Кризис жанра

May 17, 2019 13:10

В последнее время так получилось, что я много смотрел и читал пособий и наставлений для авторов и сценаристов. И заметил я там одну вещь, которую, по идее, должен был заметить уже давно, но как-то до сих пор она от меня ускользала ( Read more... )

массовая культура

Leave a comment

Comments 60

ento_iya May 17 2019, 13:33:58 UTC
потому что Икстлан-Петушки.

"Конечно, история, которую пересказал Кастанеда, не нова. Другой латиноамериканец, Хорхе Луис Борхес вообще утверждал, что новых историй нет, и в мире их существует всего четыре. Первая - это история об укрепленном городе, который штурмуют и обороняют герои. Вторая - это история о возвращении, например, об Улиссе, плывущем к берегам Итаки, или, в нашем случае, о доне Хенаро, направляющемся домой в Икстлан. Третья история - это разновидность второй, рассказ о поиске. И четвертая история - рассказ о самоубийстве Бога."

*в оригинале "о поиске" -- это не "о поиске" -- а просто quest

Reply

anairos May 17 2019, 13:54:22 UTC
Вот как раз и интересно, что для Коркиса-Боркиса историй было хотя бы четыре, а для современных гуру сторителлинга осталась только одна -- квест.

Интересно, кстати, к которой из этих категорий он отнес бы "Евгения Онегина" или "Преступление и наказание"? :)

Reply

ento_iya May 17 2019, 13:57:23 UTC
"про индейцев" :) ну помнишь же. были три категории фильмов "про войну", "про индейцев" и про "новый год".

ЗЫ. Мишу Успенского уже не спросишь, но вот Андрея можно и попытать...

Reply

mozgosteb May 17 2019, 14:00:23 UTC
Преступление и наказание - о самоубийстве Бога. Евгений Онегин - история об укрепленном городе, который штурмуют и обороняют герои))

Reply


elotar May 17 2019, 13:34:05 UTC
Потому что они не знают, откуда на самом берутся хорошие истории, но что-то же сказать надо, а тут вот теория какая-то есть. И так отнюдь не только в сценарном деле.

Reply

anairos May 17 2019, 13:56:52 UTC
Версия убедительная. Но и для других типов историй тоже есть теории и формулы.

Reply

elotar May 17 2019, 14:05:15 UTC
Нельзя рассказать две теории, если они друг с другом не бьются, и нельзя рассказать одну теорию, которая будет противоречить лежащему рядом в магазине другому аналогичному пособию. Видимо, мономиф на данный момент "в тренде", соответственно все книги с ним двигаются, а все, где трех-актная структура или еще что, отъезжают в нишевую зону, до Вас не доходящую.

Reply


kovaleva May 17 2019, 13:34:33 UTC
потому что при скоростном обучении удобно продавать одну схему. все же уже знают, что это хорошо? вот и славно. в ucla преподают и другие, хотя действительно выделяют кэмпбелла как продуктивную методику.

Reply


karachee May 17 2019, 13:50:25 UTC
Скорее всего речь идёт все-таки о сценаристах кино, где "хорошо продается" означает - "ваш сценарий понравится продюсеру". Очень и очень может быть, что первый сценарий неизвестного автора имеет шанс сегодня быть продан по этой и только по этой схеме. Впрочем и для начинающего автора ищущего издателя схема кажется стандартно-эфыективной. Потом, после первого успеха можно уже браться за что-то посложнее, когда за спиной какая-то заслуга. Ну или автор гений сразу, но тогда он и на курсы пришел чисто поржать.

Reply

anairos May 17 2019, 13:58:41 UTC
Безусловно, эти соображения играют роль. Но тогда было бы логичнее так и говорить: "Это всего лишь одна из множества историй, но сейчас лучше всего продаются именно такие".

Reply

greatebattle May 17 2019, 15:47:46 UTC
Это значило бы признать: "Мы вас учим не творчеству, а продажам". И, к тому же, потребовало бы доп. объяснений: а как вовремя узнать, когда тренд поменяется, и что после этого делать.

Reply


raoul_duke23 May 17 2019, 14:38:47 UTC
Потому что люди вообще склонны принимать один из вариантов за единственный, это дико распространенный ошибочный паттерн, он буквально везде.

Кстати с Фрейдом, на котором основан Кемпбелл, случилась ровно та же история, весь этот секс как универсальная причина, сновидения как исполнение желаний.

Reply

anairos May 17 2019, 14:57:21 UTC
Кэмпбелл, мне кажется, все-таки не на Фрейде основан, а на Юнге. Архетипы, путь к Самости, все дела.

Но ошибка и вправду очень распространенная. Как раз потому и удивительно, когда ее совершают люди, которым вроде бы по должности положено знать о других вариантах.

Reply

ento_iya May 17 2019, 15:17:55 UTC
они не хотят в них верить :)
кстати, кэмпбелл, это не юнг, и не фрейд, конечно же, а такой завуалированный шопенауэр. майне майнунг нах.

Reply

anairos May 17 2019, 15:28:12 UTC
Я в школе учил английский, так что пришлось гуглить выражение :))

Но да, Кэмпбелл брал идеи у более чем одного сумрачного германского гения. В "Масках Бога" он буквально разрывается между западным идеалом обожения и восточным осознанием иллюзорности себя.

Reply


Leave a comment

Up