Вообще удивительно - почти все религиоведы, культурологи и им подобные специалисты, когда пишут о жертвоприношениях, концентрируются ровно на одном их аспекте: это-де ритуализированная жестокость. Весь смысл обряда - что кого-то тут все вместе узаконенно убивают
(
Read more... )
Comments 21
> это-де ритуализированная жестокость. Весь смысл обряда - что кого-то тут все вместе узаконенно убивают.
А как же тогда приношение муки или хлеба (чуть ли не самая популярная жертва у многих народов). Кого там убивают по их мнению?
> Пища, которой накормили бога, называется у индусов «прасад».
Кришнаитам другую пищу есть вообще запрещено. Именно этим они объясняют своё вегетарианство - вся еда должна быть сначала предложена Кришне, а он мяса не ест. (По этой же причине им запрещено пробовать еду в процессе готовки.)
> У православных тоже есть специальный ритуал для этой цели
Можно ещё вспомнить освящение Пасхальных корзинок, за которое священники традиционно берут себе именно часть освящаемых продуктов.
Reply
Объясняют тем, что это символическая замена. Мол, вначале жертва была человеческой - назначенного разрывали на части и его плотью и кровью удобряли поле. А затем уже заменили хлебом.
Reply
Ну да, про "девушку-кукурузу" у Мирчи Элиаде я помню. Но в голове откуда-то помнится, что человеческие (и вообще кровавые) жертвы появились с осёдлостью и сельским хозяйством, а до этого в жертву приносилась просто еда и ценные вещи. В смысле, не "жертва, убитая на алтаре", а "кусок мяса из общей добычи". Вот только не помню, откуда я это взял...
Reply
Возможно, у меня же и прочитали :) Я ещё несколько лет назад обращал внимание, что только земледельческие народы приносят в жертву людей. Остальные - добычу, скот, плоды земные и так далее.
Скифы, правда, приносили пленных в жертву богу войны, но это особый случай - они считались частью добычи.
Reply
Reply
:) Знаете, как отличить реальную безумную теорию от конспирологической?
Реальная безумная теория закрывает пробелы в понимании у тех, кто действительно хорошо разбирается в теме. Как пример - теории Хокинга о чёрных дырах.
Конспирологическая теория избавляет от необходимости получать знания и разбираться в какой-либо теме вообще. Она объясняет всё любое так, чтобы это объяснение было доступно необразованному обывателю.
Так вот, "палеоконтакт" - именно такая теория. Чтобы в неё поверить, нужно всего лишь не знать ни сравнительного религиоведения, ни мифологии - и ещё ничего не понимать в истории и структуре ритуала. Только тогда объяснение всего любого в религии древним правлением инопланетян-людоедов будет выглядеть убедительно.
Reply
Их называют интерпретациями.
Reply
Назовите как хотите. В любом случае, незнание всех перечисленных мною вещей - единственное условие, при котором такая "интерпретация" не будет выглядеть бредом.
Reply
Принесение в жертву первенца вполне биологически обосновано, так как первый ребенок (ягненок, жеребенок) как правило наименее здоровый и жизнеспособный. По биологическим причинам.
Reply
2. закон моисея запрещал приносить худое, слабое, калечное или увечное. в жертву приносилось лучшее.
Reply
Жрёт в три горла у нас понятно кто. Поэтому мы им ещё плохо поклоняемся.
Reply
Разве жертвоприношения не начинаются только в поздний неолит при производящем хозяйстве?
Reply
Мы не знаем. В поздний неолит, с появлением постоянных поселений, их следы становится проще обнаружить.
Комплексы наподобие всем известного Гёбекли-Тепе, явно были ритуальными, но что именно там делалось, мы не знаем.
Аналогия - штука опасная, однако, сопоставляя образ жизни современных охотников-собирателей с палеолитическими, многие делают вывод, что и тогда некая религия с обрядами и жертвоприношениями должна была уже существовать.
Reply
Вот моя идейка - сначала возникает торговля, а потом кому-нибудь в голову приходит поторговаться с божеством или духами.
Reply
Жертвоприношения совершенно точно старше организованной торговли, и практикуются они даже у тех народов, которые (как эскимосы или аборигены Австралии) регулярного обмена с соседями не вели.
Характер обмена "ты мне - я тебе" они получают очень поздно и не везде. Римляне с их формулой "я даю, чтобы ты дал" тут скорее исключение из правила. Обычно жертва всё-таки воспринимается как "вот тебе твоё".
Reply
Leave a comment