаниях проживающий на территории государства, не может быть выслан из него иначе как во исполнение решения, принятого в соответствии с законом. При этом он должен иметь возможность: а) представить аргументы против своей высылки; б) пересмотра своего дела, и в) быть представленным компетентным органа.
В случае, когда депортация невозможна (не имеется оснований для её проведения), иностранец может быть выслан из принимающего государства в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод граждан государства и других лиц. Согласно ст. 3.10 Кодекса об административных правонарушениях РФ административное выдворение за пределы РФ иностранных граждан или лиц без гражданства - принудительное и контролируемое перемещение иностранных граждан и лиц без гражданства через Государственную границу Российской Федерации за пределы Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - контролируемый самостоятельный выезд иностранных граждан и лиц без гражданства из Российской Федерации.
Следует обратить внимание на то, что одним из фундаментальных принципов международного права является право на возвращение, - законодательный принцип
международного права, встречающийся в
Всеобщей декларации прав человека и
Международном пакте о гражданских и политических правах, предоставляющий право вернуться в родную страну. В связи с этим одним из предметов проверки является проверка того, не выдворяются ли лица, для которых Россия является родной страной.
Так как ситуация с СУВСИГ находится под контролем Совета при Президенте РФ, буду признателен за направление мне, как председателю Комиссии, копий справок и актов о соблюдении прав человек в данных учреждениях.
С уважением,
А. В. Бабушкин