К столетию со дня рождения КЭТРИН ХЕПБЕРН

May 08, 2007 20:37


"Who is Katharine Hepburn? It took me a long time to create that creature."
1907-2003



Смотрите на телеканале «Культура» 11 мая в 20:40 художественный фильм «Женщина года».




В 1941 году прекрасный актер и неотразимый мужчина Спенсер Трейси был приглашен на главную мужскую роль «Женщина года» Его мало интересовало, что именно ему придется играть. Он влетел на студию для того, чтобы узнать, кто она, эта «Женщина года». Узнал и не поверил своим ушам. «Как? Вы хотите, чтобы я с ней снимался? Она же непонятно какого пола, все время в брюках ходит. И поговаривают даже, что она не делает маникюр! Хотя, не подумайте ничего, я сам не проверял. Вы серьезно думаете, что Кэтрин Хепберн "Женщина года"? А вы уверены в том, что она вообще женщина?».

Кэтрин Хепберн, столетие со дня рождения которой отмечается 12 мая, это не просто женщина, это целая эпоха в истории голливудского кинематографа.

В 1933 году, когда Фред Астер еще только стучался в двери студии РКО («Radio - Keith - Orpheum»), Рита Хейуорт танцевала в паре с отцом, а Мэрилин Монро исполнилось семь лет, Кэтрин Хепберн вручали первого «Оскара». Спустя тридцать четыре года, в 1967 году, когда Монро уже не было в живых, Хейуорт и Астер сошли с дистанции, Кэтрин Хепберн опять получала «Оскара». Такова эпоха Кэтрин Хепберн в Голливуде.



Мать будущей кинозвезды была признанным лидером суфражисток города Хартфорда. Юная Кэти, по прозвищу Джимми, старалась ни в чем не уступать своей боевой матушке и преуспела в этом: закончила колледж, выучила несколько языков, завоевала медаль на чемпионате штата Миссури по фигурному катанию, стала второй ракеткой того же штата и одной из самых многообещающих гольфисток в стране. Мирное и благополучное течение своей жизни Кэтрин скрашивала и другими достижениями. Однажды ее чуть не исключили из колледжа за курение. Мисс Хепберн - вторая ракетка штата - курила на крыше общежития в обнаженном виде. Вместе с тем, как ни странно, ей не хватало смелости и напористости.







Вполне может быть, что идея пойти в актрисы возникла у Кэтрин из противоречия собственной натуре. Кэтрин с ее богатым внутренним миром, прекрасным образованием и финансовым положением можно было уединиться где-нибудь в деревне и сочинять женские романы. Но Хепберн предпочла путь наибольшего сопротивления. Вначале она довольно быстро стала ведущей актрисой в театральном кружке родного колледжа. После окончания колледжа Хепберн отважно ринулась на штурм Нью-Йорка. Но штурм плавно перешел в затяжную осаду. Кэтрин добивалась любой роли в любом театре, но вот удержать ее обычно не удавалось. Хепберн теряла работу так же легко и виртуозно, как и находила. «Я не актриса, так фиксатор»,- повторяла Хепберн, переживая очередное снятие с роли. Это ее определение. Под словом «фиксатор» имелось в виду механическое фиксирование в памяти текста и мизансцен и выдачи всего этого она зрителя.







С начала 30-х годов Кэтрин начинает ходить на кинопробы. Это происходило приблизительно так: Хепберн приезжала на студию на своей машине, сидела в приемной, пока секретарша не спрашивала ее о цели визита. Это в лучшем случае. В худшем - на нее просто не обращали никакого внимания, а под вечер Кэтрин покидала опустевший офис, так и не осмелившись обнаружить свое присутствие. В 1937 году она таким же образом решила попробоваться на второстепенную роль в фильме «Прощай, оружие!» с Гарри Купером и вновь села ждать у моря погоды. Секретарша сжалилась над ней: «Вообще-то состав утвердили два месяца назад. Но все-таки я сообщу о Вас мистеру Вудсу». Продюсер Эл Вудс посмотрел на нее подозрительно и роли не дал. К слову, одевалась Кэтрин в те годы по-декадентски неряшливо и нарочито немодно. Ее коллеги приходили на пробы и просмотры, разряженные в пух и прах. А Кэтрин появлялась в старом твидовом пальто, надетом поверх серенького балахона. Голову актрисы украшала ветхая вязаная шапочка. Кроме того, она часто носила брюки - не для эпатажа, как, например, Дитрих. Просто в теплых брюках ей было очень удобно и уютно. В таком, или примерно таком виде Кэтрин предстала перед Майроном Селзником, братом незабвенного Дэвида Селзника, продюсера и тонкого ценителя женской красоты. «Чудесно, мисс Хепберн! Вас ждет мистер Кьюкор», - только и сказал Дэвид Селзник. И Кэтрин Хепберн навестила режиссера Джорджа Кьюкора. Правда, перед этим ей сменили костюм, но эффект от ее появления был по-прежнему феноменальным.
В 1932 году вышел фильме «Билль о разводе». Работа дебютантки на съемочной площадке очень понравилась режиссеру, что не помешало ему видеть в актрисе сноба и считать ее совершенно ненадежным человеком
















Хепберн несомненно повезло, что она дебютировала в кино именно у такого режиссера как Джордж Кьюкор. Джордж Кьюкор, по мнению современников, считался ясным умом Голливуда, не затуманенным таблетками или алкоголем. В «Билле о разводе» он преподнес Хепберн публике как величайшую драгоценность. Кьюкор всеми средствами стремился создать из героини Хепберн ослепительную невесту. Здесь-то и крылся подвох. В финале милая девушка хладнокровно приговаривала себя к одиночеству - ни мужа, ни детей. Слишком опасно, ведь отец мог оставить ей в приданое тяжелое психическое расстройство. И вот с Хепберн мигом слетает романтизм. Она становится рациональной, собранной, категоричной, - почти такой, какой была и в жизни, что и требовалось режиссеру. Идиллия разрушалась.
На данном этапе своей деятельности сама Кэтрин Хепберн была прагматична, как нью-йоркская фондовая биржа. На студии уже знали, что если эта актриса заприметит какую-нибудь роль, то лучше отдать ее по-хорошему. Не секрет, что многие побаивались Кэтрин, хотя она продолжала считать себя наивной и пугливой.













За роль в фильме «Ранняя слава», вышедшем в 1933 году она получила своего первого «Оскара». За роль в фильме того же 1933 года «Маленькие женщины» Хепберн получила премию Венецианского кинофестиваля.
Так Кэтрин стала кинозвездой всего за полтора года. Теперь круг ее общения составляли сплошь знаменитости. Хепберн не искала дружбы, скорее наоборот, кто-то видел в ней старшую сестру, кто-то бесплатного психоаналитика, кто-то тонкого и умного собеседника. Кэтрин не разочаровывала никого, разве что себя. Чтобы развеять меланхолию существовали диванные вечеринки Джорджа Кьюкора.

В тот период карьера Хепберн вошла в пике. Сначала фиаско в театре, затем фиаско в кино. Сразу несколько провальных картин подряд. Владельцы кинотеатров начали шарахаться от ее имени как от чумы. В своем падении она опередила и Марлен Дитрих, и Джоан Кроуфорд.



Хепберн с Кэри Грантом...


"Воспитание крошки", 1938











...с Спенсером Трейси





...с Джеймсом Стюартом, "Филадельфийская история", 1940


...с Хэмфри Богартом, "Африканская королева", 1951


...с Генри Фондой, "On Golden Pond", 1981



... с Кэри Грантом и Джеймсом Стюартом

В Голливуд Хепберн вернулась через Бродвей, блестяще исполнив главную роль в пьесе «Филадельфийская история». Кэтрин приобрела права на экранизацию этой истории, что позволило ей диктовать продюсерам свои условия. В это же время Дэвид Селзник предложил ей роль Скарлетт в «Унесенных ветром», но она не стала сниматься, так как чувствовала, что переросла эту роль.
«Филадельфийская история» восстановила Хепберн в ранге голливудской звезды. Она заключила выгодный контракт со студией «Метро-Голдвин-Майер» (MGM). С благословения владельца студии Луиса Майера в 1942 году она снялась в фильме «Женщина года». Это ироническая повесть о сильной представительнице слабого пола, которая разрывается между личным и общественным долгом. Партнером Хепберн был Спенсер Трейси, с трудом уговоривший себя взяться за роль ее экранного мужа. Картина «Женщина года» получила широкий резонанс в обществе. Скромные домохозяйки воспылали желанием покорить мир. А Хепберн свыклась с ролью рупора общественности. 19 мая 1947 года она выступила в поддержку американских коммунистов. Впоследствии Хепберн трактовала этот поступок как шаг в защиту актеров, уволенных по политическим соображениям.



"Женщина года"


"Summertime", 1955












Потом были фильмы «Ребро Адама» и «Африканская королева». Последний был номинирован на «Оскар». Фильм «Угадай, кто придет на ужин» 1967 года стал последним совместным фильмом Кэтрин Хепберн и Спенсера Трейси - Трейси не стало спустя считанные дни после завершения съемок. За роль в этом фильме Хепберн удостоилась премии «Оскар». Но радости от него было мало.

Актриса не боялась старости, но старость раздражала ее как неизвестность. Ее волновала потеря былой подвижности, а не красоты. «Если можешь двигаться, значит дойдешь до цели, но стоит раз остановиться, считай, что ты проиграл». Это манифест жизни от четырехкратной обладательницы премии «Оскар».





























































THE DIVINE MS H - известная анлийская писательница Зэди Смит о Кэтрин Хепберн

Six of the best: The life and pictures of Katharine Hepburn

"Я. ИСТОРИИ ИЗ МОЕЙ ЖИЗНИ" - АВТОБИОГРАФИЯ КЭТРИН ХЕПБЕРН

..

актрисы, cinema

Previous post Next post
Up