В последнее время так получилось, что я много смотрел и читал пособий и наставлений для авторов и сценаристов. И заметил я там одну вещь, которую, по идее, должен был заметить уже давно, но как-то до сих пор она от меня ускользала
( Read more... )
"Конечно, история, которую пересказал Кастанеда, не нова. Другой латиноамериканец, Хорхе Луис Борхес вообще утверждал, что новых историй нет, и в мире их существует всего четыре. Первая - это история об укрепленном городе, который штурмуют и обороняют герои. Вторая - это история о возвращении, например, об Улиссе, плывущем к берегам Итаки, или, в нашем случае, о доне Хенаро, направляющемся домой в Икстлан. Третья история - это разновидность второй, рассказ о поиске. И четвертая история - рассказ о самоубийстве Бога."
*в оригинале "о поиске" -- это не "о поиске" -- а просто quest
Потому что они не знают, откуда на самом берутся хорошие истории, но что-то же сказать надо, а тут вот теория какая-то есть. И так отнюдь не только в сценарном деле.
Нельзя рассказать две теории, если они друг с другом не бьются, и нельзя рассказать одну теорию, которая будет противоречить лежащему рядом в магазине другому аналогичному пособию. Видимо, мономиф на данный момент "в тренде", соответственно все книги с ним двигаются, а все, где трех-актная структура или еще что, отъезжают в нишевую зону, до Вас не доходящую.
потому что при скоростном обучении удобно продавать одну схему. все же уже знают, что это хорошо? вот и славно. в ucla преподают и другие, хотя действительно выделяют кэмпбелла как продуктивную методику.
Скорее всего речь идёт все-таки о сценаристах кино, где "хорошо продается" означает - "ваш сценарий понравится продюсеру". Очень и очень может быть, что первый сценарий неизвестного автора имеет шанс сегодня быть продан по этой и только по этой схеме. Впрочем и для начинающего автора ищущего издателя схема кажется стандартно-эфыективной. Потом, после первого успеха можно уже браться за что-то посложнее, когда за спиной какая-то заслуга. Ну или автор гений сразу, но тогда он и на курсы пришел чисто поржать.
Безусловно, эти соображения играют роль. Но тогда было бы логичнее так и говорить: "Это всего лишь одна из множества историй, но сейчас лучше всего продаются именно такие".
Это значило бы признать: "Мы вас учим не творчеству, а продажам". И, к тому же, потребовало бы доп. объяснений: а как вовремя узнать, когда тренд поменяется, и что после этого делать.
Потому что люди вообще склонны принимать один из вариантов за единственный, это дико распространенный ошибочный паттерн, он буквально везде.
Кстати с Фрейдом, на котором основан Кемпбелл, случилась ровно та же история, весь этот секс как универсальная причина, сновидения как исполнение желаний.
Кэмпбелл, мне кажется, все-таки не на Фрейде основан, а на Юнге. Архетипы, путь к Самости, все дела.
Но ошибка и вправду очень распространенная. Как раз потому и удивительно, когда ее совершают люди, которым вроде бы по должности положено знать о других вариантах.
Я в школе учил английский, так что пришлось гуглить выражение :))
Но да, Кэмпбелл брал идеи у более чем одного сумрачного германского гения. В "Масках Бога" он буквально разрывается между западным идеалом обожения и восточным осознанием иллюзорности себя.
Comments 60
"Конечно, история, которую пересказал Кастанеда, не нова. Другой латиноамериканец, Хорхе Луис Борхес вообще утверждал, что новых историй нет, и в мире их существует всего четыре. Первая - это история об укрепленном городе, который штурмуют и обороняют герои. Вторая - это история о возвращении, например, об Улиссе, плывущем к берегам Итаки, или, в нашем случае, о доне Хенаро, направляющемся домой в Икстлан. Третья история - это разновидность второй, рассказ о поиске. И четвертая история - рассказ о самоубийстве Бога."
*в оригинале "о поиске" -- это не "о поиске" -- а просто quest
Reply
Интересно, кстати, к которой из этих категорий он отнес бы "Евгения Онегина" или "Преступление и наказание"? :)
Reply
ЗЫ. Мишу Успенского уже не спросишь, но вот Андрея можно и попытать...
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Кстати с Фрейдом, на котором основан Кемпбелл, случилась ровно та же история, весь этот секс как универсальная причина, сновидения как исполнение желаний.
Reply
Но ошибка и вправду очень распространенная. Как раз потому и удивительно, когда ее совершают люди, которым вроде бы по должности положено знать о других вариантах.
Reply
кстати, кэмпбелл, это не юнг, и не фрейд, конечно же, а такой завуалированный шопенауэр. майне майнунг нах.
Reply
Но да, Кэмпбелл брал идеи у более чем одного сумрачного германского гения. В "Масках Бога" он буквально разрывается между западным идеалом обожения и восточным осознанием иллюзорности себя.
Reply
Leave a comment