Со своей стороны я хочу поблагодарить руководство Судебного Департамента при Верховном Суде России за то, что они явились в Общественную Палату России и приняли участие в остром критическом разговоре с предстаителями гражданского общества о работе Судебного Департамента.
Андрей Бабушкин
Москва, Общественная Палата России,
25 декабря 2015 года
Рекомендации круглого стола
Поправки принимаются до 28.12.15
Рекомендации круглого стола
«Общественная оценка деятельности Судебного Департамента при Верховном Суде России».
Участники круглого стола, отмечая, что
- судебная власть - один из важнейших гарантов защиты прав и свобод человека; обеспечивая право на справедливое судебное разбирательство, государство гарантирует соблюдение всех прочих гражданских, политических, а так же экономических, социальных и культурных прав.
- с начала 1990-х годов в России идет судебная реформа; хотя и проделана большая работа и заложены институциональные основы для существования независимой судебной власти, однако цели реформы достигнуты таки и не были;
- для обеспечения независимости судебной власти от Министерства юстиции был создан Судебный департамент, являющийся частью судебной системы и подчиняющийся Верховному Суду РФ.
- фактической независимости судей от исполнительной власти препятствуют правовые и нравственные установки судей, их правосознание. По традиции, сложившейся в советский период, судьи воспринимают себя как часть государственной машины и в большинстве случаев солидаризируются с государственным обвинением или, соответственно, с сотрудниками государственных структур, которых гражданские лица пытаются привести к ответственности;
Обращают внимание на следующее.
Приказами Судебного департамента при Верховном Суде РФ, например, об утверждении положения об аппарате федерального суда общей юрисдикции или в Инструкции по делопроизводству в судах оказались неправомерно ограничены права и свободы граждан.
Так, приказ № 36 от 29 апреля 2003 года "Об утверждении инструкции по судебному делопроизводству в районном суде" до недавнего времени не содержал норм, нарушающих права участников процесса; однако с течением времени этот нормативный акт претерпел значительные изменения; в приказ были внесены существенные изменения, которыми создали препятствия реализации прав участников судебного процесса, они не могут теперь беспрепятственно ознакомиться с материалами судебного дела, снимать копии с материалов судебного дела, получить копию судебного постановления по судебному делу, участниками которого они являются, так как согласно пунктам 12.1, 12.2, 12.6 этого нормативного акта им необходимо написать заявление на реализацию этих безусловных процессуальных прав и только при получении согласия председателя суда или судьи они могут получить судебное дело для ознакомления или копию судебного решения, снять копии с материалов судебного дела собственными техническими средствами.
Наблюдатели Службы содействия доступности правосудия отмечают, что имеют место случаи, когда участники процесса и их представители, вынуждены ждать по несколько часов, пока будет получена виза для ознакомления с делом.
Выявлены случаи, когда заявителям, которые просят ознакомят их с материалами дела, предлагают набраться терпения и ждать рассмотрения заявления об ознакомлении с делом 30 суток.
Приказ Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 21 декабря 2012 г. № 238 «Об утверждении Положения об аппарате федерального суда общей юрисдикции», например, запрещает предоставлять гражданам информацию, гарантированную предоставлением ФЗ РФ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации", вводит такое подразделение как "приёмная суда".
Поступают многочисленные жалобы на санитарно-техническое состояние конвойных помещений судов.
Выявлены многочисленные случаи, когда в судах отсутствуют залы, способные вместить публику, изъявившую желание присутствовать в судебном заседании. Не разработан механизм, позволяющий своевременно выявить дела с повышенной явкой и обеспечить их слушание в более просторных залах.
Плохо оборудованы некоторые помещения СИЗО для участия осужденных в судебном процессе путем видеоконференцсвязи. Помещений для ожидания доставленных лиц нет. При доставлении в кабинет ВКС нескольких лиц, зачастую доставленные вынуждены находиться в одном зарешеченном помещении с лицами, участвующими в процессе. Зачастую нарушается температурный режим, так, например в кабинете ВКС Верховного Суда РФ СИЗО № 6 УФСИН по г. Москве из-за неправильно смонтированной батареи температура поднимается до более, чем 30 градусов.
Хотя во всех судах имеются кабинеты для прокуроров, кабинетов для защитников в большинстве судов не имеется.
В Управлении СД по г. Москве сложилась практика бездействия на обращения общественных правозащитных организаций по вопросам организации работы судов. Так, на обращение ССДП от 11.03.15 о конкретных нарушениях в Хамовническом суде (отсутствуют туалетные принадлежности, нет лифта и т.д.) был получен ответ от августа 2015 года о прекращении переписки.
В большинстве залов судебных заседаний не установлены видеорегистраторы судебных заседаний; система аудиофиксации «Фемида», якобы принятая в эксплуатацию, не работает до сих пор ни в одном суде. Так, например, в Кузьминском суде установлено 3 комплекса «Фемида», однако 1 не работает, а за 2 залами, где «Фемида» установлена, не закреплены судьи.
Во многих судах не обеспечено изготовление протоколов судебных заседаний в 3-дневный срок.
На основании изложенного участники круглого стола считают необходимым:
1) Признать, что работа Судебного Департамента при Верховном Суде России требует совершенствования в направлении наилучшего достижения требований ст. 18 Конституции РФ, согласно которой права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
2) Рекомендовать СД при Верховном Суде РФ:
- обеспечить наличие в каждом суде оборудованного помещения для защитников;
- обеспечить наличие в каждом суде просторного зала для рассмотрения дел, связанных с повышенной явкой граждан;
- обеспечить наличие в коридорах судов скамеек для граждан с мягкими сидениями;
- обеспечить в каждом суде наличия зала для слушания дел с участием маломобильных групп населения;
- отменить нормы приказов СД при ВС РФ, необоснованно ограничивающие права и свободы граждан;
- обеспечить возможность для каждого участника процесса после окончания заседания получать копию видеозаписи заседания на собственный видеоноситель;
- обеспечить изготовление протоколов судебных заседаний в предусмотренный законом 3-дневный срок, так как несвоевременная выдача протоколов создает условия для фальсификации доказательств;
- обеспечить наличие комнат для ознакомления участников процесса с материалами дела;
- обеспечить наличие туалетов (так, в Симоновском суде г. Москвы имеется только 1 туалет);
- обеспечить в коридорах судов наличие мест со столиками, где заявители могли бы готовиться к процессу (в Симоновском суде имеется 1 столик на этаже);
- обеспечить проветривание помещений судов;
- обеспечить строительство зданий для тех судов, которые размещены в неприспособленных зданиях (например, Дмитровский суд и Мытищинский суд Московской области);
- обеспечить наличие в судах помещений для конфиденциального общения взятого под стражу лица с адвокатом;
- во исполнение Указа Президиума ВС СССР от 04.08.1983 N 9779-X (ред. от 08.12.2003) "О порядке выдачи и свидетельствования предприятиями, учреждениями и организациями копий документов, касающихся прав граждан" беспрепятственно выдавать гражданам копии документов.
3) Принять законодательный акт, направленный на обеспечение аудиозаписи судебного процесса и получение каждым участником процесса копии аудиозаписи на собственный аудионоситель после окончания судебного заседания.
4) Рекомендовать председателям судов и начальникам управлений СД при Верховном Суде РФ обеспечить доступ в конвойные помещения субъектов общественного контроля.
5) Просить руководство Судебного Департамента при ВС РФ обеспечить оплату труда адвокатов, участвующих в судебных процессах по ст. 51 УПК РФ, в том числе на территории Москвы и Московской области.
6) Использовать опыт Люблинского суда г. Москвы, судов Оренбургской области по созданию специального помещения со специально выделенным сотрудником для приема заявлений, а также приема граждан, которое бы работало до 18.00.
7) Издать нормативный акт СД при ВС РФ в соответствие с которым повестки о вызове в судебное заседание должны направляться не менее чем за 10 дней, кроме исключительных ситуаций; обратить внимание на неудовлетворительное направление повесток третьим лицам.
8) Обеспечить регулярную переподготовку и повышение квалификации судей (в настоящее время судья проходит недельную переподготовку один раз в 3 года, что явно недостаточно); привлекать правозащитников для проведения занятий с судьями.
9) Предоставлять заинтересованным лицам сведения о лицах, которые высказывали угрозы в адрес участников процесса в здании суда.
10) Обеспечить наличие администратора в каждом суде, в т.ч. в Мосгорсуде, унифицировать обязанности администраторов судов.
Второй этап круглого стола «Общественная оценка деятельности Судебного Департамента при Верховном Суде России» провести в апреле - мае 2015 года.
Исп. Бабушкин