Lisa Fonssagrives: малышка на миллион

Nov 23, 2007 21:53


Она была первой моделью,  получившей приставку "супер". Прекрасной небожительницей.  В течении 30-х-40-х-50-х годов XX столетия ее лицо сияло на обложках всех модных журналов: Vogue,  Vanity Fair,  Harper's Bazaar и многих других. На обложке одного только Vogue она появилась более 200 раз.


 
Lisa by Irving Penn


 


 





Лизу Бернстон, родившуюся в Швеции в 1911 году, родители послали в школу поварского искусства, разумно полагая, что девочка станет домохозяйкой. Но у нее по этому поводу были другие идеи. Лиза уехала в Париж, несколько лет танцевала в мелких балетных труппах, а в 1935 году  и вовсе вышла замуж за другого танцора, Фернана Фонссагривса. Казалось бы, ничто не предвещало...


Однажды в лифте, когда Лиза возвращалась домой с урока танцев, какой-то человек попросил её выступить моделью , чтобы продемонстрировать несколько шляп.

- Я ужасно смутилась, но была польщена, - говорила она потом.

Фернан отнес несколько её фотографий в Vogue, и была назначена ещё одна съёмка, на сей раз с Хорстом. Хорст вспоминал, что на той первой съемке она вся дрожала от страха. Но в конце концов Лиза научилась применять в фотостудии свои навыки танцовщицы.

- Все движения, которые я делала, были взяты из танцев. Я отлично контролировала себя. По сути, то, чем я занималась, и было "неподвижным танцем"., - объясняла она.

Хорст рассказывал, что Лиза стала посещать Лувр, изучать статуи и портреты, чтобы научиться сидеть, стоять, правильно держать руки и улыбаться.

В промежутках между работой супруги Фонссагривс путешествовали. У Фернана был простенький фотоаппарат "Брауни", и он снимал, как Лиза танцует, ездит на лыжах, плавает на каное и принимает солнечные ванны нагишом. Когда он повредил спину в результате несчастного случая, Фернан начал рассылать эти фотографии в модные журналы.

- Деньги посыпались со всех сторон, - удивлялся Фонссагривс.



Le Plage De Cabasson, 1936 | Fernan Fonssagrives



Sand Fence,  1935 | Fernan Fonssagrives



Sailor Hat,  1949 | Fernan Fonssagrives



Negresco Balcony, 1949 | Fernan Fonssagrives



Fibonacci’s Dream |  Fernand Fonssagrives



Nip UP, 1935 |  Fernand Fonssagrives



Grande Jete, 1935 | Fernand Fonssagrives



The Eye, c.1954 | Fernand Fonssagrives



Taxi Cab,  New York, 1945 | Fernand Fonssagrives



 Le Modèle, New York, 1942 | Fernand Fonssagrives



 Waist Cincher, 1949 | Fernand Fonssagrives



Mexican Extravaganza, 1949 |  Fernand Fonssagrives



Nu Sable,1949 | Fernand Fonssagrives



 Diapositive, 1949 | Fernand Fonssagrives










Всем была нужна Лиза. В 1937-м Эрвин Блуменфельд снял ее балансирующей на балке Эйфелевой башни. Жан Мораль сфотографировал её прыгающей с парашютом. Хорст снимал ее в обнаженном виде, а в 1938 году помог её мужу получить работу в модном журнале.

Когда разразилась война, чета переехала в Америку. Фернан стал работать на Town & Country. Лиза подписала контракт с модельным агенством Пауэрса, но популярность ее была так велика, что вскоре она решила работать без агенства.



Lisa Fonssagrives on  the Eiffel Tower | Erwin Blumenfeld | Vogue 1939



Twelve Beauties, 1947 | Irving Penn
In 1947 Vogue asked Irving  Penn to do a group portrait of the most photographed models of the decade. They were dressed by the American designers Claire McCardell, Hattie Carnegie, Traina-Norell, Nettie Rosenstein, and Charles James. From left to right, the models are Meg Mundy, Marilyn Ambrose, Helen Bennett, Dana Jenney, Betty McLauchlen (on stepladder), Lisa Fonssagrives, Lily Carlson, Dorian Leigh (reclining), Andrea Johnson, Elizabeth Gibons, Muriel Maxwell (on stepladder) and Kay Herman.

В 1947 году Vogue попросил Ирвина Пенна сделать групповой портрет двенадцати самых востребованных моделей этого года. Именно тогда он и познакомился с Лизой.  Семь из двенадцати моделей проработали недолго после этого снимка, одной из тех, кто освался в этом бизнесе много лет была Лиза Фонссагривс.

Два года спустя журнал Time выбрал Лизу в качестве героини статьи о развивающемся модельном бизнесе. "Торгуют ли иллюзии холодильниками?" - спрашивал Time в заголовке своей статьи, которая описывала Фонссагривс как "самую высокооплачиваемую и самую уважаемую модель в мире высокой моды". В статье рассказывалось об обычном дне из жизни Лизы, о том, как она на роскошном "студебеккере" гонит на скорости семьдесят миль в час из своего коттеджа в Маттонтауне на Лонг-Айленде. Она получает заказы и отправляется на примерку, к парикмахеру, а потом сразу на два фотосеанса.

- Она подчиняется любому слову фотографа, кажется даже до того, как это слово произнесено, - востогается Time.

Сказку о жизни Лизы портит только история её брака. Её муж, танцор, переквалифицировавшийся в фотографы, Фернан Фонссагривс, открыл студию на Мэдисон-авеню и некоторое время польховался большим успехом, переходя из Мogue в Town&Country, а оттуда в Harper's Bazaar. Влиятельная Эйлин Форд говорила, что с радостью подарила бы на Рождество каждому фотографу, который работает с её моделями по одному снимку работы Фонссагривса. "Если они бы они смотрели на эти фотографии постоянно, они бы научились ТАК снимать". Несмотря на столь высокую оценку своего творчества, вскоре коммерческая фотография утратила привлекательность для Фернана.

- Вы ничего не решаете, - говорил он. - Фотографам присылают распоряжения, и они должны быть выполнены в точности.

Когда дочь Фонссагривсов, Миа, заболела ревматизмом во время поездки в Европу в 1950 году, семье пришлось задержаться там на три месяца. Фернан закрыл свою студию.

- Со мной было покончено, и Лиза решила, что её карьере тоже конец, - вспоминает он. - Она запаниковала и потребовала развода. Она считала, что я уже больше никогда не встану на ноги.

Фонссагривс вернулся в Испанию и стал известным скульптором. Лиза вышла замуж за Пенна, который был на шесть лет младше ее, как только вернулась в Америку.

- Она уважала его, а он её любил, - говорит её первый муж. - Паника быстро прошла. Мы остались друзьями. У нас была чудесная дочь, и нам хватило ума не превращать её жизнь в трагедию.

Лиза пробовала и сама заниматься фотографией, но забросила это дело, когда забеременела сыном Томом и превратила темную комнату в детскую.

Она продолжала работать моделью до конца 50х, её карбера была одной из самых долгих за всю историю профессии. Лиза жила вместе с Пенном в доме в центре Лонг-Айленда до самой своей смерти в 1992 году.

- Если бы мне пришлось прожить жизнь заново, я бы ничего не стала менять, - сказала она в одном интервью на закате своих дней.



Lisa with Harp, 1939 | Horst P. Horst



Lisa Hands with Vase and Flowers, 1941 | Horst P. Horst





 

Lisa as V.O.G.U.E., 1940 | Horst P. Horst



At the Victoria Station | Toni Frissel
 

 



 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
   
 
 
 
 
 
 



 
 
 
 
 
 
 
 




 





Harlequin Dress, 1950 | Irving Penn
Penn gave full expression to the "precision" trend in this photograph from April 1, 1950. The clarity with which he depicted the very definite shapes in the harlequin dress worn by his wife, Lisa Fonssagrives, imparted a unique visual impact.



A photograph taken by Edgar de Evia of Lisa Fonssagrives





 


Lisa Fonssagrives: Three Decades of Classic Fashion Photography. - book reviews

Billion-Dollar Baby, Time, 1949 - статья на восемь страниц

Lisa Fonssagrives - New York Times

models, 1950s, 1930s, 1940s, vintage fashion

Previous post Next post
Up