Норман Паркинсон (Norman Parkinson) был неисправимым романтиком. Он твердо верил, что фотография не является искусством. Он советовал молодым фотографам "делать свои снимки так, чтобы они были полны радости, солнечного света, излучали счастье и выглядели соблазнительно". Хотя из такой рекомендации может возникнуть впечатление, что мастер не считал, что его "ремесло" имеет особо широкие возможности, тем не менее его собственный талант никак не назовешь ограниченным. На протяжении ряда десятилетий Паркинсон оставался одним из самых выдающихся британских фотографов в области портрета и моды.
NORMAN PARKINSON, 1960
Tiered Evening Dress, March, 1951
* "A photographer without a magazine behind him is like a farmer without fields."
* "I like to make people look as good as they‘d like to look, and with luck, a shade better."
* "The camera can be the most deadly weapon since the assassin‘s bullet. Or it can be the lotion of the heart."
Norman Parkinson
British fashion and portrait photographer Norman Parkinson
Мистер Такт
Автор: Виктория МУСВИК
victorieuseИсточник:
Время новостей Солнечный день, светлое платье, светящиеся в луче волосы, смеющееся женское лицо. «Гляди-ка! Да у нее конопушки!» -- говорит одна молоденькая посетительница другой. «Господи, этот Паркинсон -- абсолютно нормальный человек, ну наконец-то хоть один», -- это уже посетитель постарше своей жене. «Да все с ним ясно, снимки сделаны для конкретных целей. Журналы, реклама -- это не искусство», -- бурчит себе под нос пожилой фотограф с камерой. «Этот Паркинсон» был бы, скорее всего, доволен такой оценкой своих работ. Фотограф, сказавший как-то, что «камера может быть смертельным оружием, сравнимым с пулей убийцы, а может быть бальзамом для сердца», в другой раз посоветовал молодым коллегам делать снимки, которые были бы «полны радости, солнечного света, излучали счастье и смотрелись соблазнительно». Великий экспериментатор с цветом, светом, формой, который вывел английскую фотографию на улицу, он считал себя ремесленником и практиком -- и умер на съемках в 1990 году. Харизматический эксцентрик Паркс, раскрепощавший самых зажатых моделей одним своим видом, за семь десятилетий успел поработать практически со всеми знаменитыми людьми, от Одри Хэпберн до Дэвида Боуи, с ведущими журналами своего времени (Vogue, Harper's Bazaar, Town and Country, Bystander). Элегантный усач под два метра ростом, он при всей своей колоритности умудрялся тактично уходить на второй план и соблюдать чужое «прайваси». Норман Паркинсон с его парадоксальным соединением импульсивности и точного композиционного расчета, умением через тактичные намеки показать самое нутро повседневных явлений, сердцевину окружающего мира -- не просто воплощение английского духа и стиля. Он художник, связанный неочевидной, но легко обнаруживаемой нитью с иной, немодернистской традицией визуального осмысления реальности.
Norman Parkinson with Niki de Saint Phalle sculpture, Town and Country, 1982
Уже в ранних фотографиях Паркинсона конца 30-х годов можно увидеть три «фирменных» составляющих его стиля: склонность к художественному эксперименту, увлеченность концепцией красоты и безграничное уважение к людям и -- шире -- всем явлениям мира. Эти работы так изящно и легко перекликаются с ведущими тенденциями эпохи, что их можно было бы назвать вторичными, но это было бы большой ошибкой. Скорее они ироничный комментарий (то, что англичане называют tongue-in-cheek) «на полях» модернистского «проекта». Паркинсон родился в 1913-м, начал снимать в 1931-м, утвердился в профессии где-то к 1935-му, то есть одновременно с Мартином Мункачи, Анри Картье-Брессоном и Брассаем. Свои первые неученические работы он делает спустя десятилетие после знаменитых конструктивистских экспериментов Родченко или фотограмм Мана Рэя и Ласло Мохой-Надя. Влияние последних как будто очевидно в фотографиях «Близнецы Паджетт» или «Миссис Ф.-Г. Майлс, дизайнер аэропланов». Однако идеология этих снимков прямо противоположна авангарду: если тот идет от формы и часто равнодушен к объекту, то у Паркинсона живой интерес к последнему главенствует.
Norman Parkinson and Fashion Model at Bloomingdales
Возьмем, к примеру, женские образы. В его снимках мы не найдем холодного, незаинтересованного взгляда на модель, который американка Венди Штайнер в своей недавней книге «Венера в изгнании» приписывает художнику-модернисту, связывая его со страхом перед женским началом и - шире - перед невозможностью контроля над жизнью. Работы Паркинсона к тому же идут вразрез и с современной традицией глянцевой фотографии. Они, как ни странно, принципиально антигламурны -- полезно сравнить теплоту улыбки Нены Турман (кстати, ее «открыл» именно Паркинсон) и образ холодной красавицы, созданный на полвека позже ее дочерью Умой. В паркинсоновском взгляде нет и приторной слащавости или сюсюканья, хотя много теплоты и иронии -- возьмем ли мы его «Обнаженную в ванной» или забавнейшую «Венду и корову». И вот ведь незадача - мужской, «присваивающий» взгляд, оказывается, вопреки убеждениям феминисток, вовсе не унижает женщину. Чтобы понять это, достаточно взглянуть на ранние изображения жены фотографа Венды и ее же поздний снимок 1975 года (ей - 52): обнаженное тело, стареющая женщина, взгляд мужчины, полный любви. Красота, как будто говорит Паркинсон своими работами, должна быть живой, а не мертвой, утилитарность не обязательно строится на грубом использовании или игре на низменных чувствах или комплексах. Эти идеи связи красоты и блага или искусства и практических целей вполне себе ренессансны. И становится понятно, что за этими хорошенькими личиками и игрой в «ремесленника» для Паркинсона стоит нечто гораздо более серьезное -- четкая жизненная и художественная позиция.
Norman Parkinson, at Queen, 1962
Достаточно взглянуть на его репортажи: исследование жизни шахтеров-валлийцев и их семей во время депрессии, снимки для журнала Bystander, послевоенные работы. В них нет описания окружающих ужасов -- Паркинсон не спекулирует на человеческом несчастье. Шахтерские жены улыбаются, оставшиеся после войны без мужей женщины -- водители грузовиков хороши собой и отлично выглядят в широких брюках и косынках на непокорных кудрях. Но вся боль мира глядит на нас глазами, кричит глубокими морщинами на лице «Жены уэльского шахтера в возрасте 54 лет» - и вот оказывается, что социальная критика может быть и такой.
И еще кое-что. Мягкость, красота, такт работ Нормана Паркинсона как будто принципиально невыразимы словами -- как невозможно описать, что так трогает нас в улыбке Джоконды. И эта невозможность проговаривания - еще одно качество, соединяющее его работы с предыдущей художественной традицией как бы через голову всего XX века, да и предшествовавшего XIX. Эта невыразимость к тому же каким-то неуловимым образом завязана на эксперимент и композиционное новаторство. Удивительный оттенок розового в «Осенней фуксии» (обложка для Vogue 1957 года) невозможно описать, а композиции снимков так и хочется зарисовать. Это нежелание Паркинсона разжевывать на кусочки, делая из визуальных образов удобоперевариваемую кашицу слов и значений, - достаточно редкое качество в современном мире, где художники, как кажется, разучились «говорить цветами» и норовят к каждому произведению написать многотомное объяснение по поводу его вполне тривиальной идеологии и совершенно неочевидной художественной ценности.
Wedding Outfits, 1938
1937 Pamela Minchin Clothes by Sequoia
1938 Duchess of Leeds (nee Amelia de Malkhozouny)
1939 Pamela Minchin Swimsuit by Fortnum & Mason
1938
Edward James with his death mask of Napoleon,1938
Vogue, July 1945
Vogue, March 1945
Vogue, May 1948
Wenda Parkinson ,Vogue, May 1948
Wenda Parkinson (née Rogerson), 1949
Wenda, Times Square NYC, September 1949
Wenda Parkinson (née Rogerson), 1949
Barbara Goalen (Mrs Nigel Campbell); Wenda Parkinson (née Rogerson), 1949
Wenda Parkinson
Tessa Parkinson
Tessa Parkinson, Vogue, August 1947
Vogue, December 1947
Vogue, 1948
Vogue, April 1950
Fairy, Brooklyn Bridge, 1949
Glamour, New York Style 1949
Carol Anderson, 1949
Anne Chambers in Michael Sherard's Bell-sleeved Duffle Jacket, 1949
Anne Chambers ('Spring Hats in Bath'), 1948
One Man Band, Barbara Goalen, 1949
Lisa Fonssagrives, Park Ave, New York 1949
Vogue, January 1949
Vogue, march 1951
Della Oake, 1951
Lady Curre's Foxhounds, 1951
Vogue 1955
Vogue, February 1950
The New Mayfair Edwardians (Peter Coats; William Ackroyd; Mark Gilbey), 1950
Montgomery Clift, 1952
Model Wearing a Legroux Soeurs Hat, 1952
Young Idea at Brussles Fair, 1958
British Vogue, May 1950
Dior Evening Dress, May 1950
Ann Gunning Modeling for British Vogue
Miss Clarke Modeling for British Vogue
Jean Patchett, 1949
Balenciaga Dress, Regine, Vogue 1950
Dorian Leigh, American Model London, 1957
Adèle Collins, 1959
Anne Gunning, India, British Vogue, 1956
Barbara Mullen, Lake Kashmir, India, British Vogue, 1956
Carmen del' Orifice on Power Boat, 1959
Carmen in the Bahamas with Turtle on Head
VOGUE 1950
Design by Aquascutum, Ltd., ca. 1951.
Vogue May 1958
Charles Creed with a fashion model, 1953
(Henry) Digby Morton with a fashion model
Elspeth Champcommunal with Fiona (née Campbell-Walter), Baroness Thyssen and one other fashion model
Guiseppe Gustavo Mattli with three fashion models
John Bryan Cavanagh with two fashion models
Michael (Michael DonÈllan) with two fashion models
Peter Russell with two fashion models
Sir (Edwin) Hardy Amies with two fashion models
Sir Norman Hartnell with two fashion models
Victor Frank Stiebel with two fashion models
Queen, January 3, 1962
Florence, 1961
Model in yellow, Tahiti, US Vogue, 1965
Pastrie, Mexico, Queen magazine, 1966
Melanie Hampshire; Jill Kennington, 1963
The Beatnicks, Queen, 1960
Phone Box, London, 1963
Traffic Queen, 1960 by Norman Parkinson
Ann Larson; Primrose Austen; Mary O'Flaherty; Adam Faith; Jill Kennington; Celia Hammond, 1962
Celia Hammond and two Kittens
Stretch Jump Suits (nine unknown models), 1968
1970
1972
Appollina van Ravenstein and giant turtle, Seychelles, British Vogue, 1973
Jan Ward, 1970
Judi Bowker, 1974
Jerry Hall, 1975
Antonio Lopez filming model Jerry Hall
Apollonia van Ravenstein Modeling Swimwear
Andrea Holterhof, French Vogue 1979
Seagulls Flying Above a Fashion Model
The Marchioness of Tavistock with Baby Tiger, 1974
YSL by Norman-Parkinson
Irene Jimenez de la Iglesia, 1981
Arianna Huffington at Cape Sounion 1983
Ann Getty Kneeling on Silk Divan
Carmen Dell'Orefice at The Elms
Carmen Dell'Orefice, 1981
Frauke with Masked Carnival Revelers in 17th Century Costume
Viscount Thurso wearing an Aquascutum Ltd.-designed ensemble, ca. 1985
WENDA PARKINSON
Wenda Parkinson Modeling on a Canoe 1956
Wenda Parkinson Modeling on a Street
Wenda
January 1955 Wenda Parkinson, the wife of fashion photographer Norman Parkinson
PORTRAITS
MICHEL MORGAN
Audrey Hepburn, Vogue, 1955
Elizabeth Taylor
Elizabeth Taylor
Gary Cooper
Katharine Hepburn
Bianca Jagger
Sir Michael Philip ('Mick') Jagger and Jerry Hall, 1981
Claudia Cardinale
Dorothy Tutin Smoking
Enid Boulting, 1950
Her Royal Highness Princess Anne poses for a 21st birthday portrait with a backdrop by Gordon Davis.
Iman
Iman Modeling at the Musee de l'Orangerie
Ivana Trump in Opulent Dining Room
Joan Collins
Kathleen Ferrier, for Vogue, 1952
Leslie Caron Posing in Puffy Cocktail Dress
Marlene Dietrich
Portrait of Marlene Dietrich taken at the Cafe de Paris, London
Ava Gardner, 1953
Barnaby Rampling; Charlotte Tessa Rampling, 1975
Princess Anne, 1969
Katharine Ross
Raquel Welch, 1967
Robert Helpmann and Margot Fonteyn, Vogue, 1951
Uma Thurman's Mother Nena Von Schebrugge
Vanessa Redgrave rehearses for Karel Reisz's film Isadora.
Дэвид Боуи, 1977
Diana Vreeland, 1978
John Huston, 1955
Julie Elizabeth Andrews, 1954
Lady Melissa Eva Caroline Brooke (nÈe Wyndham-Quin); Caroline Olein Geraldine (Wyndham-Quin), Marchioness of Waterford
Loel Guinness; Victoria Guinness; Alexandra Guinness, 1967
Lord Snowdon, 1969
Margaret Hilda Thatcher (nee Roberts), Baroness Thatcher, 1981
Stella McCartney, 1975
'The Young Look in the Theatre', 1953
Yves Saint Laurent; Loulou de la Falaise, 1974
Jean Seberg, 1957
Cecil Beaton, 1969
Cecil Beaton, 1972
Joseph Losey, 1955
The Rolling Stones (Bill Wyman; Michael ('Mick') Jagger; Keith Richards; Charles Robert ('Charlie') Watts; Brian Jones), 1964
The Beatles (George Harrison; Sir (James) Paul McCartney; Ringo Starr (Richard Starkey); John Lennon, 1963
Ссылки:
Norman Parkinson Archive On shelves this fall, Norman Parkinson: A Very British Glamour (Rizzoli) provides the most comprehensive collection of the famous fashion photographer's work to date.
A Photographer's 50 Years in Fashion: No Still Life by Michael Gross, 1987