Московские городские власти нашли сомнительный способ вернуть дорогам Москвы ту проходимость, которым они отличались треть века назад. Платные парковки, сужение проезжих частей для автомобилей, выделенные полосы для общественного транспорта, расширение сети метро и создание на месте Московской окружной железной дороги удобной пассажирской линии - таковы основные пункты транспортной политики городских властей. Важным достижением нынешних властей города Москвы является введение скоростных автобусов и ночных маршрутов общественного транспорта.
С одними из этих шагов трудно спорить. С другими - невозможно согласиться.
Вначале - пару цифр. Общественный транспорт в Москве перевозит 14 млн. пассажиров в сутки или 5 млрд. поездок в сутки. По количеству пассажирских перевозок Московский метрополитен занимает первое место в Европе и пятое - в мире.
Еще в 2008 году от ст. Пл. Ильича до платформы Ухтомская планировалось пустить скоростной трамвай. Однако эти планы так и не были реализованы.
Что же надо сделать, чтобы москвичи прекратили проводить шестую часть своей жизни в транспортных пробках.
Первое. В нашем городе необходимо восстановить отмененные в августе этого года маршруты микроавтобусов. Новые маршруты в своем большинстве не компенсировали те возможности, которые предоставляли примерно миллиону пассажиров маленькие и мобильные пассажирские машины.
Второе. В столице необходимо создать и развивать скоростной трамвай, связав его с метрополитеном в единую систему. «Отростки» трамвайных линий необходимо протянуть в те микрорайоны, где проживает не менее 5 тысяч жителей, до которых метро дойдет (а может и не дойдет?) только через поколение. Ни «испанский» метод строительства метро (то есть прокладка одного тоннеля на 2 пути вместо двух тоннелей на один путь каждый) не позволит проложить метро в каждый из окраинных районов Москвы.
Третье. Заказы на строительство новых объектов метро в «Мосметрострое», который строит качественно и надежно, а не в компаниях, которые готовы построить метро по самой низкой цене, но с которых через несколько лет нельзя будет спросить.
Четвертое. Необходимо установить законодательный запрет на ремонт улиц, отремонтированных менее 5 лет назад, исключив ситуацию, когда одни и те же улицы ремонтируются по несколько раз в год, а другие - по несколько раз в век. Конечно же, возможны и исключительные ситуации, однако подобные ситуации не позволят выбрасывать по 40-50 миллиардов в год на то, чтобы отремонтировать дороги, которые ни в каком ремонте не нуждались.
Пятое. Следует отказаться от планов размещения Терминально-складских центров (ТСЦ) внутри МКАД, так как в этом случае Москва превратится в одну большую пробку. Подобных ТСЦ в Москве планировалось построить четыре, в том числе 3 - внутри МКАДа. Каждый из ТСЦ должен принимать по тысяче и больше большегрузных автомашин.
Шестое. Необходимо пересмотреть режим работы светофоров, ввести такую их регулировку, которая исключила бы их работу в холостом режиме, обеспечить, чтобы светофоры, которыми пользуется незначительное число пассажиров, работали в режиме по кнопке. Сегодня в Москве - якобы 1, 7 тысяч светофоров (на самом деле - на самом деле, намного больше), даже, если каждый 10-й из них допускает ошибку на 30 секунд в течение 10 минут, то общие цифры выглядят тревожно: участники дорожного движения задерживаются на 200 часов. Если де на каждом светофоре находится по 20 участников дорожного движения, то общий объем задержек по 4000 часов в сутки.
Обеспечить управление из единого центра фазами движения светофоров.
Оборудовать светофоры таймерами и звуковым сопровождением для слепых.
Седьмое. При оформлении административных протоколов в отношении водителей сотрудникам ГАИ следует вменить в обязательном порядке опрашивать пассажиров и других незаинтересованных лиц, не ограничиваясь лишь сведениями из собственных рапортов. В ином случае к административной ответственности нередко привлекаются невиновные, а реальные виновники дорожно-транспортных сотрудников ГАИ ускользают от ответственности навстречу новым столкновениям и трагедиям.
Восьмое. Необходимо не только ужесточить критерии эвакуации автомобилей, но и запретить эвакуацию автомобильного транспорта:
- коммерческими организациями;
- автомобилей, которые не препятствуют проезду транспорта, проходу пешеходов, а также не припаркованы на газонах.
При эвакуации автотранспортных средств предусмотреть обязательное наличие в базе данных ГИБДД номера мобильного телефона владельца транспортного средства с тем, чтобы владельцу сообщали за 15 минут до предстоящей эвакуации, а затем - о том, куда эвакуировано транспортное средство. Обеспечить обязательную видеофиксацию при перемещении ТС Девятое. Следует отменить запрет на использование полос для движения общественного транспорта для высадки - посадки с автомобилей. Обеспечить работу круглосуточной горячей линии для информирования владельцев перемещенного транспорта.
Десятое. Необходимо предусмотреть 3- летний гарантийный срок со стороны организаций, производящих укладку или ремонт дорожного покрытия. Обеспечить контроль качества дорожного покрытия, в том числе мер, направленных на устранение колейности (например, такая колейность образовалась на Ярославском шоссе вскоре после его реконструкции).
Одиннадцатое. Обеспечить такое размещение знаков, которое бы не допускало их двойственного толкования. Так, на пр. Мира размещен светофор, знак которого сливается с реверсной полосой.
Двеннадцатое. Нельзя допускать создания платных парковок на парковочных пространствах около жилых домов.
Триннадцатое. Следует восстановить на остановках общественного транспорта отапливаемые остановочные павильоны - модули, снесённые в 2011-13 годах.
Четырнадцатое. При обильных снегопадах обеспечить вывод на дороги снегоуборочной техники, публиковать в информационной сети Интернет в интерактивном режиме дислокацию и направление движения снегоуборочной техники.
Пятнадцатое. Демонтировать АСКП в наземном городском транспорте, так как турникеты замедляют посадку пассажиров, занимают часть полезной площади в салоне, приводит к снижению скорости оборота пассажиропотока. что влечёт необходимость закупки нового подвижного состава.
Шестнадцатое. Сохранить бесплатные парковочные места для инвалидов, пенсионеров, многодетным, а также около медицинских учреждений, органов государственной власти, иных социально значимых объектов, которые будут использоваться для посетителей.
Семнадцатое. Предусмотреть регистрацию знака, свидетельствующего о том, что автомашиной управляет инвалид.
Восемнадцатое. Запретить прокладку коммуникаций под проезжими частями. При наличии такой технической возможности, переносить коммуникации на территории под обочинами или газонами. Предусмотреть предельный срок ремонта коммуникаций, находящихся под дорогами.
Девятнадцатое. Разработать программу строительства подземных парковок, в первую очередь - в центре Москвы.
Двадцатое. Запретить строительство зданий необеспеченных парковками из расчета 1 парковочное место - на 1 квартиру, на 2 рабочих места в организации, на 5 клиентов для предприятий потребительского рынка.
Двадцать первое. Ни в коем случае нельзя сносить стоянки в промзонах и под линиями ЛЭП, так как не 500 тысяч машин, что стоят вдали от домов, в ином случае переместятся во дворы и на обочины дорог.
Реализация этих положений сделает ситуацию на дорогах не только более комфортной, но и позволит ездить быстрее и безопаснее.
И все это требует изменений законодательства.
Общественный транспорт должен стать предметом общественного контроля. Поэтому 7 сентября всех, кто в этом заинтересован, приглашаю принять участие в рейде общественного контроля за работой транспорта в СВАО г. Москвы.
А. Бабушкин