Если петух снесёт яйцо, а человек выносит его у себя под мышкой, и всё это время не будет мыться, молиться, входить на освящённую землю и даже разговаривать с людьми, то из этого яйца непременно вылупится...
Нет, не василиск. Василиска жаба должна высиживать. А если человек, то получится куда более полезное существо.
В Мордовии его называют Куйгорож (от «куй» - «змея» и «корож» - «сова»). По такому имени можно было бы ожидать что-то вроде дракончика (или того же василиска). Но Куйгорож - вовсе не дракончик, а существо без определённого облика, умеющее оборачиваться летучим огнём.
Вылупившийся Куйгорож всюду сопровождает своего хозяина, и даже ночует у него под мышкой, где родился.
Зачем идти на подобные трудности? Ради богатства. Куйгорож принесёт своему «отцу» всё, что только может понадобиться. Кто им владеет - тот стремительно богатеет.
Одно плохо - Куйгорож намного энергичнее человека, отдыхать ему не надо, и он постоянно требует работы. А не дашь - начнёт и тебя донимать, и дом разносить, как хаски на стероидах.
Чтобы на время его унять - ему дают задания, которые невозможно исполнить до конца. Например, переливать реку в ямку в песке. А если хочешь избавиться от него насовсем - скомандуй сделать нечто вовсе неисполнимое. Тогда Куйгорож от стыда улетит или самоликвидируется... правда, с собой вполне может забрать всё то, что раньше приносил.
Точно такие же предания рассказывают и словаки, живущие довольно-таки далеко от мордовских краёв.
Там такое существо называется цмок, он же змок, он же смок, он же Смауг... а, нет, там совсем другой, германский корень. «Змок» значит «змей», но выглядит это существо обычно как мокрый чёрный цыплёнок. Видимо, потому, что «змокнути» по-словацки обозначает «вымокнуть».
В остальном всё то же самое - и метод появления на свет, и свойства, и характер у змока и Куйгорожа совершенно одинаковые. Даже «пламенный» облик у него есть - он оборачивается огненной цепью.
Есть у него и своя, уникальная особенность: по ночам змок превращается в женщину (или мужчину, если его «вынашивала» баба) и требует, чтобы хозяин с ним спал. Дело это хоть и приятное, но весьма утомительное, и силы хозяйские от такой бурной жизни убывают с невероятной скоростью.
Похожий дух-обогатитель встречается и у венгров (лидерц), и у татар (бичур).
Куйгорож-цмок - существо поистине удивительное. Он стоит на пересечении великого множества разнообразных мифологем. Тут и василиск, с которого мы начали; и змея - хранительница дома (такие есть от Прибалтики до Индии); и «огненный змей», который летает к безутешным вдовам и занимается с ними любовью; и фамилиар колдуна или ведьмы...
Почему, например, дух чаще всего имеет облик птицы, змеи или огня, но может становиться и человеком? Потому что всё это образы, в которых люди испокон веков представляли душу. Такой она становится, когда покидает тело.
Обычно дух очень маленький, так что его можно незаметно носить при себе - иными словами, он невидимка, незримо сопровождающий хозяина. Это в современном искусстве невидимость = полная прозрачность. В фольклоре иначе, там невидимость = крохотный размер и умение искусно прятаться.
Чтобы поддерживать связь, духу нужно, чтобы хозяин питал его своим живым теплом, то есть вниманием и жизненными силами. У такого «донорства» много форм и метафор, поэтому в историях человек «вынашивает» духа, «выкармливает» его и даже занимается с ним сексом. Смысл один: о волшебном помощнике нужно всё время помнить и регулярно что-то специально для него делать. Забудешь о нём хоть ненадолго - беды не оберёшься.
В преданиях дух исполняет приказы хозяина. Однако если посмотреть на правила обращения с ним, картина сразу начинает выглядеть иначе. Куда больше похоже на то, что дух-обогатитель - нечто вроде активного присутствия. Он меняет твою жизнь самим тем, что пребывает с тобой. Если же по каким-то причинам связь между вами оборвётся - всё тут же вернётся к тому состоянию, в котором было до его появления.