"Попрыгунья ласточка
Прилетела из Италии,
В тени Наполеона
Уселась на шесток и
Вьет причудливые гнезда.
Прихоть или гений, -
Опрокидывая моду,
Одевает всех в безумство
С подписью: "Скиапарелли".
Дриан
Пожалуй, не было в мировой моде ХХ века фигуры более противоречивой и более яркой, чем Эльза Скиапарелли. Она не собиралась творить моду, но стала одним из заметнейших кутюрье прошлого века. Ее наряды поражали воображение экстравагантностью и необычностью, но вместе с тем не знали себе равных в логичности, удобстве и следованию традициям прошлого. Сейчас ее имя редко упоминают, разве что историки моды вспомнят ее как вечную соперницу гениальной Коко Шанель, - но влияние Скиапарелли на современную моду необозримо шире, чем творчества Великой Мадемуазель. Остроумный взгляд на вещи, сотрудничество с лучшими представителями художественной элиты своего времени, смелость экспериментатора и дар художника навсегда обеспечили Скиапарелли место в истории моды.
Elsa Schiaparelli by Piaz
Elsa Schiaparelli by Man Ray
Фото из книги Эльзы Скиапарелли "Моя шокирующая жизнь"
Простой маленький пуловер стал началом великой карьеры в мире моды. Идея вывязать в качестве украшения изящный белый бант-бабочку понравилась даже звездам Голливуда. Скиап в 1927 году в созданной ею модели.
От пребывания Скиапарелли в СССР в истории осталось весьма приметное событие: одно из французских изданий в 1936 году опубликовало карикатуру мексиканского художника Мигеля Коваррубиаса, где в воздухе, держась за стропы парашютов, Эльза разговаривает со Сталиным, у которого тоже за спиной парашют.
А рядом с рисунком был помещен вот такой диалог:
«Сталин. Что вы здесь делаете, портниха?
Скиап. Совершаю обзор туалетов ваших женщин.
Сталин. Не можете оставить в покое наших женщин?
Скиап. А они не желают, чтобы их оставили в покое, хотят быть похожими на других женщин в мире.
Сталин. Как, на эти чучела без ляжек и грудей вашей агонизирующей цивилизации?!
Скиап. Знаете, они уже любуются нашими манекенами, нашими моделями. Рано или поздно они примут наши идеалы.
Сталин. Никогда, пока существует советская идеология!
Скиап. Посмотрите вниз, стальной человек: возникают институты красоты, парикмахерские салоны, вслед за ними придет мода. Через несколько лет вы не увидите больше платков на головах.
Сталин. Вы недооцениваете глубину души русских женщин.
Скиап. А вы - естественное женское кокетство.
Сталин. Может быть, перерезать стропы вашего парашюта…
Скиап. На мое место придут сто других.
Сталин. Тогда я перережу свои!»
ЭЛЬЗА
В сердце Парижа, с видом на Вандомскую колонну открыла в 1934 году свой дом моделей Эльза Скиапарелли - женщина,добившаяся всего своими силами.
Эльза Скиапарелли в 1935 году во время поездки в Лондон. «Брюки для женщин», - требовала она тогда, подхватив знаменитый лозунг выдвигавшийся в борьбе за избирательное право для женщин; и,разумеется, она и сама носила подходящий вариант: юбку-брюки из своей последней коллекции.
Photo by Piaz
Скиап любила перья и экстравагантные наряды. Фотохудожник Ман Рей, с которым она познакомилась еще в Нью-Йорке в авангардной галерее Альфреда Стиглица, запечатлел Эльзу Скиапарелли в шелковом платье со вставкой плиссе и белой накидкой из перьев
Portrait in Vogue, Irving Penn, 1948
Man Ray
Эльза Скиапарелли. Жан Дюнан, 1933
Painted by Laglenne in 1932
An artist from one of the fashion magazines sketching a model at Elsa Shiaparelli's salon..
Harper's Bazaar Paris editor Marie-Louise Bousquet & Editor-in-Chief Carmel Snow (3L) attending a press showing for fashion designer Elsa Schiaparelli. 1951
Sioussat is pictured with two of the key names of 1930's haute couture the influential designer Elsa Schiaparelli and Vogue Editor-in-Chief, Carmel Snow
Elsa Schiaparelli, designer, with a Bedouin dressmaker in Tunisia, Horst P. Horst, 1936
Mrs Ronald Balcom and Elsa Schiaparelli (C) chatting at Lady Mendl's party. 1939
People attending a party at Madam Elsa Schiaparelli's home.
Мариса Ивонн "Гого", дочь Эльзы Скиапарелли
Гого у бутика Schiaparelli, 1949
Внучки Эльзы Скиапарелли очень похожи на знаменитую бабушку и в полной мере унаследовали ее таланты. Старшая, Мариса Беренсон, актриса и модель, играла у Лучано Висконти в «Смерти в Венеции» и у Боба Фосса в знаменитом «Кабаре».
Ее сестра Берри Беренсон тоже стала актрисой, а в качестве фотографа она сотрудничала с такими изданиями, как Life и Vogue. В 1972 году она вышла замуж за известного актера Энтони Перкинса, умершего в 1992 году. За день до девятой годовщины его смерти, 11 сентября 2001 года, его вдова Берри Беренсон погибла - она была в одном из самолетов, протаранивших Всемирный Торговый центр.
Artist Stephen Sprouse and Berry Berenson
Берри Беренсон
Berry Berenson and Anthony Perkins with theih chiildren
Берри Беренсон, Энтони Перкинс, Мариса Беренсон
Elsa Schiaparelli wearing a chinese quilted cape of her own design at the Foyer of the Theatre des Champs Elysee. Cecil Beaton, 1933
В США первой верной клиенткой Эльзы Скиапарелли стала знаменитая писательница Анита Лус - больше всего она известна сценарием на основе собственного романа
«Джентльмены предпочитают блондинок», в котором сыграли Мэрилин Монро и Джейн Рассел. Анита не только сама с удовольствием носила вещи от Скиапарелли, но и усердно пропагандировала их в Голливуде.
Анита Лус (Anita Loos)
Anita Loos and Cecil Beaton
По словам Сальвадоора Дали - "самая фантастическая женщина в Париже" Беттина Бержери. Она руководила ателье Скиапарелли во время войны.
Daisy Fellows
The Honourable Mrs. Reginald Fellowes with coiffure by Antoine and white Mandarin collared coat by Schiaparelli.
Marlene Dietrich in Schiaparelli's dresses
Gala wearing the shoe-hat by Sghaparelli
Jean Paul Sartre talks with an actress while Maria Casares stands nearby smoking a cigarette during a fitting for costumes designed by Elsa Schiaparelli for a production by the Comedie Francaise. Genevieve Naylor, 1951
Joan Crawford wearing a Schiaparelli dress with a matelasse crepe jacket. Edward Steichen, 1932
Jule Andre wearing turban and scarf made of tweed braid, designed by Agnes; and collarless beige tweed coat designed by Schiaparelli. Edward Steichen, 1929
Mae West in 'Everyday's a Holiday', Elsa designed her outfit. 1938
Wallis Simpson before her marriage to the Duke of Windsor, 1937
Wallice Simpson
La comtesse de Zoppola en Schiaparelli. Edward Steichen, 1931
Edward Steichen, 1932
Teardress, 1938
За За Габор в фильме "Мулен Руж", для которого костюмы делала Скиапарелли
Двенадцать заповедей женщины от Эльзы Скиапарелли:
1. Большинство женщин не знают себя, неплохо бы им себя изучить.
2. Страшная глупость - купить дорогое платье и начать его переделывать, это чаще всего ведет к катастрофе.
3. Большинство женщин (и мужчин) плохо различают цвета. Учитывайте те советы, которые вам дают.
4. Никогда не стоит забывать, что двадцать процентов женщин страдают комплексом неполноценности, а семьдесят процентов живут иллюзиями.
5. Восемьдесят процентов женщин опасаются выделяться и боятся, что скажут люди, поэтому покупают себе серьезный костюмчик. Лучше набраться смелости, чтобы отличаться от других.
6. Женщины должны спрашивать и выслушивать советы компетентных людей и разумную критику.
7. Выбирать туалеты надо в одиночку или в сопровождении мужчины.
8. Никогда не должны выбирать одежду в компании другой женщины, которая может, иногда сознательно, а часто бессознательно, оказаться завистливой.
9. Покупать немного и только самое лучшее, иногда менее дорогое.
10. Никогда не подгоняйте платье по своим меркам, а тренируйте тело, чтобы платье хорошо сидело.
11. Женщина должна делать покупки в основном там, где ее знают и уважают, а не бегать неизвестно где в поисках последней прихоти.
12. Женщине следует оплачивать свои счета.
Источник: Эльза Скиапарелли "
Моя шокирующая жизнь"
ССЫЛКИ:
Эльза Скиапарелли - статья Серафимы Чеботарь
chebotar Сенсации Скиапарелли - статья Софьи Рудневой
Elsa Schiaparelli. Author Francois Baudot. ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ...