В этом году опять ездили в Коломну погулять. На этот раз я подготовилась, разработала маршрут, начиталась и вооружилась картой. Нам от дачи до Коломны 30-40 км - вообще красота!
Итак, когда въезжаете в город, вас с правой стороны встречает церковь Михаила Архангела - один из самых больших храмов Коломны. Долгое время здесь находился краеведческий музей, но в 2007 году, после реставрации, в церкви вновь начались богослужения. Это единственный храм в Коломне, где проводятся службы для глухих и слабослышащих людей.
Чуть дальше встречает гостей города колокольня Иоанна Богослова - символ купеческой Коломны, 67 метров в высоту, 5-ярусная, в строгом классическом стиле с тонкой отделкой. Колокольня венчает каре из торговых рядов, в центре которых находится церковь Иоанна Богослова. Деревянная церковь стояла в этом месте еще в 16 веке. А современные очертания храмовый комплекс получил в начале 19 века в честь победы в Отечественной войне. Колокольня, построенная полтора столетия назад, до сих пор является одним из самых высоких зданий в городе. Раньше рядом с ней стояла ажурная металлическая Шуховская водонапорная башня. Высота башни достигала 45 метров, а резервуар вмещал 10 тысяч ведер. В городе были установлены восемь художественно оформленных водоразборных колонок, и коломенцы получали чистейшую артезианскую воду. Одна из таких колонок сохранилась у фабрики по производству пастилы.
Слева от колокольни видны сохранившиеся участки кремлевских стен. Коломенский кремль был построен немногим позже московского, по этой причине между двумя сооружениями есть много общего - были использованы те же приемы строительства фортификационных сооружений, совпадают названия некоторых башен. По площади коломенская крепость лишь немного уступает московской. По оборонительной способности же, пожалуй, превосходит - это лишний раз подтверждает, какое важное значение играла Коломна в обороне южных рубежей Московского княжества.
По указу Василия III для защиты от татарских набегов в 1525 - 1531 годах в Коломне строится каменный кремль. Площадь кремля составляет 24 га, по периметру расположены 17 башен, вокруг глубокий ров. К сожалению, коломенский кремль дошел до наших дней в печальном состоянии. Сохранились лишь два фрагмента стен и 7 башен. Выстояв во времена вражеских нашествий, могучая крепость была разрушена временем... и коломенцами. К концу XIX века стены были почти полностью разобраны местными жителями для своих нужд, и лишь царский указ положил конец произволу.
Возможно, это покажется необычным, но на территории кремля живут люди! Здесь стоят жилые дома, в которых живут рядовые коломенцы. Конечно, в основном, это не современные здания, а застройка, уже отметившая свое первое столетие. Практически каждый дом здесь является не только памятником архитектурного искусства, но и хранителем человеческих судеб.
На улицу Октябрьской революции выходит наиболее сохранившийся участок кремлевской стены, окаймленный Маринкиной и Грановитой Башнями, с Михайловскими воротами посередине.
Грановитая башня, названная так из-за своей формы - шестигранная снаружи и прямоугольная внутри - в настоящее время является музеем древнеруссого боевого искусства. Здесь можно увидеть настоящие побоища на мечах, а также самим примерить боевые доспехи.
Знаменитая Маринкина башня, пожалуй, самая известная в коломенском кремле, символизирует Коломну.
Каждый коломенец поведает Вам историю о том, как в Маринкину башню была заточена жена обоих Лжедмитриев - Марина Мнишек, и умерла там от тоски по воле. Есть и более мистический финал. Каждую ночь душа Марины оборачивалась вороной и летала вокруг башни. Но однажды коломенский воевода с церковною братией пробрались в башню, и окропили тело пленницы и стены темницы святой водой. И не смогла душа вернуться к телу, так и летает она черной вороной по России, пугая людей. История эта рассказывается по-разному, а истина сокрыта временем, однако, тот факт, что коломенцы натерпелись во времена смуты, подтверждает название башни - не Маринина, а презрительное Маринкина.
От колокольни Иоанна Богослова в сторону кремля уходит улица Лажечникова. В XIX веке на этой улице, которая носила тогда название Брусенская, находились главные городские учереждения.
Когда-то в начале улицы стояли вторые по значимости после сохранившихся Пятницких, и не уступающие им красотой, Ивановские ворота кремля. Над проездной аркой ворот находилась барельефная икона, вырезанная из цельного белого камня, изображавшая Богоматерь с младенцем и евангелиста Иоанна Богослова. Позже ворота пришли в ветхое состояние и были разобраны. Каменная икона была передана церкви Иоанна Богослова, однако, после революции 1917 года помещение церкви было переоборудовано, и след барельефа утерян. В 80-е годы прошлого века его обнаружили вновь, замурованным в одной из ниш трапезной. Состояние иконы было печальным, многие детали утрачены, однако, со временем это произведение искусства вновь станет всеобщим достоянием.
По левой стороне улицы Лажечникова за кирпичной оградой с башенками расположен Брусенский монастырь. Монастырь возник вокруг шатровой церкви Успения Пресвятой Богородицы, построенной в 16 веке по приказу Ивана Грозного в честь взятия Казани.
Рядом с древней церковью высится величественный Крестовоздвиженский собор, посторенный во времена расцвета монастыря игуменьей Олимпиадой. Ее могилу Вы найдете рядом с алтарем храма. Собор лишь недавно вновь обрел купола. Монастырь строился он не одно столетие, в основном на деньги жертвователей, но, к сожалению, многие из уникальных построек, свидетельства любви и уважения горожан, до наших дней не дошли. По линии ограды монастыря некогда стояла высокая надвратная колокольня, которая в 1939 году была разобрана до основания.
Потом можно полюбоваться рекой.
Потом идем на Соборную площадь. Время её возникновения можно отнести к XIV веку, когда Коломна вошла в состав Московского княжества. Внешний вид Соборной площади складывался на протяжении нескольких столетий, неоднократно изменяясь, однако, всегда центральное место здесь занимал Успенский собор.
Собор Успения божией матери был заложен Дмитрием Донским в честь первой победы русских войск над Золотой ордой в битве при реке Вожа. Святыней храма была Донская икона Божией матери, которая сопровождала князя в его походах.
Первоначально собор выглядел иначе, чем сейчас. Историки архитектуры реконструируют его в виде трёхглавого, на высоком подклете, с междуярусным резным поясом. Храм украшала пирамида кокошников, и его верх был похож на кедровую шишку. Со стороны казалось, что собор парит в воздухе! Предполагают, что в росписи собора принимал участие Феофан Грек. Его же кисти приписывают и икону Донской Богоматери, хранившейся в Успенском соборе. Впоследствие собор многократно перестраивался. Интересно отметить, что в коломенском соборе богатство декора северного портала не уступает нарядности отделки западного. Разгадка этого обстоятельства кроется в том, что от северной стороны площади вплоть до Тайницкой башни стоял государев двор. Княжеский двор в Коломне подтверждал важное стратегическое положение города. Он отличался большими размерами - в длину 102 метра, в ширину - 85 метров - и был сопоставим с царским двором Московского Кремля. В 1929 году собор был полностью разорен и разграблен. Сейчас собор отреставрирован и снаружи, и внутри. В 1999 году он был повторно освящен Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II. При храме работает иконописная мастерская.
Напротив великокняжеского дворца возвышался дворец Коломенского епископа. Учреждение Коломенской епархии еще раз подчеркивает значимость Коломны для Московского княжества. Позднее, при Павле I, по состоянию дел Коломенская епархия была упразднена. Для содержания бывшей епископской резиденции, сюда переводится часть братии из Старо-Голутвина монастыря. Отсюда и название - Свято-Троицкий Ново-Голутвин женский монастырь.
На территории обители привлекает внимание Троицкая церковь. Нарядное убранство этой церкви, построенной в стиле московского барокко, выделяет ее среди коломенских храмов, отделка которых преимущественно носит черты классицизма. Самым значительным памятником монастыря считают Покровскую церковь, выстроенную в первой половине XIX века в псевдоготическом стиле . Одним из лучших произведений ампира в Коломне является монастырская колокольня. Высокий шпиль колокольни просматривается со многих точек в городе, являясь ориентиром кремля. На территории монастыря сохранились Братский и Семинарский корпуса.
Ново-Голутвин монастырь - первая открывшаяся в Московской епархии православная женская обитель. В монастыре живет около 90 сестер, действует музей, работают мастерские, есть даже минизоопарк. При монастыре есть воскресная школа, а также крупная библиотека духовной литературы.
Слева от Успенского собора расположена пятиглавая Тихвинская церковь, построенная в честь иконы Божией матери "Утоли моя печали". Современный вид церковь обрела в 1861 году, когда она была перестроена на средства Ф.П. Тупицына. Существовал, однако, проект строительства большого нового храма западнее шатровой колокольни, но, по каким-то причинам, он не был реализован. Церковь перестроили на старом основании, а на месте предполагаемого строительства возвели двухэтажный корпус приходского училища, где ныне располагается школа №3.
К церкви примыкает шатровая колокольня XVII в. По размеру она сравнима с Успенским собором, и является одним из крупнейших сооружений такого типа в Московской области. После периода упадка, в 90-е годы, колокольня зазвучала вновь, обретя колокола стараниями церковной общины. Самый большой колокол весит более двух тонн, однако, он значительно уступает своему дореволюционному предшественнику.
В 2007 году Коломна была выбрана местом проведения торжественных мероприятий в честь Дня Славянской письменности и культуры. Символично, что город стал столицей празднования в юбилейный для себя год - год 830-летия.
В связи с этим в Коломне на Соборной площади был открыт памятник святым равноапостольным братьям Кириллу и Мефодию. Композиция выполнена известным скульптором Александром Рожниковым - автором памятника самому лучшему постовому милиционеру Дяде Степе. Фигуры просвятителей выполнены в полтора человеческих роста. Святой Кирилл держит в руке свиток с алфавитом, а святой Мефодий - Евангелие. Позади святых установлен православный крест, за образец которого взят крест с колокольни Ивана Великого в Кремле. Общая высота монумента от подножья постамента составляет 7,5 метра. При выполнении земляных работ на месте установки памятника были обнаружены части скелета, наконечники стрел и другие археологические находки, которые переданы в краеведческий музей.
Подготовка к празднованию дня Славянской письменности послужила поводом к проведению массовых восстановительных работ в старой части города - было отреставрировано 13 храмов, и установлен еще один памятник - Дмитрию Донскому - рядом с Маринкиной башней кремля. Автор композиции Александр Руковишников. Высота статуи 9 метров, а весит она 6 тонн. Памятник является уникальным, в своем роде, сооружением, поскольку, больше ни в одном городе нет конной скульптуры князя.
За Тихвинской церковью, чуть ближе к Москве-реке, находится одна из самых древних Коломенских церквей - Воскресения Словущего. Когда-то она соединялась галереей с великокняжеским дворцом. В 1366 году в этом храме венчался Дмитрий Донской. До XX века здесь хранилась ценная реликвия - ковш, который использовался при венчании князя. Но в 1929 году храм постигла участь большинства Коломенских церквей. Он был разорен и долгое время использовался как спортивный зал.
Следующая церковь на нашем пути - церковь Николы Гостиного. Этот храм строился одновременно с кремлем, и являлся одним из первых кирпичных зданий города. Инициатором постройки выступил именитый купец, гостивший в городе, что и определило название. Служба в церкви начиналась на час раньше, чтобы прихожане-купцы смогли вовремя открыть свои лавки.
Обе церкви имели изящные колокольни, которые были разрушены в советские времена воинствующими атеистами.
Последней встречается нам на территории кремля - Крестовоздвиженская церковь. Здесь какое-то время хранилась главная Коломенская святыня - список с иконы Донской богоматери.
Справа и слева от церкви стоят дворянские особняки, которые вместе с храмом образуют архитектурный ансамбль, выстроенный в классическом стиле.
В 1775 году Коломну посетила Екатерина II. Это событие значительно повлияло на дальнейшую историю города и на его внешний облик. Императрице понравился город и прием, который оказали ей горожане, но она осталась недовольна запущенным видом Коломны и хаотичностью застройки улиц! Все, что не укладывалось в рамки регулярности считалось тогда хаотичным и безалаберным. В результате московскому архитектору М.Ф. Казакову было поручено составить новый план города по всем законам классицизма.
Коломна, как и многие русские города в то время, была полностью перепланирована и перестроена. Появились прямые улицы, площади, жилая застройка по образцам - портики, фронтоны, фасады в три окна с мезонином. Дома выведены на красную линию, а въезды во дворы оформлены воротами, которые также относятся к памятникам архитектуры. На своих местах остались только средневековые храмы и "Дом воеводы" - палаты, постороенные в 17-18 веках. Единственная улица, которая осталась от средневековой планировки, как ни странно, носит имя Казакова.
Покидаем кремль через одну из самых красивых башен - Пятницкие ворота. Когда-то они были главным парадным вьездом в город. Именно с этой башни 5 веков назад началось строительство коломенского кремля. В старину ворота были украшены иконами и барельефами. Сейчас над проездной аркой со стороны кремля находится икона Новозаветная Пресвятая Троица, Список с Донской Иконы Божией Матери и небесные покровители Коломны. Со стороны посада над воротами можно прочитать молитву: «Спаси Христе Боже град сей и люди твоя и благослови вход во врата сия». Именно с этой молитвой в Коломну въезжали и Дмитрий Донской, и Иван Грозный. В проезде ворот сохранились щели для заградительных решеток. Во время боя эти решетки опускались, отсекая неприятеля с двух сторон, затем врагов расстреливали из бойниц внутри башни. Кроме того, проезд защищался массивными створчатыми воротами, до наших дней не дошедшими. Зато дошла легенда, объясняющая их исчезновение, и связана она опять с Мариной Мнишек.
После смерти Лжедмитрия II Марина живет в Коломне около года. За ней приезжает ее любовник атаман Иван Заруцкий, он грабит и поджигает город. Далее их путь лежит на Рязань. Однако, награбленное добро отягощает быстрых казаков, и они принимают решение спрятать ценности в двадцати пяти верстах от города, недалеко от села Богородского, что в урочище Старцевский брод. Богатства были сложены в яму, а сверху клад прикрыли коваными створами, снятыми с ворот башни Пятницкой, и засыпали землей. А на этот схорон было наложено заклятье страшное. Да такое, что многие искали клад тот, и не нашли, а только сгинули.
Когда-то Пятницкие ворота выходили на дорогу Владимир - Кашира. Теперь же мы попадем на улицу Зайцева, и, свернув налево, к набережной Москвы-реки, увидим пешеходный понтонный мост через реку.
Два столетия назад в этом месте стояла одна из красивейших башен коломенского кремля - Свиблова. Мощная, стройная, увенчанная сверху двумя рядами зубцов, она возвышалась над откосом на 34 метра, и охраняла водные пути в Коломну. Существуют свидетельства, что пришедшую в ветхое состояние башню коломенцы обрушили принудительно - заменили блоки фундамента деревянными столбами, которые затем подожгли - так Коломна, да и вся Россия, в одночасье лишились уникального сооружения.
На другом берегу во всей своей красе предстает Бобренев монастырь.
Бобренев монастырь был заложен в 1381 году Дмитрием Донским после победы на Куликовом поле, и назван в честь одного из военначальников - Боброка. В то время монастырь являлся сторожевым пунктом на подступах к Коломне, которая, в свою очередь играла важную роль в обороне Москвы.
К началу 18 века древняя церковь обветшала, и на ее месте в 1857 году был возведен каменный собор. Он также многократно перестраивался, сейчас на это месте главный храм монастыря - собор Рождества Пресвятой Богородицы. Рядом находится отапливаемая Федоровская церковь, построенная в 1861 году в стиле позднего классицизма.
Ажурные башенки монастырской ограды построены в конце 18 века и выдают замысел знаменитого М. Казакова. Участок стены с севера и запада построен чуть позже, но не менее интересен в архитектурном плане.
Про монастырь расскажут горожане, что происходит там чудо, о котором монахи не любят говорить - иногда слышится ангельское пение, но далеко не каждому дано его услышать.
А еще хранится в монастыре репродукция иконы Федоровской Божией матери, современная, каких отпечатаны сотни, но с ней связана удивительная история. Подарена она монастырю женщиной, которой приснился указывающий сон. Славится икона своей чудодейственной силой - приезжают ей поклониться будущие роженицы. Икона украшена многочисленными крестиками и цепочками - подарками благодарных мам.
Древняя коломенская земля богата легендами. Стоя на берегу Москва-реки и любуясь белокаменным монастырем, вспомним еще одну, связанную с этим местом.
Весной воды Москва-реки разливались так, что другого берега и не видно было. От дома к дому жители добирались на лодках, а Бобренев монастырь стоял как остров, отражаясь в обступившей его воде. И случалось на Москве-реке чудо, увы, не доступное взорам современников, но в те времена привлекавшее на берег реки толпы зрителей. Полноводная река несла обломки льда и деревья вниз, в Оку. Но вдруг вода останавливается и идет назад! Движется мощная волна против течения верст на сто.
Говорили, что это замученные крестьяне, утонувшие в реке, идут в Москву за правдой. Некогда был в поместье князя Черкасского, что у села Ачкасово, управляющий немец, настоящий изверг. Он страшно издевался над крестьянами, а их попытки пожаловаться князю делали его только злее. Доведенные до предела работники убили управляющего с женой. Рассерженный князь вызвал из Москвы уланов. Солдаты рубили людей саблями и гнали в холодную реку. Никто не выжил, и с тех пор каждую весну поднимались умершие и шли в Москву с жалобой. Но в районе Бронниц силы их покидали, и они возвращались в свои могилы.
Вернемся снова к Пятницким воротам. Улица Зайцева представляет собой памятник архитектурной застройки XIX века. Двухэтажные домики, тесно прижавшиеся друг другу, живописные арки, ведущие во дворы... Фасады зданий подреставрированы и покрашены краской разного цвета. А ведь когда-то каждый из этих домиков имел свое уникальное лицо! Фасады этих зданий были украшены декоративными элементами, которые реставраторы посчитали нужным сбить.
Почти напротив Пятницких ворот стоит старый дом, окна забиты досками, внутри пустой, сохранился один остов. Но и сейчас заметно, какое это когда-то было красивое здание. Дом известен как усадьба богатых купцов Шараповых. Некогда усадьба занимала почти пол квартала. Позднее здание приглянулось коломенским дворянам, и здесь находилось дворянское собрание. В советское время дом был отдан под общежитие.
Чуть выше по улице Зайцева открывается широкая площадь, которая называлась Житная. Два раза в неделю площадь бывала густо уставлена крестьянскими телегами - здесь проходили Коломенские ярмарки. По периметру площади были устроены торговые ряды, представлявшие собой серию лавочек с входами-арками - здесь торговали состоятельные горожане и купцы. С постройкой железной дороги торговля в Коломне стала спадать, постройки пришли в запустение и были снесены. Сохранилось лишь одно здание напротив авторынка. Сегодня Житная площадь - это место народных гуляний - здесь установлены деревянные горки и качели, по конструкции соответствующие старо-русской традиции.
К востоку от Пятницких ворот на несколько кварталов раскинулся купеческий посад. Когда-то это был центр торговой и ремесленной Коломны. Память о тех временах хранят лишь несколько церквей, дошедших до наших дней. В отличие от территории кремля, которая в последнее время преобразилась и украсилась, возрождение посада идет медленнее. Продолжается реставрация храмов, а вот улицы посада, застроенные в XIX веке, сохраняют черты Коломны века двадцатого. Пройдя по улице Пушкина, а затем Посадской, Вы увидите и то и другое.
Слева, в Москворецком переулке, стоит церковь Покрова Божией матери - памятник войне 1812 года. Известно, что последний ее священник был расстрелян в 1938 на Покров...
Далее по улице Посадской встречается Воскресенская церковь (Николы на Посаде). Церковь славится своим необычным убранством - не имеющие аналогов, уникальные, расположенные в пять ярусов 106 кокошников. Кроме того, это единственная в Коломне старообрядческая церковь. К церкви была пристроена красивая шатровая колокольня, от которой до наших дней дошел только нижний четверик.
Кресты Воскресенской церкви украшены коронами. Существует легенда, что однажды, во время венчания, ветер сорвал короны с голов молодых людей. Окзалось, что венчаются брат и похищенная в детстве сестра.
В соседнем доме жил писатель Борис Пильняк, здесь он написал немало произведений, в конце обязательно указывая адрес: "Коломна. Никола на Посадьях".
Потом мы попали в Музей пастилы (вход со стороны Арбатской улицы)
Встречают вас чудесные барышни в кринолинах - прям "Женитьба Бальзаминова"))) "Скучно, Анфиса. - Скучно, Лариса."
Потом мы дошли до фабрики пастилы. Можно попасть на экскурсии в Музей и на Фабрику, но это только по предварительной записи. Летом они под завязку. Поэтому мы никуда не попали, только купили супердорогой пастилы нескольких видов.
Потом мы долго бродили, делая покупки, и наткнулись на это:
Украшение архитектурного облика Коломны - усадьба купцов Ротиных, вы строенная в середине XIX века (ул. Комсомольская, 18). Она состоит из главного дома и флигеля, выходящего на улицу Савельича. Стены первого этажа обработаны «бриллиантовым рустом», на стенах второго этажа выполнен сложный геометрический орнамент, напоминающий тиснение.
Примечательны парные фигуры грифонов над окнами второго этажа, которые держат геральдические щиты с коронами и цветочными гирляндами. Оконные перемычки украшены женскими головками в раковинах и растительным орнаментом. Внутри частично сохранилась отделка из розового и голубого доломита, добывавшегося у села Протопопове (ныне посёлок им. Кирова в составе Коломны) и потому получившего название «коломенский мрамор».
Представители семьи Ротиных, выходцев из дворовых крестьян, относились к богатейшим людям Коломны XIX века, благосостояние которых выросло от торговли скотом. Они создали себе славу не только деньгами, но и активной общественной деятельностью и благими делами. Их стараниями фактически дана была новая жизнь коломенским монастырям: Ново-Голутвину монастырю (где впоследствии было введено их вечное поминание) и Старо-Голутвину монастырю.
Тут очень много текста, но я хочу сохранить всю эту информацию в первую очередь для себя. Планирую даже расширить пост, когда прочитаю путеводитель, который купила в Коломне в тот день.