Полет "Осы"

Apr 28, 2009 23:20


"Один мотор, два колеса и два сердца" - так любовно называли итальянские мотороллеры Vespa в конце 50-х годов. На них ездили в булочную простые итальянские работяги, на работу британские клерки, на свидания француженки и немки, и, даже одна принцесса передвигалась на нём во время своих римских каникул.









Ursula Andress



Это сегодня мобильное средство передвижения признано арт-объектом XX века. А после Первой мировой войны конструкторы легендарного итальянского авиазавода Piaggiо ломали головы над тем, чем бы им заняться. Согласно Мирному соглашению, в Италии запрещалось производить самолёты и авиатехнику, поэтому, чтобы хоть как-то выжить, некоторое время на заводе производили алюминиевые кастрюли.



Текст via fash-paper

Сама Италия в послевоенное время была в сильном упадке. Разрушены заводы и фабрики, дороги, население бедствует. Так сложилось, что людям нужны были вещи, созвучные времени - недорогие по цене и экономичные в обслуживании, качественные и, конечно, модные (итальянцы есть итальянцы).





История скутеров Vespa началась в 1946 году в итальянском индустриальном городе Понтедера. По прось­бе сына основателя завода Piaggio & Co Энрико Пьяджо изобретатель Кор­радино Д’Асканио, известный своими вертолетными опытами, занялся проектом дешевого наземного средства передвижения. В основу Vespa был положен мото­рол­лер Cushman, производимый в Америке. В то вре­мя эти скутеры оливкового цвета были широко распространены в Италии. На них во время Второй мировой войны передвигались американские десантники и моряки. Перед аэро­инженером стояла задача максимально упростить производство, используя мощности самоле­то­строительного цеха.

Сам он потом так вспоминал об изобретении: "Я изобразил человека, с комфортом сидящего в кресле. Потом пририсовал спереди и сзади по колесу, обвёл его защитной облицовкой - и проект готов!" На опытном пусковом образце стоял авиационный мотор, крохотные десятидюймовые колёса тоже были взяты от самолёта. Вместо рамы - штампованные панели, переключатель передач - на рукоятке. Но самым главным преимуществом изобретения стала поза при езде: на него не нужно было садиться "верхом", для ног был создан широкий проём с площадкой для ступней, закрытый спереди от грязи и пыли щитком.





Увидев эту «малютку» с пронзительно жужжащим моторчиком в действии, Энрико Пьяджо воскликнул: «Это напоминает мне осу!» Так появилось имя для нового аппарата (по-итальянски «оса» будет «vespa»).Он и вправду поход на осу - пухлая округлая корма, как брюшко насекомого, плавно переходила через узкую талию в "головогрудь" - щиток и руль с фарой.

Первые "Веспы" сошли с конвейера в апреле 1946 года, и уже к декабрю их удалось построить и продать целых 2484 штуки. Успех "Осы" был быстрым и стремительным. Итальянцам уж очень полюбилось демократичное и экономичное средство передвижения: Vespa без труда разгонялась до 60 км/ч, а расход топлива составлял всего 2 л на 100 км пути. На мотороллерах колесили деревенские жители в город на заработки, священники - к прихожанам, очаровательные итальянки в коротеньких юбочках - на свидания. А при желании на "Осу" можно было усесться и небольшому семейству - муж в центре, его жена-скандалистка сзади, сынок-малыш - стоя на площадке впереди.

















А настоящий мировой ажиотаж на Vespa случился после выхода фильма "Римские каникулы". Знаменитая сцена, где журналист Грегори Пак катает принцессу Одри Хепберн по Римским улочкам, возбудила во всем мировом послевоенном сообществе желание обладать этим "аппаратиком".

Но самая большая шумиха из-за Vespa, "Римских каникул" и королевской семьи началась в Великобритании. B середине июля 1953 года до британцев впервые дошли слухи о том, что Принцесса Маргарет, сестра королевы, вступила в открытые отношения с капитаном Питером Таунсендом, бывшим конюшим покойного короля Георга VI, и собирается выйти за него замуж. В конце месяца принцесса стала недосягаемой для прессы, отправившись в путешествие по Родезии, а её любовнику посоветовали ко дню возвращения Маргарет покинуть Англию. Ему дали должность атташе в английском посольстве в Брюсселе. Итак, прерванный роман принцессы с простолюдином стал своеобразным дополнением к "Римским каникулам", которые выходили на экран в конце августа. Можно было только позавидовать такой неожиданной рекламе самого фильма и мотороллера Vespa. Скандал создавал у кинозрителей впечатление, что они как бы подглядывают в замочную скважину Букингемского дворца. Говорили даже, что фильм основан на "романе" принцессы Маргарет. Это была, конечно, несусветная чушь, но она была манной небесной для тех, кто рекламировал фильм. После премьеры мотороллер превратился в предмет первой необходимости в стране. А образ принцессы, которая вырвалась из оков золотой клетки, стала символом раскрепощения самих представителей консервативной нации.





«Римские каникулы» стали лучшей рекламой скутерам «Веспа».






 






 



А десять лет спустя скутер проник и в современное искусство, когда Сальвадор Дали написал на бензобаке мотороллера имя своей жены и музы Gala. Позднее, Vespa в Великобритании стали элементом целой молодежной субкультуры. Так называемые "моды" -  клерки и прочие белые воротнички из семей среднего класса. Они слушали группу The Who, носили армейские ботинки, короткие плащи с рыболовными крючками за отворотами - попробуй, схвати за шиворот во время драки! Они ездили на "Веспах" и "Ламбреттах" (мотороллерах фирмы-конкурента завода Piaggio), увешанных дюжиной хромированных зеркал, и всегда норовили задрать "рокеров". Те были  малообразованными ребятами из пролетарских пригородов, предпочитавшие рок и перемазанные маслом чадящие мотоциклы.


 

Конкурент Lambretta

Vespa - это своего рода олицетворение послевоенной Европы - быстрый, экономный, надёжный, молодёжный, демократичный. Продолжать нахваливать мотороллер можно бесконечно. В своё время в Советском союзе даже появились подражатели "Осе" - мотороллер "Вятка ВП-15" и "Вятка ВП-150". Модель была полностью "слизана" с Vespa и даже имела определённый успех у потребителей. В третьем тысячелетии Vespa никуда не ушла. Бич больших городов - дикие пробки превращают любой автомобиль в техсредство пониженной маневренности. Зато на мотороллере, освященном культурной традицией ХХ века, можно, нимало не стыдясь его пролетарских корней, легко лавировать в городских потоках и успевать на подписание контракта или важный товарищеский ужин. Это давно уже яс­но практически всем. Так что, увидев ездока на скутере, приглядитесь: воз­можно, мимо вас только что промчался Мэтью Бродерик или сам великий и ужасный Роберт Де Ниро, а вон та девушка в шлеме - Мила Йовович.



Стефано Габбана и его леопардовый «Веспа».



Николь Кидман колесит по улицам Нью-Йорка.



Курт Рассел выбрал черную классику.







У нас же, мотороллеры, они же скутеры, не так популярны, наверное, по причине широких улиц и больших расстояний. Ну не интересно катить на Vespa из центра в какие-нибудь Шабаны. Далеко, долго и неживописно. Лучше спрятаться за стёкла личного авто или общественного автобуса.

Реклама Vespa


 




 


 


 


 










 











Calendiers Piaggio


 


 


 


 



Ursula Andress


 
 


 




 

 


 










 






 


 


 


 




 


 


 


 




 



Mireille Darc


 


 


 




 



Mylene Demongeot


 




Marina Vlady


Catherine Spaak


 


 



Pascale Petit



Jayne Mansfield



Caroll Baker



Barbara Steele



Stefania Sandrelli



Michèle Mercier



Sandra Milo





Elsa Martinelli


 



Agnes Spaak


 


 





 



Joan Collins



Margaret Lee





Raquel Welsh



Claudine Auger



Geraldine Chaplin


 



























1970



1971



1994


1994

Ретроспективный календарь 1996 года



1996 janvier (Ursula Andress)



1996 février (John Wayne)



1996 mars (Virna Lisi)



1996 avril (Sandra Dee)



1996 mai (Britt Ekland)



1996 juin (Charlton Heston, Stephen Boyd)



1996 juillet (Raquel Welsh)



1996 août (Elsa Martinelli)



1996 septembre (Jeffrey Chandler, Esther Williams)



1996 octobre (Geraldine Chaplin)



1996 novembre (Cyd Charisse)



1996 décembre (Gary Cooper)



2000

Source: http://vespa-club-des-savoie.chez-alice.fr/calendar.htm

Ссылки:
Официальный сайт Vespa

Московский Vespa Клуб

Статья в "Википедии"

объекты

Previous post Next post
Up