Фред Астер: Танец, преображающий мир

May 11, 2009 06:55


10 мая 1899 года родился легендарный американский актер, танцовщик, певец и хореограф Фред Астер (Fred Astaire). Его карьера длилась 70 с лишним лет. Его элегантность, обаяние, пластика, голос, актерские данные сделали его одной из величайших личностей в истории кино.





Длинноногий папочка (1955)

Фред Астер - не просто имя в мировом кинематографе. Он - человек, вызывающий добрую улыбку. Когда Астер шел по улице, или сидел в своем кресле, он был ничем непримечателен. Худощавый, элегантный господин. Невысокого роста, невыразительное лицо. Даже и не скажешь, что это знаменитый киноактер. Но когда он начинал танцевать… преображался не только он сам, но и весь мир вокруг него. На экране Астер казался не танцором, а волшебником. Он овладевал любым ритмом, играл любую мелодию, обыгрывал любую вещь. На его лице появлялась неизменная загадочная улыбка. Танцующий Астер становился легким, почти невесомым. Он смог доказать, что человек может летать. Оказывается, для этого ему вовсе не нужны крылья.



Он появился на свет за год до наступления XX столетия, одним из символов которого ему суждено было стать. Родители Фредерика Аустерлица (Frederick Austerlitz) приехали в Америку из Австрии и были людьми отнюдь не бедными. Сын эмигранта из Вены, он был словно пропитан духом «города вальсов». Его отец говорил: "Все австрийцы делятся на мошенников и музыкантов. Мы - музыканты". В возрасте пяти лет Фред и его сестра Адель (Adele Astaire) были отданы в танцевальную школу. Кстати, в обычной общеобразовательной брат и сестра не учились ни дня. Им было явно не до того, поскольку на сцену Адель и Фред вышли уже в 9 лет. Пара юных танцоров-виртуозов (которые к тому же были отличными акробатами, пели и играли на рояле) выступала под руководством мамы в кабаре и варьете по всей Америке. К 17 годам они уже были опытными артистами и могли сами строить свою карьеру. Их ждал Бродвей.  Астер вспоминал: «Я приехал в Нью Йорк, когда мне было 13 лет. В 16 я получил работу в кабаре «Бык на крыше». То были времена сухого закона и зрителями там частенько оказывались нью-йоркские гангстеры…»



Брат и сестра Астер


 






Фред Астер с сестрой Адель

В начале карьеры Фред Астер, как ни странно, находился в тени своей сестры. Адель не только блистательно танцевала и великолепно пела, но была ещё и поразительно красива. Именно она стала украшением многочисленных бродвейских шоу, в которых принимали участие брат и сестра Астер. А Фред был лишь фоном, играл вторую роль и, как писали газеты того времени, он был больше Пьеро, чем Арлекин. Уже в это время с ними стремились работать самые знаменитые композиторы Америки. В 1927 году специально для Астеров Джордж Гершвин написал мюзикл "Забавная мордашка", заглавную песню которого "Fascinating rhythm" исполнил Фред Астер.

В конце двадцатых годов Адель и Фреда Астеров называли лучшей парой Бродвея. Однако вскоре она, увы, распалась. В очаровательную Адель влюбился британский аристократ лорд Чарльз Кавендиш (Charles Arthur Francis Cavendish). Вскоре она вышла за него замуж, стала герцогиней и покинула Бродвей. Фред остался один.

На Бродвее Астер оказался в кордебалете, и его первый спектакль под названием «Звериные крекеры» познакомил его со знаменитыми комиками того времени - братьями Маркс. Там же Фред знакомится с Джинджер Роджерс. Ей было 17 лет, и ее мать пригласила ребят-танцовщиков домой на спагетти. Джинджер мечтала стать кинозвездой, о чем и сообщила Фреду. Он не поверил, но спустя три года они снова встретились, уже на съемках картины, и сумели изумить весь мир.


 


 




В это же время он испытал ещё одно огорчение. Он приехал в Голливуд на студию Уорнер на пробы к фильму "Забавная мордашка" всё по тому же мюзиклу Гершвина. Однако руководство фирмы отнеслось к его талантам с пренебрежением: "Петь не умеет. Играть не умеет. Лысина. Немного танцует". Через несколько лет сам хозяин студии Джек Уорнер горько пожалеет об этом и будет предлагать Астеру любые деньги за съёмки на "Уорнер бразерс".

В фильме «Спускаясь над Рио» («Полет над Рио»), всего на пару минут появилась танцевальная пара, которая зажигательно танцевала «Кариоку» на крышках семи белых роялей. Это было «в десятку» - именно то, что искал американский кинематограф 30-х годов: легкость, беззаботность, безупречный блеск.



   Полет в Рио (1933)



Танцующая леди (1933), с Джоан Кроуфорд



Веселый развод (1934)



Цилиндр (1935)



Следуя за флотом (1936)



Время свинга (1936)

Во времена так называемой «великой депрессии» в Америке экран и шоу-бизнес слились под одним девизом «Entertainment!» -«развлечение». Как раз в то время Голливуд и окрестили «фабрикой грез». На экране были сны, сказки, и минимум реальности.

На фоне всевозможных шоу-номеров, часто не самой высокой пробы, Фред Астер прививал хороший вкус и будил положительные эмоции. Людям нравилось смотреть на то, что без сомнений вызывало восторг у самого персонажа. С партнершей он танцевал словно английский джентльмен, восхищаясь ею, поддерживая и прикрывая ее слабости, превращая их в достоинства. С Джинджер Роджерс он снялся в своих лучших танцевальных картинах: «Веселый развод», «Цилиндр», «Время свинга» и «Беззаботный».



Иоланта и вор (1945), с Люсиль Бремер



Парочка Баркли с Бродвея (1949), с Джинджер Роджерс

Танцевальные импровизации Фреда Астера не казались вставными номерами, а всегда органично продолжали сюжет. Астер сам ставил, или, точнее, придумывал, нащупывал свои танцевальные сюжеты. Они всегда были неожиданными, полными юмора, доброты и выдумки. (выезжает диван, пара перескакивает через ограждение, и обратно, игровой автомат зажигается всеми огнями). Каждый предмет заслуживал внимания, каждое явление жизни могло превратиться в танец, романтичный или шутливый (танец «любовных разборок» в «Королевской свадьбе»). Тогда жизнь и в самом деле казалась не столь драматичной, любая ссора или неудача переставала быть горькой и уже могла вызвать улыбку. Астер говорит в фильме «Королевская свадьба: «Я всегда улыбаюсь, когда сердце разбито!» «Все, что происходит в жизни, может случиться и на сцене», - считал Астер.



Королевская свадьба (1951)

В 1949 Фред Астер и Джинджер Роджерс еще раз появились вместе в фильме «Давай потанцуем». В том же году Астер удостоился почетной премии «Оскар» - «за уникальный артистизм и вклад в технику музыкального фильма». И в 40-е, и в 50-е, Астер продолжает сниматься в музыкальных комедиях, часто меняя партнерш, молодых голливудских кинозвезд, среди них - Элинор Пауэл, Рита Хейуорт, Лесли Карон и Одри Хепберн.



   Театральный вагон (1953), с Сид Чарисс



Театральный вагон (1953), With Nanette Fabray and Jack Buchanan










 

   Ты никогда не будешь богаче (1941)



Эпоха веселых музыкальных комедий завершалась. Надо было меняться вместе с кинематографом, который, будучи самым молодым и жестким искусством, старался не подбирать стареющих звезд. Фреда Астера нисколько не смущало то, что его считают героем прошлого (эпизод в поезде о том, как обсуждают звезду). Он, как ни в чем не бывало, вновь и вновь появлялся на экране, невозмутимый, подтянутый, с улыбкой. Это были не судорожные попытки удержаться на экране любыми силами, а - мудрое переосмысление своего творчества и своего места в кинематографе. Кто знает, чего это ему стоило?! Фред старался иронизировать над самим собой и над своей славой. «Бедные кинозвезды! - Астер поворачивается и уходит, напевая «Я стараюсь найти свой путь и взлететь словно птица…»

Начиная с 60-х годов Астер уже реже снимается в кино и предпочитает исполнять драматические роли. И здесь он смог измениться, достичь высот актерского мастерства. Он играет достоверно и убедительно, на особой щемящей и пронзительной ноте. Удивительно, как этому человеку всегда удавалось вызвать ответные чувства у зрителя. («Радуга Финиана») Его строгий облик, приятный голос и вместе с тем внутренняя свобода и неистребимая жажда «покуролесить» вызывает доверие и симпатию у всех, к кому обращается Фред Астер.

Он был женат дважды, но второй раз женился лишь после смерти своей первой жены - богатой аристократки Филис Поттер. Он мирно прожил с ней двадцать лет, вырастив двоих детей. И лишь через четверть века спустя, когда Фреду было 80 лет, он сочетался браком с женщиной, которая была вдвое моложе его. На ее руках он и умер спустя семь лет.

И все-таки не талант драматического актера принес Астеру мировую славу. Именно благодаря его вкладу в жанр музыкальной кинокомедии его узнал и полюбил весь мир. Его танец казался на экране настоящим волшебством... и до сих пор не теряет своей магической силы над зрителем. В середине 80-х итальянский режиссер Федерико Феллини снимает фильм «Джинджер и Фред». Тридцать лет назад их имена знала вся Италия. Они копировали танцевальный стиль легендарных Джинджер Роджерс и Фреда Астера. К середине 80-х об итальянских Джинджер и Фреде почти забыли. И вот какой-то режиссер рождественского телешоу воспылал идеей - сделать «нечто» с участием бывших звезд кабаре и эстрады. Постаревшие кумиры  встречаются после долгого перерыва, чтобы вспомнить об успехах молодости и попытаться достойно выступить на сцене перед телекамерами. В этой истории проскальзывает ностальгия и сентиментальность самого Феллини, который уже с грустью думает о минувшем. С помощью своих любимых танцоров классик кинематографа легко разделывается и с нелюбимым телевидением, и с пустыми, как мишура, всевозможными конкурсами, играми и шоу, - бледными копиями американской фабрики развлечения.



Джульетта Мазина и Марчелло Мастроянни в фильме "Джинджер и Фред", 1985





Легкость - неуловимый призрак молодости. Немногим удается хранить эту легкость всю свою жизнь. Это как божественный дар: кто не замечает, кто не знает, как им воспользоваться, а кто-то аккуратно творит из него свое призвание. Фред Астер был влюблен в свое дело. Лицо танцующего Астера светилось счастьем. То, что он делал, было прекрасно - это знал он сам, и это понимали зрители.

Ссылки:

Биографические материалы от labazov

Джинджер и Фред. Vol. 1.

Фильмы с Фредом Астеров. Купить в "Мире кино".

Фильмы с Фредом Астером. Купить в "Озоне".

Постеры:


 


 



Танцующая леди (1933), играет самого себя



Полет в Рио (1933)



Веселый развод (1934)



Роберта (1935)


 


 

Цилиндр (1935)


  


 

Следуя за флотом (1936)







Время свинга (1936)


 



Давайте потанцуем (1937)



Беззаботная (1938)



История Вернона и Ирен Кастл (1939)



Второй хор (1940)



Ты никогда не будешь богаче (1941)



Праздничная гостиница (1942)


 



Ты никогда не была восхитительнее (1942)


 

Безумства Зигфилда (1946)


 

Голубые небеса (1946)



Пасхальный парад (1948)



Три маленьких слова (1950)



Королевская свадьба (1951)



Красавица Нью-Йорка (1952)



Театральный вагон (1953)



Забавная мордашка (1957)



Шелковые чулки (1957)



На берегу (1959)



В его приятной компании (1961)


 



Домовладелица (1962)


 



Радуга Финиана (1968)



Midas Run (1969)



Вздымающийся ад (1974)



Brother, Can You Spare a Dime? (1975)



Вот это развлечение! (1974)



Вот это развлечение! Часть 2 (1976)


 

Отважные доберманы (1976)



История с привидениями (1981)


 

Это - танец! (1985), играет самого себя, хроника





У каждого свое кино (2007), хроника

актёры, фред астер, music-hall, cinema, fred astaire

Previous post Next post
Up